3. Маркетинг территории.
Территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также тех внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. В связи с этим можно выделить:
маркетинг территории, объектом внимания которого выступает территория в целом, - осуществляется как внутри, так и за ее пределами;
маркетинг на (внутри) территории, объектом внимания которого являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., — осуществляется в пределах территории.
К основным субъектам маркетинга в любой сфере деятельности относятся производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.), его потребители (покупатели, пользователи) и посредники. Соучаствовать в маркетинговых отношениях и действиях могут органы управления, целые сферы экономики (например, торговля), средства массовой информации, учебные и научные учреждения, организации и их системы. Наиболее активными участниками маркетинговых отношений традиционно выступают производители продуктов, а субъектами, пользующимися особым вниманием к себе, - потребители.
Субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, "продажу территорий", выступают территориальные органы власти и управления, местные экономические агентства развития, туристические операторы и агентства, торговые дома, спортивные комитеты и федерации, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных новых, в том числе внешних потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже имеющихся.
Деятельность этих субъектов маркетинга территорий ориентирована на создание, поддержание или изменение определенных мнений, намерений и/или поведения субъектов-потребителей относительно территории, ее возможностей, а также возможностей самих этих субъектов на этой территории. Более конкретными целями в этом отношении являются:
притягательность, престиж территории (места) в целом;
привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.
Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территории разрабатывает комплекс мер, обеспечивающих:
- формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности (интегральная задача);
- расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ (деятельность за пределами территории);
- привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к ней заказов (новые виды и задачи деятельности на территории);
- повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов (импорт ресурсов);
- стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах (экспорт ресурсов).
Стратегии маркетинга территории.
Традиционно выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, притяжение экономических субъектов или на экспорт региональных продуктов. Эти группы стратегий условно могут быть названы: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала.
Маркетинг имиджа. Его основная цель – создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. По сравнению с другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требует определенных затрат, которые, как и эффективность стратегии в целом, зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе.
Обычно это довольно низкозатратная стратегия, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории.
Ведущий инструмент маркетинга имиджа — коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности ее преимуществ.
Стратегии работы с имиджем территории различаются в зависимости от конкретных условий существования территории, от состояния ее имиджа и целей его изменения.
Положительный имидж. Венеция, Сингапур, в России Санкт-Петербург, безусловно, ассоциируются в бытовом сознании преимущественно с достоинствами, будь то архитектурная экзотика, финансовое благосостояние, ценное историческое прошлое или высокий культурный уровень. Такой имидж нуждается не в изменении, а в усилении, подтверждении и распространении на возможно большее количество целевых групп потребителей.
Слабо выраженный имидж. Территория может быть относительно неизвестна целевым группам желаемых потребителей, клиентов. Так, не только иностранцам, но и многим россиянам достаточно трудно аргументировано отличить друг от друга многие регионы России: Тамбовскую область от Воронежской, Башкирию от Калмыкии и т.п. Основные причины - не столько малые размеры, сколько непроработанность конкурентных преимуществ, отсутствие рекламы, нежелание или неумение привлечь к себе внимание приезжих. В этом случае необходимо целенаправленно формировать информационные потоки.
Излишне традиционный имидж. Великобритания, например, с приходом лейбористов начала активно продвигать идею обновления имиджа. Имидж, основанный на уходящих в глубину столетий ассоциациях, не позволяет представить страну динамичной, современной, а это отталкивает многие значимые для нее целевые группы.
Противоречивый имидж. Многие столичные города обладают массой преимуществ, но одновременно они часто ассоциируются со смогом, грязной водой, чересчур интенсивным движением, сосредоточением преступности. Признанные центры развлечений одновременно слывут наркотическими и иными социально непривлекательными центрами. Задача территории - разорвать на деле такого рода связки и таким образом исправить имидж.
