2. Методика изучения предприятия (по выбору экзаменующегося).
Методика изучения фирм.
Сбор сведении и составление справки на фирму.
Изучаемые фирмы обычно подразделяются на три группы: действующая клиентура (контрагенты); предполагаемая (потенциальная) клиентура; фирмы-конкуренты. Каждая интересующая фирма заносится в банк данных ЭВМ (растер) или в соответствующий раздел картотеки либо досье. По каждой интересующей фирме собираются следующие сведения.
Общие сведения о фирме: наименование фирмы (дается на иностранном языке и в скобках на русском языке); адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, номер телекса или телефакса. Перечень общих сведений о фирме дает представление о характере и масштабах деятельности фирмы, ее месте и роли на мировом рынке, об организации управления, хозяйственных и финансовых связях фирмы.
Показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж; число занятых; место в списке ведущих компаний своей страны и место среди крупнейших компаний мира.
Вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленная; торговая; транспортно-экспедиторская; инжиниринговая и др.
Характер собственности фирмы: частная; государственная, полугосударственная; кооперативная.
Правовое положение фирмы: акционерное общество; корпорация (США), публичная компания; общество с ограниченной ответственностью; частная компания; полное товарищество; коммандитное товарищество; единоличная фирма.
Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная; иностранная; смешанная.
История образования и особенности развития фирмы: год создания; основные слияния, поглощения; изменения наименований.
Тип объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем; материнская компания; филиал; дочерняя; ассоциированная компания (для дочерних и других указывается наименование материнской компании).
Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары или группы товаров; направление специализации; номенклатура экспорта и импорта.
Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам: удельный вес фирмы в национальном (мировом) производстве (торговле) основными товарами; доля в экспорте и импорте страны.
Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний, в том числе производственных, их местоположение, виды деятельности; значение (доля) экспорта из страны производства в деятельности фирмы (в целом и по важнейшим товарам); значение импортных операций в деятельности фирмы, их географическая направленность.
Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местоположение производственных предприятий и их мощность; число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания, их местоположение.
Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.
Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами (указывается наименование фирм; формы связей).
Структура, аппарата управления фирмы: численный состав Совета директоров и Правления; название производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности и ответственности.
Акционерный капитал: распределение между собственниками акций; контрольный пакет акций, его принадлежность и владельцы.
Связи фирмы с банками и характер этих связей.
Источники изучения фирм
При изучении фирм используются следующие источники информации.
Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах. Информация, публикуемая в американском журнале "Форчун" ("Fortune"), содержит сводные таблицы по 500 крупнейшим фирмам США и по 500 внеамериканским компаниям, в которых проводится ранжирование фирм по объемам продаж с указанием их принадлежности к отрасли производства и стране. Приводятся данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых в фирмах.
В экономических и отраслевых журналах публикуются краткие годовые отчеты наиболее крупных фирм, а также сведения об их текущей деятельности. Газеты на экономической полосе публикуют не только выдержки из годовых отчетов фирм, но и многочисленные сведения, касающиеся: выпуска отдельных видов продукции, капиталовложений, состояния заказов, экспортных сделок, покупки акций других фирм, слияний и поглощений фирм, положения с занятостью, назначений и перемещений должностных лиц и др.
Существенную роль играет информация, публикуемая в виде отдельных выпусков или приложений к экономическим журналам и газетам о деятельности крупных национальных фирм.
Информация, публикуемая самими фирмами. Наибольшее значение по объему информации представляют следующие источники.
Годовые отчеты о деятельности фирм, которые составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются Советом директоров. Они содержат: характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных отделений за истекший финансовый год, включая результаты производственной и торговой деятельности; размеры капиталовложений; расходы на научные исследования; общее число занятых; производственные и финансовые показатели деятельности фирмы за последние 5-10 лет; сведения о составе Правления и Наблюдательного совета фирмы.
Балансовые отчеты фирм, публикуемые ежегодно или ежеквартально, дают сведения: о средствах, которыми располагает фирма; об источниках финансирования; о размере акционерного капитала фирмы; об обязательствах компании по облигационным займам; о размере основного капитала и т.п. Изучение баланса и счета прибылей и убытков за ряд лет позволяет сделать вывод о финансовом положении фирмы, размерах ее оборота и прибылей.
