logo
Гос

2. Классификация народов.

Относительно точную и полную картину мира могут дать только определенным образом сгруппированные и систематизированные сведения о народах. В народоведении используется ряд классификаций, совокупность которых дает возможность охарактери­зовать такое сложное явление, каким является этнос, и установить место каждого этноса в ойкумене (населенной людьми части Земли). Основные виды классификаций включают геогра­фическую, антропологическую, языковую, историко-этнографическую, хозяйственную, религиозную (этно-конфессиональную) группировки. Географическая классификация (классификация по континентам и регионам) помогает уточнить места обитания народов или их групп. Различают народы Австралии и Океании, народы Азии, Африки, Америки, Европы. Отдельную группу составляют народы России и сопредельных с ней стран. Можно говорить также о народах Кавказа, Карибского бассейна, Южной Африки и т. п. Антропологическая классификация учитывает био­логические особенности народов. Все населяющие Землю люди принадлежат к одному биологическому виду – Хомо сапиенс («человек разумный»), однако отдельные группы человечества различаются рядом физических (биологических) признаков, связанных с единством происхождения и одновременно определенной областью распространения. Исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью физических при­знаков, называются расами. Такие признаки передаются по наследству. В настоящее время различают четыре большие расы: негроидную (африканскую), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и австралоидную (океанийскую). Расовые различия проявляются в цвете кожи, радужной оболочки глаз, волос, в форме волос, черепа, длине тела, а также в более глубинных (генетических) признаках – группах крови, рисунке на коже пальцев и ладоней и т. д. Они сформировались в течение длительного времени – по-видимому, 40 – 20 тыс. лет до н. э. Таким способом люди подобно всем живым организмам телесно приспосабливались к естественно-географическим (природным, экологическим) условиям существования. Расовые характеристики людей проливают свет на историю формирования народов. Так, физической антропологией установлено, что все народы нашей планеты являются смешанными в расовом отношении. Все человеческие расы обладают одинаковыми био­логическими возможностями для развития культуры и общественной жизни. Представления о физической, психической и умственной неравноценности рас, о «выс­ших» и «низших» расах (именуемые расизмом) антинаучны и антигуманны. Расизм осуждается подлинной наукой и демократической общественностью мира. Языковая группировка имеет важное значение для понимания происхождения народов. Языки тех или иных народов принято объединять в языковые семьи (и филии – группы семей) по признаку сход­ства (родства), устанавливаемого путем их сравнения (прежде всего их словарного состава). Сходство языков может свидетельствовать либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. В самую крупную языковую семью — индоевропейскую — вхо­дят, например, такие сильно отличающиеся друг от друга языки, как русский, английский, персидский, армянский и греческий. На языках индоевропейской языковой семьи говорит около 45% всего населения мира. В составе больших языковых семей различают меньшие языковые группы – ветви. Так, индоевропейская языковая семья состоит из десяти ныне живущих групп языков, алтайская семья языков включает три языковые ветви, а вот древнешумерский или нивхский языки до сих пор не удается включить ни в одну языковую группу: они — изоляты (обособленные языки). Нередки случаи, когда разные народы говорят на одном и том же языке. На испанском говорят не только испанцы, но и большинство крупных народов Латинской Америки. На английском языке говорят англичане, американцы США, англоканадцы, англоновозеландцы, англоафриканцы, ямайцы и ряд других народов. Не­мецким языком пользуются немцы, австрийцы, германо-швейцарцы. Точное число языков на Земле неизвестно. Специ­алисты полагают, что их от 4 до 6,5 тыс. При этом на двенадцати языках, к которым относятся китайский, английский, хинди и близкий ему урду, испанский, русский, арабский, португальский, японский, немецкий и французский, говорит более 60% всего человечества. Чаще всего каждый народ говорит на одном языке: монголы — на монгольском, венгры — на венгерском, финны — на финском и т. д. Но в мире широко распространено и двуязычие, реже – трехъязычие (владение и пользование этносом или его частью двумя и боль­шим числом языков). Двуязычны значительная часть населения Бельгии и Швейцарии, ряда африканских стран, Индии, Индонезии и других государств. Двуязычие широко распространено в России и сопредельных странах, где, по некоторым данным, более половины нерусского населения знает русский язык. Многие народы до сих пор остаются бесписьменными. К ним относятся аборигены Австралии, многие индейские племена Южной Америки, пигмеи, бушмены и готтентоты в Африке. У значительной части этно­сов письменность была создана в XX в. с помощью органов государственной власти и народного просве­щения. Более 50 народов бывшей царской России — 14 например, алтайцы, марийцы, хакасы, чукчи — обрели письменность после революции 1917 г., в 20 —30-е годы прошлого столетия. Историко-этнографические (историко-культурные) области. Наряду с языковым родством, между народами может также существовать историко-этнографическое, или историко-культурное сходство. Оно возникает на определенных территориях у народов-соседей, длительное время поддерживавших хозяйственные, культурные, экономические, политические и иные связи между собой, взаимно влиявших друг на друга и приобретших в результате этого ряд общих черт. Такие территории принято называть историко-этнографическими, или историко-культурными, областями (ИЗО), историко-культурными провинциями и даже региональными цивилизациями. Примером историко-этнографических областей могут служить Юго-Восточ­ная Прибалтика — район расселения литовцев, латышей и эстонцев и Урало-Поволжье — регион, объединяющий тюркские, финно-угорские и славянские народы. Историко-этнографической провинцией можно считать область расселения восточных славян и окружающих их этносов. А Восточная Азия — Монголия, Китай, Корея и Япония — принадлежит к региональной цивилизации. Такого рода области, провинции и региональные цивилизации ученые выделяют на всех континентах нашей планеты.