Смешанный имидж. Очень часто в имидже территории соседствуют "плюсы" и "минусы", не взаимосвязанные между собой. Так, Италия (как и многие другие страны) выглядит для ее посетителей весьма привлекательно, но лишь до тех пор, пока турист не столкнется с забастовкой авиационных, железнодорожных или гостиничных служащих. Наиболее распространенный тактический прием в имиджестроении в таких случаях — подчеркивание позитивных черт и замалчивание негативных.
Негативный образ. Детройт, например, известен как столица криминала Америки, Колумбия — как средоточие наркомафии, Ливан воспринимается примером гражданского и военного противодействий, а Бангладеш выглядит как апофеоз бедности. Таким территориям необходимо не только создавать новый образ, но и активно дезавуировать старый.
Чрезмерно привлекательный имидж. Ряд территорий столкнулись с необходимостью регулирования потоков посетителей и новых резидентов в сторону уменьшения их количества. Так, Калифорния осознанно отказалась от модернизации и расширения возможностей обеспечения водой и коллекторами, чтобы избежать новых строек. Еще один "безотказный" прием — повышение налоговых ставок, тарифов, пошлин.
Маркетинг привлекательности. В основном это мероприятия, направленные на повышение притягательности данной территории для человека, ее гуманизацию. Большинство территорий не отказались бы от развития особых черт, гарантирующих им конкурентные преимущества в соперничестве. Для туристов это чаще всего историко-архитектурные объекты.
Маркетинг инфраструктуры. Безусловно, ни самая масштабная деятельность по формированию имиджа территории, ни даже насыщение ее особенными объектами притяжения, включая экзотические, не заменит планомерной работы по обеспечению эффективного функционирования и развитию территории в целом. Для маркетинга главное, что обеспечивает успех территории — степень цивилизованности рыночных отношений на ней. Здесь должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно, прежде всего, развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру.
Территория реализует комплекс политических, правовых, научно-технических и других действий и акций, направленных на развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни, соответствующей инфраструктуры.
Маркетинг населения, персонала. Территории, характеризующиеся различным состоянием деловой жизни, разными проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии в отношении населения, персонала. Так, территории с низким уровнем занятости и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенного уровня квалификации. Наконец, в ряде случаев территории предпочитают демонстрировать противодействующий маркетинг, например, если вузы перегружены студентами, города – ищущими заработок приезжими и т.п.
Так, регион Южной Баварии, ведомый Мюнхеном, выбрал в отношении привлечения кадров извне достаточно жесткую политику, сосредоточив внимание в основном на формировании у собственного населения так называемого "чувства МЫ".
Понятно, что выбор стратегии не ограничивается буквально четырьмя упомянутыми разновидностями; но они достаточно разноплановы и могут быть насыщены разнообразным содержанием. Можно акцентировать внимание на продвижении ресурсов, которыми богата территория, правда, фактически это будет разновидностью стратегии маркетинга привлекательности. Можно пропагандировать возможности эффективного, выгодного использования на территории ввозимых сюда внешних по происхождению ресурсов, но это, по существу, стратегия маркетинга инфраструктуры.
Вывод:
Маркетинг территорий способен решить многие их проблемы, включая наиболее эффективный и выгодный для территории обмен имеющимися и необходимыми ресурсами, повышение ее конкурентоспособности благодаря нацеленности на адекватное удовлетворение запросов различных категорий потребителей услуг территории. Он располагает набором аналитических инструментов позиционирования территорий, включая разнообразные показатели, индикаторы, индексы, рейтинги.
Территориями могут быть реализованы разнообразные стратегии маркетинга – имиджа, привлекательности, инфраструктуры, персонала. Их выбор и последовательность реализации определяются с учетом реальных конкурентных преимуществ и потенциала притягательности, имеющихся проблем и угроз, финансовых и других возможностей.