Проспекты фирмы содержат: подробную характеристику производственной деятельности фирмы в целом и ее отдельных предприятий; описание технологических процессов и новых технических достижений; материалы об истории развития фирмы, ее связях с другими фирмами; сведения о составе Правления; балансовый отчет или отдельные показатели финансовой деятельности фирмы.
Каталоги фирмы помещают информацию: о продукции, выпускаемой фирмой, включая технические характеристики продукции по всей номенклатуре или выборочно; каталоги могут быть предназначены для посылочной торговли; выставочные и ярмарочные каталоги содержат информацию о фирмах, принимающих участие в данной выставке или ярмарке, в них приводятся краткие общие сведения о фирмах, либо дается детальная характеристика фирм и выпускаемой ими продукции.
Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями: кредитно-справочными бюро, союзами предпринимателей, торговыми палатами, консультационными фирмами, государственными организациями. Информация о фирмах предоставляется на основе запросов как за плату, так и бесплатно.
Справки кредитно-справочных бюро выдаются за плату на основе заранее приобретенных абонементов о всех фирмах независимо от их правового положения. В них обычно содержатся: неопубликованные сведения о финансовом положении фирмы, ее оборотах, акционерном капитале; краткая история фирмы, этапы ее создания; перечень производственных предприятий и дочерних фирм; состав руководящих лиц и их краткая биография; баланс и счет прибылей и убытков фирмы за предпоследний или последний отчетный год. Информация о небольшой фирме охватывает значительно меньший круг вопросов. Часто это листок с указанием названия фирмы, ее адреса, года основания, характера деятельности, состава руководящих органов и финансового положения. Материалы, содержащиеся в справках кредит-бюро, не подлежат публикации или разглашению. Они собираются частично на основе конфиденциальных сведений, получаемых в деловых кругах, близких к данной фирме.
Справки, выдаваемые на основе заказов международными банками данных объединенной компьютерной системы, содержат краткую информацию о фирмах и выдаются за весьма высокую плату.
Информацию о фирмах можно получить также в международных экономических организациях системы ООН (например, ЮНИДО) из формируемых у них на базе компьютерной техники досье, именуемых ростерами.
Информация внутреннего пользования. Собирается и систематизируется каждой фирмой, имеющей специальные досье или картотеки по фирмам. На каждого действующего клиента фирма заводит отдельную папку или карточку, в которых, помимо общей характеристики фирмы, систематически делаются записи о состоянии деловых отношений с клиентом и регулярно вносятся новые сведения о нем. Периодический пересмотр этой картотеки дает возможность контролировать активность постоянной клиентуры, в особенности агентской сети.
Некоторые фирмы, наряду с картотекой фирм, ведут еще картотеку по товарам. В товарной картотеке на каждый отдельный товар указываются фирмы и отмечаются даты и количество поставленных товаров.
Справочники по фирмам. Содержат систематизированную информацию о промышленных, торговых, транспортных, страховых и других видах фирм, а также о банках, инвестиционных трестах, компаниях по предоставлению коммунальных услуг и др.
При комплексном использовании различных видов справочников можно получить систематизированные сведения: об истории создания фирмы, ее производственной базе; результатах производственной и торговой деятельности; составе Правления и Наблюдательного совета; персональных связях руководителей фирмы.
Справочники помогают установить правильное название фирмы, ее почтовый и телеграфный адреса. По справочникам можно выяснить, какие фирмы производят, продают или покупают тот или иной товар.
Сведения, помещаемые в справочниках, черпаются исключительно из опубликованных материалов и содержат только ту информацию, которую сами фирмы считают нужным довести до общего сведения. Справочники издаются ежегодно в основном частными специализированными издательствами, союзами предпринимателей, торговыми палатами. Справочники по фирмам развивающихся стран публикуют, как правило, информацию не только по фирмам, но и по стране в целом, обзоры по отдельным отраслям экономики, включая внешнюю торговлю, планы экономического развития, сведения о правительственных органах и т.п. Сведения о фирмах ограничиваются в них обычно указанием их наименования, адреса и предмета деятельности.
