Глава 5. Машиностроительный комплекс
Машиностроение - одна из отраслей экономики России, состоящая из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.
В отраслевой структуре промышленности России на машиностроение в настоящее время приходится около 20 % (для сравнения: в США - 42 % в ФРГ - 47 %). Доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции (общий объем - 2,3 трлн. долл.) составляет всего 0,3 %, в то время как на экономически развитые страны приходится 70-80 %.
В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России оценивается как кризисная. Предприятия этой отрасли наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество, а поэтому неконкурентоспособна на мировом рынке. Динамику производства основных видов продукции машиностроения характеризуют данные таблицы 5.1.
Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно, но в одних районах машиностроение имеет профилирующие значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например в Восточной Сибири.
С учётом видов выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса выделяют следующие подотрасли: тяжелое и энергетическое машиностроение, станкостроение, транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судостроение, железнодорожное машиностроение),сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, приборостроение, электроника и электротехника.
Среди основных факторов, влияющих на размещение предприятий машиностроения, следует выделить транспортный, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других - сочетание материалоемкости отрасли, трудоемкости, наукоемкости и т.д.
Разветвленная транспортная сеть, наличие удобных магистралей - важное условие, которое в определённой мере учитывается при размещении всех отраслей машиностроительного комплекса. Разнообразие сырья и особенности конструкции разных машин обусловливают производственные связи между машиностроительными заводами, а также предприятиями смежных отраслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло (кооперирование). Развита подетальная предметная специализация различных заводов машиностроительного комплекса.
Многие отрасли машиностроения имеют высокую трудоемкость производственного процесса. Наиболее трудоёмкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и др.). Важное условие для размещения современного машиностроения - это обеспечение квалифицированной рабочей силой, для новейших отраслей - наличие соответствующих центров научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Предприятия машиностроения, производящие оборудование для добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, станки, суда, автомобили, оборудование для текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребления продукта.
Для некоторых подотраслей машиностроения необходимо учитывать и наличие сырьевых баз - сосредоточения предприятий чёрной металлургии, выплавляющих металл для машиностроительных заводов. К металлоемким (или материалоемким) относятся следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое машиностроение и некоторые виды транспортного машиностроения (например, тепловозостроение). Много таких предприятий имеется на Урале, где расположена одна из крупнейших металлургических баз и где образовалось несколько центров тяжёлого машиностроения: в Екатеринбурге (оборудование для металлургической и других отраслей промышленности), в Нижнем Тагиле (производство грузовых вагонов), В Челябинске и Миассе (тракторостроение, производство оборудования для угольной промышленности и автомобилестроение), в Перми (судостроение и машиностроение) и др. Предприятия по производству горношахтного оборудования размещены также в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, Кемерово, Красноярске (около другой металлургической базы - Сибирской).
На предприятиях энергетического машиностроения изготовляются паровые котлы, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины, дизели, электродвигатели. Эти заводы расположены в Бийске, Барнауле, Таганроге, Белгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгодонске (Ростовская область).
Для станкостроения характерно более или менее повсеместное размещение производства, но большая часть выпускаемой продукции всё же приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский экономические районы.
Металлообработка - производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально размещается следующим образом: производство металлических изделий приближено к потребителям, а заготовки - к источникам сырья (основным металлургическим базам России).
Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение.
Отечественная автомобильная промышленность по-прежнему выпускает легковые, грузовые машины, автобусы, троллейбусы. В настоящее время внутренний рынок все больше заполняется импортными автомобилями.
Первые наиболее крупные предприятия этой отрасли были построены в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде (Горьком). В настоящее время легковые автомобили выпускают заводы в Нижнем Новгороде и Ижевске, Миассе и Ульяновске, Москве и Тольятти. Работают автобусные заводы в Павлово (Нижегородская область), Ликино (Московская область), строится завод по выпуску автобусов при участии фирм ФРГ в Голицино (Московская область). Действует единственный в стране троллейбусный завод в Энгельсе (Саратовская область). Грузовые автомобили выпускают в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Набережных Челнах, Миассе. Действуют также специализированные предприятия по производству моторов, дизелей (Заволжье, Ярославль, Москва, Коломна и др.).
