3. Методы обучения и новые педагогические технологии в преподавании географии.
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Вместе с содержанием и организацией учебно-воспитательной работы они исторически изменяются и развиваются. Методы обучения включают в себя разнообразные приемы. Вместе с тем одни и те же приемы могут входить в состав различных методов.
Общепедагогическими функциями методов обучения являются: побудительная или мотивационная, общеобразовательная, воспитательная и развивающая. Основной является образовательная функция. Она предусматривает применение таких приемов, которые способствует успешному усвоению учащимися знаний, навыков и умений. Воспитательная функция неотделима от образовательной. Мотивационная функция заключается в том, что применяемый метод должен формировать побудительные силы ученика, создавать, поддерживать и закреплять познавательный интерес на каждом уроке. При конструировании методов обучения важно учитывать, что каждая группа методов должна: 1.структурироваться в адекватных этой группе терминах, 2. дидактически интегрироваться. Существует проблема классификации методов обучения является одной из острых проблем современной дидактики. Наиболее часто употребляемыми являются классификации по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности. По источнику знаний Герасимова и Коринская выделяют следующие методы обучения: 1. устное изложение (рассказ, объяснение, лекция); 2.беседа; 3. работа с картографическими средствами; 4. работа с наглядными пособиями (методы иллюстрации и методы демонстрации); 5. наблюдения и опыты; 6. работа с цифровым материалом; 7. работа с учебником и дополнительной литературой; 8. практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы). По уровням познавательной деятельности выделяются следующие методы: 1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, осмысление информации и запоминание ее учащимися), 2. репродуктивный (Знания учащимися воспроизводятся в первоначально усвоенном виде). 3. частично-поисковый (эвристический, эвристическая беседа - вопросительно-ответная форма), 4. проблемный, (функция учителя заключается в постановке задачи в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения). 5. исследовательский (предполагает организацию самостоятельной поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них учебных задач). При разработке и применении на практике системы методов обучения необходимо исходить из следующих положений: во-первых, комплексный, системный подход к методам обучения; во-вторых, многомерность метода как дидактической категории; обусловленность метода объективными и субъективными факторами. На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. И методы трансформировались в технологии. Технология обучения исходит из принципа полной управляемости учебного процесса. Технология - оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого достигается четко заданный результат. Технологии обучения во многом ориентированы на обучение репродуктивного типа. Внедрение технологий обучения в учебный процесс не означает, что они заменяют традиционную методику преподавания. Технологии применяют не вместо традиционных методов обучения, а наряду с ними. Признаки педагогической технологии: 1. Разработка диагностично поставленных целей обучения. Предполагается четкая постановка учебных целей и задач перед учащимися, осознание каждым учеником значимости изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности. 2. Направленность на гарантированное достижение учебных целей. Весь материал разбивается на смысловые блоки, подлежащие усвоению. К каждому блоку разрабатываются диагностирующие проверочные работы. Для достижения гарантированного результата широко применяется обучение по образцам (учебным тетрадям, практикумам, учебникам), выполнение определенных приемов работы. 3. Организация самостоятельной работы учащихся, направленной на решение проблемных учебных задач. 4. Оперативная обратная связь через использование проверочных работ, обязательную оценку текущих и итоговых результатов обучения, объективный контроль знаний. 5. Подчиненность всех действий определенной последовательности, что делает возможным их повторение любым учителем. Выделяют три основные группы технологий: 1. Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании учащихся и организации их репродуктивной деятельности. 2. Технология личностно-ориентированного обучения, заключающаяся в переводе обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; 3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития учащегося. Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. В методике преподавания географии наиболее широко применяются: 1. Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде образцов (планов) описания географических объектов; 2. Технология листков опорных сигналов или логических опорных конспектов). Разработанные опорные конспекты позволяют управлять познавательной деятельностью школьников, позволяют учащимся осуществлять самоконтроль; 3. Технология формирования учебной деятельности школьников. Предполагает создание учителем системы учебных задач по какому-либо курсу; 4.Технология дифференцированного обучения. Предполагает подразделение учащихся на условные группы с учетом их типологических особенностей. Задания для диагностики результатов обучения также выполняются нескольких уровней сложности; 5.Технология учебно-игровой деятельности: 6.Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Реализуется через эвристическую беседу; 7. Модульная технология. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, дает точные указания к использованию источников информации, разъясняет способ овладения информацией. В тех же инструкциях приводятся образцы тестовых заданий; 8. Технология проектной деятельности. Смысл технологии состоит в организации исследовательской деятельности школьников.
