logo
Гос

1. Программа научных исследований в решении экономико-географических проблем.

Методы определения экономической эффективности.

Балансовый метод. Под балансовым методом следует понимать выведение правильного соотношения взаимозависимых показателей, характеризующих, с одной стороны, количество производимых изделий в стране или районе (они составляют приходную часть баланса), с другой – число необходимых изделий для покрытия спроса на данный продукт (они составляют расходную часть баланса).

Особое место в конкретных аналитических работах занимает так называемый межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта по отраслям.

Основу этого метода составляет экономико-математическая матричная модель, в которой по строкам (горизонтально) показано распределение продукции отрасли «i» (так называемый промежуточный продукт) по другим отраслям в соответствии с коэффициентом прямых затрат aij (затраты, стоимостные или натуральные, отрасли i на единицу продукции отрасли j), а также часть продукции, поступающая в конечное потребление yi (общественное и личное потребление zi, накопление fi; также экспорт ei). При этом стоимость всей продукции отрасли i выразится уравнением

xi = ∑xij + Yi.

По столбцам (вертикально) показана структура стоимости отрасли: ее материальные затраты, затраты на рабочую силу vi (доходы трудящихся), чистый доход mi, а вся продукция выразится уравнением

xi = ∑xij + Vi + mi.

Равенство первых частей обоих уравнений есть непреложное требование межотраслевого баланса.

Модель включает 4 квадранта особого экономического содержания. Положение показателей отрасли в том или ином квадранте дает основание для классификации и терминирования отраслей.

I квадрант показывает распределение между отраслями той продукции, которая предназначена для дальнейшего производственного потребления, не выходит из сферы производства – это и есть промежуточная продукция.

II квадрант показывает вещественную структуру национального дохода: сюда входит та продукция, которая выходит из сферы производства – конечная продукция Y. Ее важные составные части: фоновая продукция f, или то, что составляет накопление; необходимая продукция z, предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей (та часть национального дохода, ради которой осуществляется все общественное производство), и прочая конечная продукция y (экспорт, увеличение запасов и т. п.).

III квадрант показывает стоимостную структуру национального дохода (в целом по народному хозяйству объемы итоговых показателей II и III квадрантов должны быть равны).

IV квадрант помимо общего итога крайних строки и столбца (их равенство – третье обязательное условие межотраслевого баланса) показывает доходы трудящихся и учреждений непроизводственной сферы, образующиеся за счет перераспределения дохода, созданного в сфере материального производства.

Балансовый метод позволяет определить количество имеющихся излишков продукции сверх потребления в стране или районе, которые в порядке международного или межрайонного товарного обмена могут быть вывезены в другие страны и районы. В то же время он позволяет учесть количество и виды недостающих товаров, которые должны быть вывезены из других мест в данную страну или район. Балансовый метод играет важную роль в обосновании специализации стран и районов, Составление региональных балансов позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими производствами. Балансы необходимы также для разработки рациональных территориальных (межрайонных и внутрирайонных) хозяйственных связей. С их помощью проводится экономическое обоснование размещения отраслей и производств (выбор места для сооружения предприятий, выяснение степени их обеспеченности сырьевыми, топливными, энергетическими, водными и другими ресурсами).

Методы определения экономической эффективности. Измерение экономической эффективности (производства, варианта размещения, отдельного проекта) – важнейший метод экономического исследования, абсолютно необходимый для планирования и принятия любых других хозяйственных решений.

Эффективность производства есть результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата, или, кратко говоря, отношение эффекта к затратам:

Е = ε /ρ,

где Е – эффективность,

ε – эффект производства,

ρ – затраты.

Эффект может быть представлен двояко: либо как общий результат производственного процесса (валовой продукт), либо как та его часть, которая выражает вновь созданную стоимость, т.е.

Е = (Р –ρ) / ρ,

где в числителе стоит разница между всей продукцией (Р) и затратами. Под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда. К сожалению, расходы бывают не только «объективно необходимые», но и такие, которые появляются в результате недостаточной организации труда, производства, транспортировки продукции и т.д., - это потери. Затраты вместе с потерями составляют издержки производства.

Как видно, основным элементом в формулах расчета эффективности является определение затрат.

