5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов
Городская среда оценивается наблюдателем, как соединительная бестелесная ткань между наполняющими город объектами.
Городская среда – это набор политик городского развития, через которые город и его жители могут быть конкурентны на быстроизменяющихся рынках рекрутинга, товаров, информации, услуг и др.
Элементы городской среды:
наличие/отсутсвие городского ядра (уникальность города);
разные типы недвижимости (формируют разнообразие городского ландшафта);
личный и общественный транспорт (определяет скорость, комфортность и безопасность передвижения горожан);
уровень преступности (желание жить в городе, ощущение безопасности);
развитие потребительского рынка и рынка социальных услуг (разнообразие досуга и возможность получения желаемой услуги).
Уникальность города. Речь идет о застройке центральных частей города, наличии или отсутствие целостного исторического ядра, отдельных знаний, являющихся памятниками архитектуры того или иного периода, просто зданий, представляющих архитектурную ценность, а также их территориальной дислокации.
Разнообразие городского ландшафта:
Жесткое функциональное зонирование городских территорий – деление городского пространства на жилые, общественно-деловые, рекреационные, промышленные зоны.
Дефицит коммерческих видов недвижимости – офисы, гостиницы, торговые и развлекательные центры.
Типовое квартальное проектирование, воспроизводящее среду, некомфортную для обитания.
Чрезмерно утилитарный подход к строительству жилья – отсутствуют стандарты современного жилья, нет обобщенного опыта для проектирования.
Слабое использование городских территорий, выходящих к воде.
Отсутствие благоприятного развития городов за счет повышения плотности застройки, города развиваются вширь за счет новых «спальных» кварталов на окраинах.
Комфортность и безопасность передвижения граждан. Скачок уровня автомобилизации населения, сопряженный со специфической культурой использования личного автотранспорт. Население выбирает передвижение на личном автотранспорте без учета экономии времени и денежных средств. Несмотря на наличие на территории городов значительных по пртяженности железнодорожных веток, пригородное сообщение не интегрировано в систему городского общественного транспорта: морально-устревший подвижной состав, перегруженность по популярным направлениям, отсутствие современных и комфортных мультимодальных пересадочных узлов электричка – метро – автобус – троллейбус – трамвай. Небезопасно, плохо проработанная ливневая канализация, высокий уровень загазованности, особенно вдоль транспортных артерий, что связано с большим количеством морально устревшего транспорта, парковка личного автотранспорта на пешеходных переходах и тротуарах, низкий уровень освещенности. Практически полное отсутствие инфраструктуры, отсутствие поддержки развития данного вида передвижения на разных уровнях власти. Низкая скорость передвижения – отсутстивие выделенных полос и приоритета движения перед личным транспортом, перегруженность, высокая аварийность, высокая изношенность парка, некмофортность, непрестижность.
Ощущение безопасности. Современные города, как в России, так и зарубежом, являются зонами повышенной опасности. Личная безопасность, безопасноть детей и близких, безопасность ведения бизнеса и предпринимательства, экологические факторы обуславливают привлекательность и комфортность города для граждан России.
Разнообразие досуга и возможность получения услуг. Город выступает в качестве рыночного агента, представляющем своим потребителям продукт, а именно набор разнообразных стандартных и уникальных услуг, где главными дивидентами для города является сохранение житилей и привлечение новых за счет создания комфортных условий проживания и обеспечения услугами высокого качества и широкого спектра.
Сегодня городская среда во многом агрессивна по отношению к человеку. Помимо очевидного вредного влияния на наше здоровье загрязненного воздуха и питьевой воды горожанин оказывается еще и в зоне воздействия целого ряда факторов, влияющих на наши органы чувств и нервную систему, а через них (а зачастую – и непосредственно) – на общее состояние организма.
Очень существенным фактором является шум. Один из основных его источников в городе – автомобильный транспорт. На магистральных улицах уровень шума достигает 95 дБ (по шкале А шумомера). В выходящих окнами на проезжую часть квартирах домов при открытых окнах уровень шума только на 10–15 дБ ниже. Не меньшее негативное воздействие на наш организм оказывает шум, производимый трамваями, поездами метро.
Шум отвлекает нас, мешает сосредоточиться, вызывает изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина в крови встречаются чаще у людей, проживающих в шумных районах. Под воздействием шума нарушается сон, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль. Со временем это приводит к переутомлению, снижению работоспособности, болезням.
