logo search
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

9.4 Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт в основном используется при перевозке небольших потоков грузов и пассажиров на короткие расстояния. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Важ­ное место в перевозках грузов автотранспорту принадлежит в тех районах, где нет других видов транспорта, например в некоторых районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Велико значение автомобильного транспорта в обслужива­нии промышленности и сельского хозяйства, торговой сети и строительства.

Протяженность автомобильных дорог в современной России - более 920 тыс. км в том числе с твердым покрытием - 750 тыс.км. Однако в России не хватает автомобильных дорог. Спе­циалисты считают, что для минимального удовлетворения соци­ально-экономических потребностей регионов требуется не менее 1,5 млн. км дорог. При этом особое дело - качество дорог. Во многих регионах до 40 % дорог не имеют твердого покрытия. Многие жители не имеют надежного выезда даже в региональные

центры.

В составе дорог с твердым покрытием на долю федераль­ных приходится 45,4 тыс.км. Остальные дороги - внутрихозяйст­венные и ведомственные. Для сравнения: в США- 300 тыс. км федеральных дорог, которые составляют костяк автодорожной

сети.

Даже при сравнении с автодорожной системой стран «ближнего зарубежья» (бывших республик СССР) получается, что Россия занимает последнее место - 24 км дорог на 1000 км2 территории. Государства Балтии имеют 300-330 км, Азербайджан

и Молдова - по 290 км.

По уровню обеспеченности автодорожной сетью террито­рию России можно разделить на три зоны: Европейская - с отно­сительно развитой сетью дорог (более 100 км на 1000 км"). Как правило, города с областными центрами связаны дорогами с твердым покрытием; Южная зона - с неразвитой и локальной се­тью (около 40 км на 1000 км2); Северная зона, включающая почти всю Сибирь и Дальний Восток - это сплошное бездорожье. Авто­транспорт представлен вездеходами, которые в дорогах не нуж­даются, а имеющиеся дороги используют сезонно (например, «зимники»). Следует отметить, что и места здесь практически

безлюдные.

Необходимо также отметить, что в России производится 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производ­ства в СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие ав­томобильного транспорта.