В зависимости от национальной принадлежности представленных в них фирм справочники делятся на международные и национальные.
В зависимости от характера и объема публикуемой информации справочники по фирмам делятся на: товарно-фирменные; адресные; по акционерным обществам; общефирменные; отраслевые; о финансовых связях между фирмами; директорские; биографические.
- 1.Возникновение и формирование байкальской котловины. Байкальская котловина – центральное звено байкальской рифтовой зоны
- 2. Температурный режим воды в оз. Байкал
- 3. Общие сведения об ихтиофауне Байкала
- 1. Общая характеристика климата Иркутской области
- 2. Ресурсы поверхностных вод Иркутской области
- 3. Экологические ресурсы Иркутской области
- 4. Природно-ресурсный потенциал и особенности специализации хозяйства Иркутской области
- 5. Структура хозяйства Иркутской области. Характеристика одной их отраслей (по выбору)
- 6. Особенности демографического развития Иркутской области.
- 7. Внешнеэкономические связи Иркутской области со странами тэс
- 2. Понятие географической оболочки Земли и ее границы. Строение географической оболочки Земли и ее природных сфер; ее структура, динамика.
- 3. Географические пояса, зоны и сектора. Полярная асимметрия
- 4. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 5. Основные черты общей атмосферной циркуляции. Принципы классификации климатов земного шара б.П. Алисова.
- 1. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 2. Классификация горных пород по происхождению
- 3. Основные морфографические и морфометрические характеристики рельефа
- 4. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов, влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.
- 5. Основные виды складчатых и разрывных тектонических структур. Инверсионный рельеф.
- 6. Основные элементы рельефа.
- 7. Что такое метаморфизм? Типы метаморфизма. Привести примеры метаморфических пород.
- 8. Механизм формирования поймы меандрирующей реки
- 9. Основные склоноформирующие и склоновые процессы.
- 1. Гидросфера; структура водных объектов Земли. Гидрологический режим и гидрологические процессы
- 2. Водные ресурсы, их отличие от других природных ресурсов, хозяйственное значение
- 3. Основные принципы рационального использования и охрана природных вод от истощения и загрязнения
- 4. Метод водного баланса в гидрологии. Уравнение водного баланса, его использование
- 5. Мировой океан и его части. Классификация морей. Поверхностные течения в Мировом океане, их влияние на атмосферу и ландшафты суши.
- 1. Географические закономерности размещения организмов и растительных сообществ на суше и в Мировом океане
- 2. Важнейшие зонально-региональные особенности фауны и флоры, растительности и животного мира суши
- 3. Закономерности биогеографического районирования Мирового океана
- 4. Ареал. Границы ареалов и факторы, их определяющие.
- 5. Центры таксономического разнообразия в ареале. Роль человека в формировании ареалов видов растений и животных
- 6. Биоценоз и условия местообитания. Средообразующая роль живых организмов.
- 7. Изменения видового разнообразия сообществ по градиентам среды и под воздействием антропогенного фактора. Охрана редких видов животных и растений
- 1. Факторы локальной и региональной физико-географической дифференциации. Морфологическая структура географического ландшафта
- 2. Классификация ландшафтов. Парагенетические природно-территориальные комплексы. Классы антропогенных ландшафтов
- 3. Саморазвитие и эволюция ландшафта. Понятие «устойчивого ландшафта».
- 1. Карта: термин и определение. Элементы и свойства карты.
- 2. Математическая основа карт. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Классификация картографических проекций по характеру искажений.
- 3. Классификация картографических проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки.
- 4. Проектирование и составление карт. Виды авторских, составительских и издательских оригиналов карт.
- 5. Картографическая генерализация. Сущность, факторы, принципы и виды генерализации.
- 6. Система условных знаков карт. Графические переменные. Способы картографического изображения.
- 7. Способы изображения рельефа на географических картах.
- 8. Типы географических карт. Аналитические, комплексные, синтетические карты. Географические атласы как системные картографические произведения.