СД 8. Проблемы социально-экономического развития региона
- 1.Возникновение и формирование байкальской котловины. Байкальская котловина – центральное звено байкальской рифтовой зоны
- 2. Температурный режим воды в оз. Байкал
- 3. Общие сведения об ихтиофауне Байкала
- 1. Общая характеристика климата Иркутской области
- 2. Ресурсы поверхностных вод Иркутской области
- 3. Экологические ресурсы Иркутской области
- 4. Природно-ресурсный потенциал и особенности специализации хозяйства Иркутской области
- 5. Структура хозяйства Иркутской области. Характеристика одной их отраслей (по выбору)
- 6. Особенности демографического развития Иркутской области.
- 7. Внешнеэкономические связи Иркутской области со странами тэс
- 2. Понятие географической оболочки Земли и ее границы. Строение географической оболочки Земли и ее природных сфер; ее структура, динамика.
- 3. Географические пояса, зоны и сектора. Полярная асимметрия
- 4. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 5. Основные черты общей атмосферной циркуляции. Принципы классификации климатов земного шара б.П. Алисова.
- 1. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 2. Классификация горных пород по происхождению
- 3. Основные морфографические и морфометрические характеристики рельефа
- 4. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов, влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.
- 5. Основные виды складчатых и разрывных тектонических структур. Инверсионный рельеф.
- 6. Основные элементы рельефа.
- 7. Что такое метаморфизм? Типы метаморфизма. Привести примеры метаморфических пород.
- 8. Механизм формирования поймы меандрирующей реки
- 9. Основные склоноформирующие и склоновые процессы.
- 1. Гидросфера; структура водных объектов Земли. Гидрологический режим и гидрологические процессы
- 2. Водные ресурсы, их отличие от других природных ресурсов, хозяйственное значение
- 3. Основные принципы рационального использования и охрана природных вод от истощения и загрязнения
- 4. Метод водного баланса в гидрологии. Уравнение водного баланса, его использование
- 5. Мировой океан и его части. Классификация морей. Поверхностные течения в Мировом океане, их влияние на атмосферу и ландшафты суши.
- 1. Географические закономерности размещения организмов и растительных сообществ на суше и в Мировом океане
- 2. Важнейшие зонально-региональные особенности фауны и флоры, растительности и животного мира суши
- 3. Закономерности биогеографического районирования Мирового океана
- 4. Ареал. Границы ареалов и факторы, их определяющие.
- 5. Центры таксономического разнообразия в ареале. Роль человека в формировании ареалов видов растений и животных
- 6. Биоценоз и условия местообитания. Средообразующая роль живых организмов.
- 7. Изменения видового разнообразия сообществ по градиентам среды и под воздействием антропогенного фактора. Охрана редких видов животных и растений
- 1. Факторы локальной и региональной физико-географической дифференциации. Морфологическая структура географического ландшафта
- 2. Классификация ландшафтов. Парагенетические природно-территориальные комплексы. Классы антропогенных ландшафтов
- 3. Саморазвитие и эволюция ландшафта. Понятие «устойчивого ландшафта».
- 1. Карта: термин и определение. Элементы и свойства карты.
- 2. Математическая основа карт. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Классификация картографических проекций по характеру искажений.
- 3. Классификация картографических проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки.
- 4. Проектирование и составление карт. Виды авторских, составительских и издательских оригиналов карт.
- 5. Картографическая генерализация. Сущность, факторы, принципы и виды генерализации.
- 6. Система условных знаков карт. Графические переменные. Способы картографического изображения.
- 7. Способы изображения рельефа на географических картах.
- 8. Типы географических карт. Аналитические, комплексные, синтетические карты. Географические атласы как системные картографические произведения.
- 9. Функциональные типы карт: инвентаризационные, оценочные и прогнозные карты.
- 1. Предмет, задачи географии населения.
- 2. Миграция населения: понятие, типы, значение. Показатели миграции.
- 3. Основные черты размещения населения Земли и России. Типология населенных мест. Плотность населения и емкость территории.