В последние годы сдаются в эксплуатацию совместные с иностранными фирмами предприятия, на которых осуществляется сборка автомобилей зарубежных фирм: «Форд моторе», «Дженерал Моторс», «Фиат», «БМВ» и др.
Паровозо- и вагоностроение в России было развито ещё в начале XX века. Крупные заводы функционируют в Нижнем Новгороде, Коломне, Брянске, Санкт- Петербурге, Улан-Удэ, Нижнем Тагиле. Выпуск магистральных паровоз был прекращен в 1957 г., заводы стали специализироваться на производстве тепловозов и электровозов (Коломна, Калуга, Муром, Новочеркасск).
В Брянске выпускаются изотермические вагоны, Мытищах - для метрополитена, Нижнем Тагиле с повышенной грузоподъемностью, Твери двуяросные для перевозки автомобилей, Абакане, Алтайске, Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке и Усть-Катаве обычные для перевозки пассажиров.
Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах: Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Архангельск (в г. Северодвинске - атомные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.
Россия является мировым лидером в строительстве судов смешанного типа «река-море», кораблей и судов с динамичными принципами поддерживания скорости. Несмотря на трудности, испытываемые всеми отраслями машиностроительного комплекса, в стране сохраняются возможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда на воздушной подушке, корабли экранопланы, промысловые суда, плавучие буровые платформы, суда специального назначения. По оценкам экспертов, потенциал этой отрасли весьма значителен.
Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. В настоящие время отечественное авиастроение испытывает серьезные трудности.
Сохраняет высокую конкурентоспособность ракетно-космическая промышленность. Россия обладает уникальным научным и производственным потенциалом, определяющим её приоритет в области создания пилотируемых космических комплексов для длительных космических полетов. По прогнозу Международного конгресса поставщиков коммерческих космических услуг на запуск коммерческих спутников, до 2007 г. будет затрачено около 30 млрд. дол, из которых Россия вполне может рассчитывать как минимум на треть.
Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство тракторов, впервые осуществленное на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, было потом организовано в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для трелевки леса) и др. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или в географической близости от металлургических баз.
Почти во всех экономических районах производится сельскохозяйственная техника. Заводы построены в Ростове-на-Дону, Таганроге, Пятигорске, Сызрани, Бежецке (Тверская область), Воронеже, Красноярске, Омске, Биробиджане, Люберцах, Туле, Рязани и др. Многие предприятия в настоящие время вынуждены перепрофилироваться и выпуск сельскохозяйственной техники прекратили (например, заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге).
Точное машиностроение специализируется по производству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где технологический процесс требует квалифицированного труда, размещается в районах и центрах высокой технической культуры - в крупных городах.
Инновационный потенциал машиностроения. Международное соревнование в основном превалирует в сфере создания наукоёмких технологий. Поэтому эта сфера деятельности должна иметь постоянную государственную поддержку. Кооперирование с ведущими западными производителями должно быть ориентировано на ликвидацию разрывов в технологических цепочках выпуска высокотехнологичной продукции.
В высокотехнологичных отраслях материализуется основная часть результатов НИОКР, они определяют спрос на научные достижения, а следовательно, способствуют её развитию и создают базу предложения материально-вещественных информационных новшеств. Масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал страны.
В настоящие время выделяют высокотехнические отрасли промышленности, для которых характерно более высокое значение наукоемкости. Этот показатель оценивается расходами на НИОКР в расчете на единицу валовой стоимости. К указанным отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, электронная промышленность и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическая промышленность. Перечень наукоемких отраслей и производств изменяется в соответствии с появлением и освоением новых достижений науки и техники.