- 9. Функциональные типы карт: инвентаризационные, оценочные и прогнозные карты.
- 1. Предмет, задачи географии населения.
- 2. Миграция населения: понятие, типы, значение. Показатели миграции.
- 3. Основные черты размещения населения Земли и России. Типология населенных мест. Плотность населения и емкость территории.
- 4. Воспроизводство населения (понятие, причины динамики). Типы воспроизводства населения мира.
- 5. Особенности демографического развития России.
- 6. Занятость и проблемы безработицы в России.
- 7. Расселение как система. Типология расселения.
- 1. Способы топографических съемок: мензульная, тахеометрическая, контурно-комбинированная, стереотопографическая.
- 2. Виды нивелирования, технические средства, методика и точность геометрического, тригонометрического и барометрического нивелирования
- 3. Математическая основа карт. Система координат. Координатные сетки. Масштабы
- 4. Содержание топографических карт и их прикладное использование; геодезические измерения и натурные съемки местности; приемы картометрии.
- 1. Основные концепции и теории общественной географии.
- 2. Географическое (территориальное) разделение труда, современные виды и формы.
- 3. Социально-экономическая и политическая география (предмет, задачи). Связь с другими научными областями знаний.
- 4. Понятие территориальной организации общества (тоо). Тоо как процесс развития и функционирования общества во времени и пространстве.
- 5. Территориальные системы производства и расселения, их взаимосвязь.
- 6. Становление и развитие отечественной районной школы экономической географии. Н.Н. Баранский, н.Н. Колосовский и а.И. Витвер.
- 7. Понятие экономико-географического положения и его использование в экономической и социальной географии. Уровни и виды эгп.
- 1. Природные условия, ландшафты и ресурсы регионов России
- 2. Факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов
- 3. Региональные геоэкологические проблемы
- 4. Физико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал зоны тайги Русской равнины. Уровень хозяйственного освоения
- 5. Степная зона Русской равнины. Ресурсный потенциал и его хозяйственная освоенность. Эрозия почв, проблемы борьбы с нею
- 6. Зона хвойно-широколиственных лесов Русской равнины. Ландшафтные особенности. Природные условия и ресурсы, проблемы борьбы с нею
- 7. Многолетняя мерзлота и закономерности ее распределения в России: происхождение, особенности ландшафта
- 8. Закономерности формирования и дифференциации ландшафтов Амуро-Сахалинской страны. Геоэкологические проблемы региона
- 9. Природа и природные ресурсы Западной Сибири, хозяйственное освоение и проблема охраны ландшафтов.
- 1. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши
- 2. Общие черты и региональные отличия современных ландшафтов экваториального пояса. Антропогенная трансформация ландшафтов
- 3. Зональные типы ландшафтов субэкваториального и тропического поясов. Антропогенная трансформация ландшафтов.
- 1. Топливно-энергетический комплекс России. Значение, структура, география.
- 2. География нефтяной и газовой промышленности России.
- 3. Электроэнергетика России.
- 4. Транспорт России (значение, структура). Железнодорожный транспорт.
- 5. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 6. Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.
- 7. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
- 8. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района.
- 9. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района.
- 1. Типология стран мира (примеры). Приведите характерные социально-экономические показатели основных типов стран мира.
- 2. Японский мегалополис.
- 3. Экономико-географическая характеристика Великобритании.
- 4. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах мира.
- 5. Экономико-географическая характеристика Индии.
- 6. Экономико-географическая характеристика Японии.
- 7. Мировое хозяйство и международное разделение труда.
- 8. Машиностроительный комплекс мира.
- 1. Глобальные геоэкологические кризисы
- 2. Антропогенные изменения ландшафтов
- 3. Геоэкологические проблемы энергетики
- 4. Геоэкологическое значение демографического фактора
- 5. Понятие устойчивого развития.
- 1. Урбанизация: понятие, индикаторы, основные типы процессов
- 2. Классификации и типологии городов. Особенности развития городов различных типов: промышленные, рекреационные, города науки и др.
