logo search
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

9.5 Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей се­бестоимостью и используется для перекачки газа, нефти, нефтепродуктов. Его удельный вес в общем грузообороте постоянно возрастает. Размещение трасс трубопроводов существенно отли­чается от направлений железных и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что позволяет проклады­вать их по кратчайшему пути. Этот вид транспорта может функ­ционировать в любых климатических и погодных условиях, поте­ри при транспортировке минимальны.

Нефтепроводы появились в России еще в начале XX в. (Ба­ку-Батуми). В дальнейшем создание мощных магистральных нефтепроводов было связано с открытием новых месторождений нефти в Волго-Уральском районе, а затем в Западной Сибири. Трубопроводы проложены в восточные (до Байкала), централь­ные, западные районы России и далее в государства Зарубежной Европы. Вдоль трасс нефтепроводов, за многие тысячи километ­ров от мест добычи ценного сырья, выросли нефтеперерабаты­вающие заводы.

Первый 800-километровый магистральный газопровод (Са­ратов-Москва) был построен в 1947г. Сеть магистральных газо­проводов позволила перевести ряд крупных электростанций на газ. Тысячи городов и населенных пунктов также газифицирова­ны.

В настоящее время в России проложено свыше 217 тыс. км магистральных трубопроводов, в том числе газопроводных маги­стралей, включая газопродуктовы - более 150 тыс. км, нефтепро-водных - более 47 тыс. км, нефтепродуктовых - более 19 тыс. км. Транспортировка продукции ТЭК трубопроводным транспортом составляет 30% общего объема грузооборота. По системе магист­рального трубопроводного транспорта перемещается 100 % до­бываемого в стране газа, 99% добываемой нефти, более 50 % про­изводимых нефтепродуктов.

Перспективы развития нефтепроводного транспорта преду­сматривают экспорт российской нефти и транзит нефти из стран СНГ через территорию России по четырем основным направле­ниям:

1) на западе страны - новое северо-балтийское;

2) в центральных районах - центрально-европейское, тра­диционное для России;

3) на востоке - тихоокеанское (в ближайшее время) и вос­точно-сибирское (в долгосрочной перспективе);

4) на юге - каспийско-черноморско-средиземноморское.

Увеличение разветвленности и создание новых направле­ний позволит не только повысить загрузку действующей сети нефте- и нефтепродуктопроводов, но и будут способствовать ре­конструкции действующих и строительству новых морских пере­валочных комплексов на российском побережье Балтийского и Черного морей.

Газотранспортная система России получит дальнейшее раз­витие через реализацию таких известных проектов, как «Голубой поток», «Ямал-Европа», Североевропейский газопровод. Китай­ский газовый проект.