Хозяйственная классификация. Немало народов, говорящих на разных языках и живущих далеко друг от друга (иногда даже на разных континентах), имеют много похожего в культуре. Такие этносы (или части этносов) принято группировать по определенным ти­пам культуры или хозяйственно-культурным типам (ХКТ), складывающимся в сходных природных усло­виях обитания на основе одинаковых видов хозяйствен­ной деятельности. Хозяйственно-культурные типы чаще всего характеризуют этносы, находящиеся на ранних, доиндустриальных ступенях развития, Разли­чия между хозяйственно-культурными типами в пер­вую очередь касаются основных занятий и способов существования — сельского хозяйства, промыслов, ремесел, но наряду с ними орудий труда, жилищ, пищи и т. п., а нередко также фольклора и верований.

Различают три основные группы хозяйственно-культурных типов: 1. Группы с присваивающим хозяйством. Его пред­ставляют охотники, собиратели и рыболовы, для ко­торых собирание дикорастущих растений и охота на диких животных являются единственным или основным источником существования. Это — ис­торически самый ранний ХКТ, он начал склады­ваться в эпоху палеолита (древнекаменного века). В настоящее время к числу охотников и собирате­лей относятся ведды острова Шри-Ланка, семанги Малакского полуострова, аэта Филиппин, пигмеи бассейна реки Конго в Африке и некоторые дру­гие этнические группы.

2. Народы и группы с производящим хозяйством. Для них характерно мотыжное (ручное) земледе­лие и животноводство. Основным источником су­ществования при таком типе хозяйства является выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Становление этого ХКТ от­носится к эпохе неолита (новокаменного века). В наши дни ручными земледельцами продолжа­ют оставаться некоторые малочисленные наро­ды Индии, Южного Китая, Индонезии, тропичес­кой Африки и бассейна Амазонки в Южной Америке. 3. Для развитого производящего хозяйства характер­но плужное (пашенное) земледелие с использова­нием тягловой силы домашних животных. Древней­шие очаги пашенного земледелия возникли в долинах великих рек — Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Амударьи, Хуанхэ — в эпоху бронзо­вого и в начале железного веков (IV —начало III тыс. до н. э.). В Америке, Австралии, Океании, в Африке к югу от Сахары этот ХКТ отсутствовал, но зато преобладал у народов почти всего Средиземномо­рья, Передней и Средней Азии, Северной Индии и 18 Северного Китая.

Религии народов мира и этноконфессиональная группировка. При этнологическом описании народов немаловажное значение имеет религиозная принад­лежность верующей части населения в составе этих народов.

Наука использует немало и других способов клас­сификации народов — например, по типам жилища, костюма, характеру питания, применяемым орудиям труда и т. д.