ОПД.Р.3 Региональная экономика
- 1.Возникновение и формирование байкальской котловины. Байкальская котловина – центральное звено байкальской рифтовой зоны
- 2. Температурный режим воды в оз. Байкал
- 3. Общие сведения об ихтиофауне Байкала
- 1. Общая характеристика климата Иркутской области
- 2. Ресурсы поверхностных вод Иркутской области
- 3. Экологические ресурсы Иркутской области
- 4. Природно-ресурсный потенциал и особенности специализации хозяйства Иркутской области
- 5. Структура хозяйства Иркутской области. Характеристика одной их отраслей (по выбору)
- 6. Особенности демографического развития Иркутской области.
- 7. Внешнеэкономические связи Иркутской области со странами тэс
- 2. Понятие географической оболочки Земли и ее границы. Строение географической оболочки Земли и ее природных сфер; ее структура, динамика.
- 3. Географические пояса, зоны и сектора. Полярная асимметрия
- 4. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 5. Основные черты общей атмосферной циркуляции. Принципы классификации климатов земного шара б.П. Алисова.
- 1. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 2. Классификация горных пород по происхождению
- 3. Основные морфографические и морфометрические характеристики рельефа
- 4. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов, влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.
- 5. Основные виды складчатых и разрывных тектонических структур. Инверсионный рельеф.
- 6. Основные элементы рельефа.
- 7. Что такое метаморфизм? Типы метаморфизма. Привести примеры метаморфических пород.
- 8. Механизм формирования поймы меандрирующей реки
- 9. Основные склоноформирующие и склоновые процессы.
- 1. Гидросфера; структура водных объектов Земли. Гидрологический режим и гидрологические процессы
- 2. Водные ресурсы, их отличие от других природных ресурсов, хозяйственное значение
- 3. Основные принципы рационального использования и охрана природных вод от истощения и загрязнения
- 4. Метод водного баланса в гидрологии. Уравнение водного баланса, его использование
- 5. Мировой океан и его части. Классификация морей. Поверхностные течения в Мировом океане, их влияние на атмосферу и ландшафты суши.
- 1. Географические закономерности размещения организмов и растительных сообществ на суше и в Мировом океане
- 2. Важнейшие зонально-региональные особенности фауны и флоры, растительности и животного мира суши
- 3. Закономерности биогеографического районирования Мирового океана
- 4. Ареал. Границы ареалов и факторы, их определяющие.
- 5. Центры таксономического разнообразия в ареале. Роль человека в формировании ареалов видов растений и животных
- 6. Биоценоз и условия местообитания. Средообразующая роль живых организмов.
- 7. Изменения видового разнообразия сообществ по градиентам среды и под воздействием антропогенного фактора. Охрана редких видов животных и растений
- 1. Факторы локальной и региональной физико-географической дифференциации. Морфологическая структура географического ландшафта
- 2. Классификация ландшафтов. Парагенетические природно-территориальные комплексы. Классы антропогенных ландшафтов
- 3. Саморазвитие и эволюция ландшафта. Понятие «устойчивого ландшафта».
- 1. Карта: термин и определение. Элементы и свойства карты.
- 2. Математическая основа карт. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Классификация картографических проекций по характеру искажений.
- 3. Классификация картографических проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки.
- 4. Проектирование и составление карт. Виды авторских, составительских и издательских оригиналов карт.
- 5. Картографическая генерализация. Сущность, факторы, принципы и виды генерализации.
- 6. Система условных знаков карт. Графические переменные. Способы картографического изображения.
- 7. Способы изображения рельефа на географических картах.
- 8. Типы географических карт. Аналитические, комплексные, синтетические карты. Географические атласы как системные картографические произведения.