- Введение
- Региональное экономическое право
- Глава 1. Населенние россии
- 1.1 Основные демографические показатели и структура населения
- 1.2 Народы России
- 1.3 Городское и сельское население
- 1.4 Миграция населения
- Глава 2. Отраслевая и территориальная струк-тута экономики россии и методы экономического обоснования размещения производства
- 2.1 Структура хозяйственного комплекса
- 2.2 Условия и факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства
- 2.3 Методы экономического обоснования размещения производства.
- Глава 3. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1 Нефтяная промышленность
- 3.1.1 Магистральные системы нефтепроводов
- 3.1.2 Нефтеперерабатывающие заводы (нпз)
- 3.2 Газовая промышленность
- 3.2.1 Основные магистральные газопроводы
- 1. Из Западной Сибири.
- 3.3 Угольнаяпромышленность
- 3.4 Электроэнергетика
- Глава 4. Металлургический комплекс
- 4.1 Черная металлургия
- 4.2 Цветная металлургия
- Глава 5. Машиностроительный комплекс
- Глава 6. Химико-лесной комплекс
- 6.1 Химическая промышленность
- 6.2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- Глава 7. Легкая промышленность
- Глава 8. Агропромышленный комплекс
- Глава 9. Транспортный комплекс
- 9.1.Железнодорожный транспорт
- 9.2 Морской транспорт
- 9.3 Речной транспорт
- 9.4 Автомобильный транспорт
- 9.5 Трубопроводный транспорт
- 9.6 Авиационный транспорт
- 9.7 Создание международных транспортных коридоров
- Глава 10. Экономическое районирование территории рф
- 10.1 Роль экономического районирования в рациональном размещении хозяйства
- 10.2 Ранги экономических районов
- Глава 11. Центральный экономический район (цэр)
- 11.1 Состав, значение, особенности цэр
- 11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр
- 11.3 Территориальная организация хозяйства цэр
- Глава 12. Северо-западный экономический район
- 12.1 Состав, значение, особенности Северо-Западного экономического района
- 12.2 Структура, характеристика ведущих отраслей и территориальная организация хозяйства Северо-Западного экономического района
- 13.1 Состав, значение, особенности Северного экономического района
- 13.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северного экономического района
- 13.3 Территориальная организация хозяйства Северного экономического района
- Глава 14. Центрально-черноземный экономический район
- 14.1 Состав, значение, особенности Центрально-Черноземного экономического района
- 14.2 Структура и характеристика ведущих отраслей
- 14.3 Территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного экономического района
- Глава 15. Волго-вятский экономический район
- 15.1 Состав, значение, особенности Волго-Вятского экономического района.
- 15.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Волго-Вятского экономического района
- 15.3 Территориальная организация хозяйства Волго-Вятского экономического района
- Глава 16. Поволжский экономический район
- 16.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Поволжского экономического района
- 16.3 Территориальная организация хозяйства Поволжского экономического района
- Глава 17. Северо-кавказский экономический район
- 17.1 Состав, значение, особенности Северо-Кавказского экономического района
- 17.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Северо-Кавказского экономического района
- 17.3 Территориальная организация хозяйства Северо-Кмвказского экономического района
- Глава 18. Уральский экономический район
- 18.1 Состав, значение, особенности Уральского экономического района
- 18.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Уральского экономического района
- 18.3 Территориальная организация хозяйства Уральского экономического района
- Глава 19. Западно-сибирский экономический район
- 19.1 Состав, значение, особенности Западно-Сибирского экономического района
- 19.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Западно-Сибирского экономического района
- 19.3 Территориальная организации хозяйства Западно-Сибирского экономического района
- Глава 20. Восточно-сибирский экономический район
- 20.1 Состав, значение, особенности Восточно-Сибирского экономического района
- 20.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Восточно-Сибирского экономического района
- 20.3 Территориальная организация хозяйства Восточно-Сибирского экономического района
- Глава 21. Дальне-восточный экономический район
- 21.1 Состав, значение, особенности Дальневосточного экономического района
- 21.2 Структура и характеристика ведущих отраслей Дальневосточного экономического района.
- 21.3 Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района
- Глава 22. Калининградская область