- 3. Экономико-географическое положение городов. Особенности эгп городов. Макро-, мезо- и микроположение города
- 4. Понятие «населенный пункт». Классификация населенных мест по величине, функциям, роли в системе территориальной организации расселения
- 5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов
- 6. Масштабы и специфика современных процессов урбанизации в России
- 7. Агломерации, их типы, структура.
- 1. Какого ранга птк описываются на одной точке комплексного описания и какие свойства птк являются предметом описания
- 2. Что представляет собой ландшафтная катена и каково назначение ее описания
- 3. Особенности комплексных физико-географических исследований в различных зонах.
- 1. Программа научных исследований в решении экономико-географических проблем.
- 2. Методика изучения предприятия (по выбору экзаменующегося).
- 3. Методы экономико-географических исследований (примеры).
- 4. Сбор социально-экономической геоинформации.
- 1. Научно-технические приемы анализа картографического изображения
- 2. Изучение карт разной тематики
- 3. Изучение разновременных карт
- 1. Принципы и приемы дешифрирования аэрокосмических снимков
- 2. Прямые и косвенные признаки дешифрирования аэро- и космоснимков
- 3. Дешифрирование аэроснимков, его виды.
- 1. Методика преподавания географии как наука
- 2. Компоненты содержания школьной географии и особенности их формирования
- 3. Методы обучения и новые педагогические технологии в преподавании географии.
- 1. Классические теории размещения населенных мест.
- 2. Финансовые ресурсы региона.
- 3. Регион как объект хозяйствования и управления.
- 1. Предмет и задачи этнографии.
- 2. Классификация народов.
- 3. Народы Сибири (быт, культура, религия).
- 1. Государственное и общественное краеведение
- 2. Этапы освоения и краеведческого изучения территории Иркутской области
- 3. Топонимика Иркутской области.
- 1. Основные земные эллипсоиды и их параметры
- 2. Геодезические сети России
- 3. Использование геодезических методов в географических и геофизических исследованиях.
- 1. Геоэкологические риски от космических объектов. Роль Солнца в проявлении периодичности природных опасностей
- 2. Геоэкологические риски от землетрясений и вулканических извержений.
- 3. Типы природных опасностей и способы защиты от них.
- 1. Основные особенности четвертичного периода
- 2. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши.
- 3. Понятие о фаунистических и флористических комплексах для стратиграфии четвертичного периода.
- 1. Роль академических экспедиций в исследовании России
- 2. Античный период развития географии
- 3. Вклад а.Гумбольдта в становление географии.
- 1. Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы
- 2. Памятники культовой архитектуры, священные реликвии и религиозный туризм
- 3. Правовое и государственное регулирование отношений в области туризма и туристской индустрии (основные законы, условия создания туроператорских организаций, квалификационные требования).
- 1. Региональные географические прогнозы
- 2. Палеогеографические методы прогнозирования
- 3. Прогнозно-информативные свойства геосистем и природных процессов.
- 1. Типы региональных рынков.
- 2. Разграничение полномочий между государственным центром и субъектами Российской Федерации.
- 3. Маркетинг территории.
- 1. Структура природно-ресурсного потенциала региона и его компонентная оценка.
- 2. Современная структура экономики региона. Характеристика основных отраслей хозяйства (по выбору).
- 3. Уровень жизни населения Иркутской области, основные пути его повышения.
- 1. Основные принципы и методы физико-географического районирования
- 2. Становление и развитие геоэкологического районирования
- 3. Содержание, задачи и история развития физико-географического районирования.
- 1. Методологические основы экологического картографирования. Антропоцентрический, ландшафтноцентрический и социоцентрический подходы.
- 2. Классификация источников составления экологических карт по ведомственной принадлежности.
- 3. Экологические карты и их классификация.
- 1. Аппаратное обеспечение гис. Системы ввода и вывода. Периферийные устройства ввода и вывода.
- 2. Источники данных для гис: система gps, дистанционное зондирование.
- 3. Технологии ввода данных. Качество и точность данных.
- 1. Классическая геополитика континентальных держав.
- 2. Политические границы.
- 3. Типы государственного устройства