logo search
ТОН ЛЕКЦИИ ПОЛН

11.2 Структура и характер ведущих отраслей хозяйства цэр

Это высокоразвитый индустриальный район страны - ве­дущий среди наиболее развитых районов в РФ. Промышленность района в первую очередь специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированно­го труда и научных разработок. В начале 90-х годов только на отрасли наукоемкого машиностроения приходилось более 1/3 промышленной продукции района.

За реформенные годы ЦЭР потерял более 2/3 своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих районах) многократно вырос удельный вес электро­энергетики (с 3 до 17 %), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности, снизившись по сравнению с 1990 г. с 27 до 5% соответственно.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), поли­графическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станко­строением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Это обу­словлено наличием квалифицированных кадров и мощной науч­но-технической базой.

Транспортное машиностроение представлено производ­ством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые авто­мобили сборка автобусов); Московская область: Ликино-Дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ).

Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская область), Людиново (Калужская область), Муроме (Владимир­ская область).

Вагоностроение - Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочок (вагоны электропоездов); Брянск (изотермические вагоны).

Речное судостроение и судоремонт - Москва, Рыбинск, Ко­строма.

Сельское машиностроение представлено в Люберцах (Мос­ковская область), в Бежецке (Тверская область), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.

ЦЭР принадлежит ведущее место в стране по производст­ву приборов, средств автоматизации, систем управления. Ос­новные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск.

Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле.

Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственных металлургических за­водов в Москве, Электростале и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов прокатом черных ме­таллов, который привозится из других регионов.

Многие проблемы машиностроения этого района имеют общий характер. Необходимо: повести реконструкцию промыш­ленности, ускорить конверсию оборонных предприятий для раз­вертывания инновационной деятельности, развивать наукоемкое, сложное и точное машиностроение, а для этого начать техниче­ское перевооружение крупных машиностроительных предпри­ятий и перепрофилирование их на выпуск более современной техники с целью вывода из длительного депрессивного состоя­ния. Эти же проблемы характерны для всех остальных отраслей промышленности.

Химическая промышленность по-прежнему является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) - Вос-кресенск (Московская область), Полпино (Брянская область); азотных удобрений - Новомосковск и Щекино (Тульская область). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), В Ярославле и Ефремов (Тульская область) размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Мо­скве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимиче­ских товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, пар­фюмерии.

Текстильная промышленность - старейшая отрасль про­мышленности, работающая на привозном сырье, являвшаяся ра­нее одной из отраслей специализации района, испытывает в по­следние годы острейший кризис. Предприятия хлопчатобумаж­ной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. В рай­оне производятся также льняные, шерстяные и шелковые ткани. В настоящее время эта отрасль из исторически ведущей в боль­шинстве областей ЦЭР превратилась во второстепенную. Её доля в структуре промышленности сейчас не достигает 5 % (для срав­нения в 1990 г. - около 24 %).

Для ЦЭР характерно наличие очень мощной полиграфиче­ской промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).

Район сохраняет 1-е место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквали­фикации кадров.

Топливно-энергетический комплекс ЦЭР ориентируется в основном на привозное топливо. Местным топливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущест­венно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффек­тивных энергоносителей (нефть и газ).

ЦЭР занимает первое место в России по производству элек­троэнергии. Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Щекинская, Рязанская). Костромская, Кона­ковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На верхней Волге действует Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью по­требностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается из Поволжья.

Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также расположенная в г. Обнинске, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.

Агропромышленный комплекс ЦЭР - один из крупней­ших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленно­сти.

Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары завозятся. Это район картофелеводства и животноводства. На се­вере - значительны посевы льна. В промышленных районах пре­обладает пригородная специализация сельского хозяйства.

Территориальная структура транспортной сети района ра­диально-кольцевая. Ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог, В столице действуют четыре аэропорта.

Москва является также речным портом, имеющим через Волгу и систему судоходных каналов выход к пяти морям.