- 9. Функциональные типы карт: инвентаризационные, оценочные и прогнозные карты.
- 1. Предмет, задачи географии населения.
- 2. Миграция населения: понятие, типы, значение. Показатели миграции.
- 3. Основные черты размещения населения Земли и России. Типология населенных мест. Плотность населения и емкость территории.
- 4. Воспроизводство населения (понятие, причины динамики). Типы воспроизводства населения мира.
- 5. Особенности демографического развития России.
- 6. Занятость и проблемы безработицы в России.
- 7. Расселение как система. Типология расселения.
- 1. Способы топографических съемок: мензульная, тахеометрическая, контурно-комбинированная, стереотопографическая.
- 2. Виды нивелирования, технические средства, методика и точность геометрического, тригонометрического и барометрического нивелирования
- 3. Математическая основа карт. Система координат. Координатные сетки. Масштабы
- 4. Содержание топографических карт и их прикладное использование; геодезические измерения и натурные съемки местности; приемы картометрии.
- 1. Основные концепции и теории общественной географии.
- 2. Географическое (территориальное) разделение труда, современные виды и формы.
- 3. Социально-экономическая и политическая география (предмет, задачи). Связь с другими научными областями знаний.
- 4. Понятие территориальной организации общества (тоо). Тоо как процесс развития и функционирования общества во времени и пространстве.
- 5. Территориальные системы производства и расселения, их взаимосвязь.
- 6. Становление и развитие отечественной районной школы экономической географии. Н.Н. Баранский, н.Н. Колосовский и а.И. Витвер.
- 7. Понятие экономико-географического положения и его использование в экономической и социальной географии. Уровни и виды эгп.
- 1. Природные условия, ландшафты и ресурсы регионов России
- 2. Факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов
- 3. Региональные геоэкологические проблемы
- 4. Физико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал зоны тайги Русской равнины. Уровень хозяйственного освоения
- 5. Степная зона Русской равнины. Ресурсный потенциал и его хозяйственная освоенность. Эрозия почв, проблемы борьбы с нею
- 6. Зона хвойно-широколиственных лесов Русской равнины. Ландшафтные особенности. Природные условия и ресурсы, проблемы борьбы с нею
- 7. Многолетняя мерзлота и закономерности ее распределения в России: происхождение, особенности ландшафта
- 8. Закономерности формирования и дифференциации ландшафтов Амуро-Сахалинской страны. Геоэкологические проблемы региона
- 9. Природа и природные ресурсы Западной Сибири, хозяйственное освоение и проблема охраны ландшафтов.
- 1. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши
- 2. Общие черты и региональные отличия современных ландшафтов экваториального пояса. Антропогенная трансформация ландшафтов
- 3. Зональные типы ландшафтов субэкваториального и тропического поясов. Антропогенная трансформация ландшафтов.
- 1. Топливно-энергетический комплекс России. Значение, структура, география.
- 2. География нефтяной и газовой промышленности России.
- 3. Электроэнергетика России.
- 4. Транспорт России (значение, структура). Железнодорожный транспорт.
- 5. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 6. Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.
- 7. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
- 8. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района.
- 9. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района.
- 1. Типология стран мира (примеры). Приведите характерные социально-экономические показатели основных типов стран мира.
- 2. Японский мегалополис.
- 3. Экономико-географическая характеристика Великобритании.
- 4. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах мира.
- 5. Экономико-географическая характеристика Индии.
- 6. Экономико-географическая характеристика Японии.
- 7. Мировое хозяйство и международное разделение труда.
- 8. Машиностроительный комплекс мира.
- 1. Глобальные геоэкологические кризисы
- 2. Антропогенные изменения ландшафтов
- 3. Геоэкологические проблемы энергетики
- 4. Геоэкологическое значение демографического фактора
- 5. Понятие устойчивого развития.
- 1. Урбанизация: понятие, индикаторы, основные типы процессов
- 2. Классификации и типологии городов. Особенности развития городов различных типов: промышленные, рекреационные, города науки и др.