- 4. Воспроизводство населения (понятие, причины динамики). Типы воспроизводства населения мира.
- 5. Особенности демографического развития России.
- 6. Занятость и проблемы безработицы в России.
- 7. Расселение как система. Типология расселения.
- 1. Способы топографических съемок: мензульная, тахеометрическая, контурно-комбинированная, стереотопографическая.
- 2. Виды нивелирования, технические средства, методика и точность геометрического, тригонометрического и барометрического нивелирования
- 3. Математическая основа карт. Система координат. Координатные сетки. Масштабы
- 4. Содержание топографических карт и их прикладное использование; геодезические измерения и натурные съемки местности; приемы картометрии.
- 1. Основные концепции и теории общественной географии.
- 2. Географическое (территориальное) разделение труда, современные виды и формы.
- 3. Социально-экономическая и политическая география (предмет, задачи). Связь с другими научными областями знаний.
- 4. Понятие территориальной организации общества (тоо). Тоо как процесс развития и функционирования общества во времени и пространстве.
- 5. Территориальные системы производства и расселения, их взаимосвязь.
- 6. Становление и развитие отечественной районной школы экономической географии. Н.Н. Баранский, н.Н. Колосовский и а.И. Витвер.
- 7. Понятие экономико-географического положения и его использование в экономической и социальной географии. Уровни и виды эгп.
- 1. Природные условия, ландшафты и ресурсы регионов России
- 2. Факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов
- 3. Региональные геоэкологические проблемы
- 4. Физико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал зоны тайги Русской равнины. Уровень хозяйственного освоения
- 5. Степная зона Русской равнины. Ресурсный потенциал и его хозяйственная освоенность. Эрозия почв, проблемы борьбы с нею
- 6. Зона хвойно-широколиственных лесов Русской равнины. Ландшафтные особенности. Природные условия и ресурсы, проблемы борьбы с нею
- 7. Многолетняя мерзлота и закономерности ее распределения в России: происхождение, особенности ландшафта
- 8. Закономерности формирования и дифференциации ландшафтов Амуро-Сахалинской страны. Геоэкологические проблемы региона
- 9. Природа и природные ресурсы Западной Сибири, хозяйственное освоение и проблема охраны ландшафтов.
- 1. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши
- 2. Общие черты и региональные отличия современных ландшафтов экваториального пояса. Антропогенная трансформация ландшафтов
- 3. Зональные типы ландшафтов субэкваториального и тропического поясов. Антропогенная трансформация ландшафтов.
- 1. Топливно-энергетический комплекс России. Значение, структура, география.
- 2. География нефтяной и газовой промышленности России.
- 3. Электроэнергетика России.
- 4. Транспорт России (значение, структура). Железнодорожный транспорт.
- 5. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 6. Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.
- 7. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
- 8. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района.
- 9. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района.
- 1. Типология стран мира (примеры). Приведите характерные социально-экономические показатели основных типов стран мира.
- 2. Японский мегалополис.
- 3. Экономико-географическая характеристика Великобритании.
- 4. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах мира.
- 5. Экономико-географическая характеристика Индии.
- 6. Экономико-географическая характеристика Японии.
- 7. Мировое хозяйство и международное разделение труда.
- 8. Машиностроительный комплекс мира.
- 1. Глобальные геоэкологические кризисы
- 2. Антропогенные изменения ландшафтов
- 3. Геоэкологические проблемы энергетики
- 4. Геоэкологическое значение демографического фактора
- 5. Понятие устойчивого развития.
- 1. Урбанизация: понятие, индикаторы, основные типы процессов
- 2. Классификации и типологии городов. Особенности развития городов различных типов: промышленные, рекреационные, города науки и др.
- 3. Экономико-географическое положение городов. Особенности эгп городов. Макро-, мезо- и микроположение города
- 4. Понятие «населенный пункт». Классификация населенных мест по величине, функциям, роли в системе территориальной организации расселения
- 5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов
- 6. Масштабы и специфика современных процессов урбанизации в России
- 7. Агломерации, их типы, структура.