Показатели, необходимые для измерения эффективности, часто бывают несопоставимыми. Например, нельзя оперировать эксплуатационными (текущими) затратами, непосредственно входящими в себестоимость, и капитальными вложениями (единовременными затратами), которые каждый год суммируются лишь частично – той долей, которая соответствует сроку их окупаемости в годах. Различные показатели затрат, выраженные в сопоставимой форме, называются приведенными затратами, и именно они участвуют в измерении эффективности хозяйственных мероприятий.

Атрибут «приведенный» применяется всегда в тех случаях, когда необходимо обозначить расчетные показатели без факторов, делающих их несопоставимыми.

При сравнении различных вариантов размещения используется еще один показатель – замыкающие затраты. Это расчетный показатель, соответствующий затратам на подготовку самого дорогостоящего (по различным причинам) вида ресурса, который по балансовым расчетам все равно попадает (включается) в план; или это вводимые в расчетную модель оценки ресурса – того ресурса, который будет вовлекаться в производство при расширении потребности в нем (в данном типе взаимозаменяемых ресурсов). Как правило, этот ресурс с наихудшими экономическими показателями «замыкает» столбец аналогичных ресурсов, ранжированных по увеличивающейся себестоимости. Проектируемый потребитель может быть «привязан» и к другому, более экономическому ресурсу, но все равно какой-то другой конкурирующий потребитель вынужден ориентироваться на замыкающий ресурс. Тем самым осуществляется народнохозяйственный подход к расчету конкретной эффективности.

Вариантный и статистический методы. Вариантный метод правильнее было бы назвать подходом к процессу разработки предплановых рекомендаций, по которым принимают решения соответствующие распорядители. Иными словами, вариантный метод есть подготовка проекта решения в неоднозначном исполнении, показывающего, с одной стороны, многообразие в поисках оптимума и дающего, с другой стороны, возможность распорядителям для выбора одного из вариантов. Варианты - это проекты решения одной проблемы различными способами. Есть варианты, различающиеся только количественно, это так называемые хронологические варианты, или вилка, когда на конец планового периода устанавливается два (минимальный и максимальный) или три (еще средний) уровня решения проблемы; один вариант не исключает другой, они все осуществимы, но в разные сроки. Есть варианты, различающиеся принципиально, и принятие одного из них исключает принятие всех остальных: это альтернативы. Альтернативы связаны с применением различных видов сырья, различных технологий, выбором различных точек размещения и т.д.

Для принятия решения отбирается лучший вариант из имеющихся, что соответствует условию рациональности. Если отбирается лучший из всех возможных вариантов, то соблюдается условие оптимальности. Отбор производится на основании определенного критерия. Критерий – это признак, показатель, на основании которого производится оценка и выбор вариантов (минимум затрат, максимум продукции, эффективность, уровень достижения социальных целей развития и т.д.).

Элементы таблицы и статистического метода. Экономическая география широко применяет статистический метод исследования для изучения количественной стороны массовых явлений и характеристики существующих между явлениями связей и зависимостей.

Статистическим подлежащим называют те явления (их совокупность или группы), о которых в таблице даны сведения.

Статистическим сказуемым называют те сведения, цифровые данные, которые даются о подлежащем.

Ряды величин, расположенные горизонтально, слева направо, называют строками таблицы.

Ряды величин, расположенные сверху вниз (вертикально), называют графами или колонками.

Требование к статистической таблице: таблица должна удобно читаться, название и заголовки – точными и ясными, в них должны отразиться единицы измерения и время, к которым относятся данные. В таблице при отсутствии явлений ставится знак «тире», при отсутствии сведений – многоточие или «нет сведений».

Распределение всей совокупности изучаемых явлений на группы по какому-либо существенному признаку называют группировкой.

Группировка – выделение однородных групп.

Признак, положенный в основу группировки, называют группировочным (или основание группировки).

Типологические группировки. Построение типологий (или типологических группировок) регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Методы, механизмы и мероприятия экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, выделяемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и иных существенных условий.

В региональных исследованиях широко используются методы типологических группировок, разработанные в рамках теоретической статистики. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).

Методы социальных исследований. Прежде чем говорить о методах социологического исследования, надо сказать, что же является социологическим исследованием в принципе. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследование включает четыре последовательных, сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:

Но, несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на целостность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач, и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретно социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии.

Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбора «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком опера-

тивных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Оперативные опросы (экспресс опросы) нацелены на выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-опросы используют для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнений студентов о содержании и форме проведенного занятия.

Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических компаний.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных групп, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т. д., или население города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, или не основной причиной, которая выступает в роли фактора. Определяющего уровень его производительности.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.