- 3. Экономико-географическое положение городов. Особенности эгп городов. Макро-, мезо- и микроположение города
- 4. Понятие «населенный пункт». Классификация населенных мест по величине, функциям, роли в системе территориальной организации расселения
- 5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов
- 6. Масштабы и специфика современных процессов урбанизации в России
- 7. Агломерации, их типы, структура.
- 1. Какого ранга птк описываются на одной точке комплексного описания и какие свойства птк являются предметом описания
- 2. Что представляет собой ландшафтная катена и каково назначение ее описания
- 3. Особенности комплексных физико-географических исследований в различных зонах.
- 1. Программа научных исследований в решении экономико-географических проблем.
- 2. Методика изучения предприятия (по выбору экзаменующегося).
- 3. Методы экономико-географических исследований (примеры).
- 4. Сбор социально-экономической геоинформации.
- 1. Научно-технические приемы анализа картографического изображения
- 2. Изучение карт разной тематики
- 3. Изучение разновременных карт
- 1. Принципы и приемы дешифрирования аэрокосмических снимков
- 2. Прямые и косвенные признаки дешифрирования аэро- и космоснимков
- 3. Дешифрирование аэроснимков, его виды.
- 1. Методика преподавания географии как наука
- 2. Компоненты содержания школьной географии и особенности их формирования
- 3. Методы обучения и новые педагогические технологии в преподавании географии.
- 1. Классические теории размещения населенных мест.
- 2. Финансовые ресурсы региона.
- 3. Регион как объект хозяйствования и управления.
- 1. Предмет и задачи этнографии.
- 2. Классификация народов.
- 3. Народы Сибири (быт, культура, религия).
- 1. Государственное и общественное краеведение
- 2. Этапы освоения и краеведческого изучения территории Иркутской области
- 3. Топонимика Иркутской области.
- 1. Основные земные эллипсоиды и их параметры
- 2. Геодезические сети России
- 3. Использование геодезических методов в географических и геофизических исследованиях.
- 1. Геоэкологические риски от космических объектов. Роль Солнца в проявлении периодичности природных опасностей
- 2. Геоэкологические риски от землетрясений и вулканических извержений.
- 3. Типы природных опасностей и способы защиты от них.
- 1. Основные особенности четвертичного периода
- 2. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши.
- 3. Понятие о фаунистических и флористических комплексах для стратиграфии четвертичного периода.
- 1. Роль академических экспедиций в исследовании России
- 2. Античный период развития географии
- 3. Вклад а.Гумбольдта в становление географии.
- 1. Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы
- 2. Памятники культовой архитектуры, священные реликвии и религиозный туризм
- 3. Правовое и государственное регулирование отношений в области туризма и туристской индустрии (основные законы, условия создания туроператорских организаций, квалификационные требования).
- 1. Региональные географические прогнозы
- 2. Палеогеографические методы прогнозирования
- 3. Прогнозно-информативные свойства геосистем и природных процессов.
- 1. Типы региональных рынков.
- 2. Разграничение полномочий между государственным центром и субъектами Российской Федерации.
- 3. Маркетинг территории.
- 1. Структура природно-ресурсного потенциала региона и его компонентная оценка.
- 2. Современная структура экономики региона. Характеристика основных отраслей хозяйства (по выбору).
- 3. Уровень жизни населения Иркутской области, основные пути его повышения.
- 1. Основные принципы и методы физико-географического районирования
- 2. Становление и развитие геоэкологического районирования
- 3. Содержание, задачи и история развития физико-географического районирования.
- 1. Методологические основы экологического картографирования. Антропоцентрический, ландшафтноцентрический и социоцентрический подходы.
- 2. Классификация источников составления экологических карт по ведомственной принадлежности.
- 3. Экологические карты и их классификация.
- 1. Аппаратное обеспечение гис. Системы ввода и вывода. Периферийные устройства ввода и вывода.
- 2. Источники данных для гис: система gps, дистанционное зондирование.
- 3. Технологии ввода данных. Качество и точность данных.
- 1. Классическая геополитика континентальных держав.
- 2. Политические границы.
- 3. Типы государственного устройства