- 1. Какого ранга птк описываются на одной точке комплексного описания и какие свойства птк являются предметом описания
- 2. Что представляет собой ландшафтная катена и каково назначение ее описания
- 3. Особенности комплексных физико-географических исследований в различных зонах.
- 1. Программа научных исследований в решении экономико-географических проблем.
- 2. Методика изучения предприятия (по выбору экзаменующегося).
- 3. Методы экономико-географических исследований (примеры).
- 4. Сбор социально-экономической геоинформации.
- 1. Научно-технические приемы анализа картографического изображения
- 2. Изучение карт разной тематики
- 3. Изучение разновременных карт
- 1. Принципы и приемы дешифрирования аэрокосмических снимков
- 2. Прямые и косвенные признаки дешифрирования аэро- и космоснимков
- 3. Дешифрирование аэроснимков, его виды.
- 1. Методика преподавания географии как наука
- 2. Компоненты содержания школьной географии и особенности их формирования
- 3. Методы обучения и новые педагогические технологии в преподавании географии.
- 1. Классические теории размещения населенных мест.
- 2. Финансовые ресурсы региона.
- 3. Регион как объект хозяйствования и управления.
- 1. Предмет и задачи этнографии.
- 2. Классификация народов.
- 3. Народы Сибири (быт, культура, религия).
- 1. Государственное и общественное краеведение
- 2. Этапы освоения и краеведческого изучения территории Иркутской области
- 3. Топонимика Иркутской области.
- 1. Основные земные эллипсоиды и их параметры
- 2. Геодезические сети России
- 3. Использование геодезических методов в географических и геофизических исследованиях.
- 1. Геоэкологические риски от космических объектов. Роль Солнца в проявлении периодичности природных опасностей
- 2. Геоэкологические риски от землетрясений и вулканических извержений.
- 3. Типы природных опасностей и способы защиты от них.
- 1. Основные особенности четвертичного периода
- 2. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши.
- 3. Понятие о фаунистических и флористических комплексах для стратиграфии четвертичного периода.
- 1. Роль академических экспедиций в исследовании России
- 2. Античный период развития географии
- 3. Вклад а.Гумбольдта в становление географии.
- 1. Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы
- 2. Памятники культовой архитектуры, священные реликвии и религиозный туризм
- 3. Правовое и государственное регулирование отношений в области туризма и туристской индустрии (основные законы, условия создания туроператорских организаций, квалификационные требования).
- 1. Региональные географические прогнозы
- 2. Палеогеографические методы прогнозирования
- 3. Прогнозно-информативные свойства геосистем и природных процессов.
- 1. Типы региональных рынков.
- 2. Разграничение полномочий между государственным центром и субъектами Российской Федерации.
- 3. Маркетинг территории.
- 1. Структура природно-ресурсного потенциала региона и его компонентная оценка.
- 2. Современная структура экономики региона. Характеристика основных отраслей хозяйства (по выбору).
- 3. Уровень жизни населения Иркутской области, основные пути его повышения.
- 1. Основные принципы и методы физико-географического районирования
- 2. Становление и развитие геоэкологического районирования
- 3. Содержание, задачи и история развития физико-географического районирования.
- 1. Методологические основы экологического картографирования. Антропоцентрический, ландшафтноцентрический и социоцентрический подходы.
- 2. Классификация источников составления экологических карт по ведомственной принадлежности.
- 3. Экологические карты и их классификация.
- 1. Аппаратное обеспечение гис. Системы ввода и вывода. Периферийные устройства ввода и вывода.
- 2. Источники данных для гис: система gps, дистанционное зондирование.
- 3. Технологии ввода данных. Качество и точность данных.
- 1. Классическая геополитика континентальных держав.
- 2. Политические границы.
- 3. Типы государственного устройства