Снижению шума способствовало бы строительство автодорог в туннелях или экранирование их спецнадстройками. При проектировании застройки жилых районов надо обращать внимание на расположение домов относительно автомобильных и железных дорог, создавать санитарно-защитные зоны. Окна по возможности не должны выходить на проезжую часть улицы – хотя это и не спасает от шума, но наличие экранирующих объектов или зеленых насаждений уменьшает его интенсивность. Полезно использовать звукоизолирующие оконные конструкции – хорошие образцы имеют коэффициент звукоизоляции свыше 50 дБ.
В автомобилях звукопоглощающими материалами покрывают стенки, днище, багажник и место расположения двигателя. При этом шум уменьшается не только в салоне, но и снаружи.
Помимо звуковых волн, воспринимаемых нами как шум, существует еще и инфразвук – неслышимые человеческих ухом низкочастотные колебания. Есть природные источники инфразвука – морские волны, ветер, грозовые разряды, но есть и антропогенные – взрывы, орудийные выстрелы, многие работающие механизмы, трансформаторы и пр. Предполагается, что колебания частотой 6 Гц совпадают с альфа-ритмом головного мозга – под их воздействием возникает ощущение морской болезни, усталости, они могут привести к потере зрения и даже к смерти. Инфразвук с частотой 7 Гц еще более опасен для человека – он может привести к остановке сердца.
На психику человека подавляюще воздействуют и ритмические сигналы, поступающие от равномерно работающих механизмов – конвейерных линий фабрик и заводов, эскалаторов и транспортеров, станков и т.п. Не в меньшей степени утомляет зрение и нервную систему и вид равномерно перемещающейся ленты транспортера или множества сходных движущихся объектов, например машин или пешеходов.
Агрессивность визуальной городской среды проявляется также в ее однообразии. Утомляют одинаковые современные многоэтажные здания, интерьеры помещений, станций метро, ряды гаражей-ракушек...
Замечено, что в городских условиях близорукость встречается в 1,5–2 раза чаще, чем в сельской местности. Вынужденный постоянно рассматривать однообразные близкие объекты, горожанин перенапрягает зрение. Возможно, однообразие пейзажей некоторых районов страны, например тундры, где большую часть года лежит снег, влияет на то, что и в северных районах частота близорукости достигает 32,5%, в то время как в южных районах – 3,7–5,3%.
Воздушная среда городов насыщена агрессивными запахами. Это запахи различных масел, бензина, выхлопных газов автомобилей, красок и лаков, свежего асфальта и новой мебели из ДСП, запах гари и резины. Это и более приятные, но не менее опасные для здоровья запахи дезодорантов, одеколонов, духов, косметики, стиральных порошков, способные вызвать мгновенную аллергическую реакцию. А запахи доминирующих в городе или районе производств?! Почти каждый город имеет свой специфический запах. По запаху легко можно узнать города-металлурги, города-химики, города-текстильщики, города с рыбоконсервной промышленностью, шахтерские города и т.д. Во многих случаях выбрасываемые в воздух вещества не только оказывают раздражающее влияние на наше обоняние и нервную систему, но и, попадая в организм, наносят прямой вред здоровью.
Еще одна сторона жизни современных крупных городов – образование и накапливание огромного количества твердых, жидких и газообразных отходов как промышленного, так и бытового происхождения. Жидкие отходы просачиваются в грунт и загрязняют источники питьевой воды и грунтовые воды, газообразные – вызывают смог, отравляя все живое своими ядовитыми парами.
Огромную проблему создают твердые отходы. На сегодняшний день в городах и поселках страны накопилось 55 млн т бытовых отходов – и то только на зарегистрированных свалках. В Москве ежегодно образуется около 2,5 млн т твердых бытовых отходов и около 6 млн т промышленных. Из них только 10% бытовых и около 50% промышленных отходов подвергается переработке.
Основную массу твердых отходов (до 74%) составляют бумага и пищевые отходы, но немало и долго не разрушающихся пластмасс и синтетических материалов. Сжигать их нельзя, так как при этом выделяются многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и др.).
В черте Москвы находится 108 свалок, в Подмосковье – более 210. Каждая свалка занимает от 6 до 50 га земельных угодий – в целом по стране это более 20 тыс. га. А ведь это площади, которые можно использовать для застройки или сельского хозяйства.
Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.
На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.
Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность: страдают атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа, растворителей и пр.). Почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.
Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета и развитию лейкозоподобных заболеваний у человека и домашних животных. Наиболее опасным является фильтрат – результат просачивания дождевой и талой воды через слой твердых отходов. Сроки его выхода могут составлять от 1 года (для песков) до 25 лет (для глин) после захоронения отходов.
А надо было бы складировать отходы на специальных полигонах в котлованы на противофильтрационный экран, защищающий от загрязнений грунтовые воды. Таким экраном могут быть мощные глинистые толщи. При достижении свалкой определенной высоты над поверхностью все засыпается полуметровым слоем земли, покрывается дерном и засаживается растениями!
Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Каждый выброшенный свинцовый аккумулятор для автомобилей содержит до 9,5 кг свинца. Рост потребности в люминесцентных и дугоразрядных лампах увеличивает опасность заражения окружающей среды ртутью. В Московской области ежегодно выбрасывается до 5 млн, в Москве – до 10 млн ламп. В целом по стране их количество составляет около 200 млн штук. А ведь в каждой лампе содержится от 80 до 120 мг ртути! Опасность представляют и ртутьсодержащие электрические батарейки. Жители Москвы и Подмосковья в год выбрасывают более 50 млн батареек, на свалки попадают десятки тонн ртути.
В США подсчитали, что металлы, извлеченные из твердых бытовых отходов, могут обеспечить потребность страны в железе на 7%, в алюминии – на 8%, в олове – на 19%. В ряде стран рациональный отбор и сортировка разного рода отходов облегчает их дальнейшую переработку. Например, в Нидерландах из вторсырья изготавливают 62% стеклянных бутылок, в Великобритании – 16%. В Японии степень утилизации отходов макулатуры и стекла составляет около 50%.
- 1.Возникновение и формирование байкальской котловины. Байкальская котловина – центральное звено байкальской рифтовой зоны
- 2. Температурный режим воды в оз. Байкал
- 3. Общие сведения об ихтиофауне Байкала
- 1. Общая характеристика климата Иркутской области
- 2. Ресурсы поверхностных вод Иркутской области
- 3. Экологические ресурсы Иркутской области
- 4. Природно-ресурсный потенциал и особенности специализации хозяйства Иркутской области
- 5. Структура хозяйства Иркутской области. Характеристика одной их отраслей (по выбору)
- 6. Особенности демографического развития Иркутской области.
- 7. Внешнеэкономические связи Иркутской области со странами тэс
- 2. Понятие географической оболочки Земли и ее границы. Строение географической оболочки Земли и ее природных сфер; ее структура, динамика.
- 3. Географические пояса, зоны и сектора. Полярная асимметрия
- 4. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 5. Основные черты общей атмосферной циркуляции. Принципы классификации климатов земного шара б.П. Алисова.
- 1. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 2. Классификация горных пород по происхождению
- 3. Основные морфографические и морфометрические характеристики рельефа
- 4. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов, влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.
- 5. Основные виды складчатых и разрывных тектонических структур. Инверсионный рельеф.
- 6. Основные элементы рельефа.
- 7. Что такое метаморфизм? Типы метаморфизма. Привести примеры метаморфических пород.
- 8. Механизм формирования поймы меандрирующей реки
- 9. Основные склоноформирующие и склоновые процессы.
- 1. Гидросфера; структура водных объектов Земли. Гидрологический режим и гидрологические процессы
- 2. Водные ресурсы, их отличие от других природных ресурсов, хозяйственное значение
- 3. Основные принципы рационального использования и охрана природных вод от истощения и загрязнения
- 4. Метод водного баланса в гидрологии. Уравнение водного баланса, его использование
- 5. Мировой океан и его части. Классификация морей. Поверхностные течения в Мировом океане, их влияние на атмосферу и ландшафты суши.
- 1. Географические закономерности размещения организмов и растительных сообществ на суше и в Мировом океане
- 2. Важнейшие зонально-региональные особенности фауны и флоры, растительности и животного мира суши
- 3. Закономерности биогеографического районирования Мирового океана
- 4. Ареал. Границы ареалов и факторы, их определяющие.
- 5. Центры таксономического разнообразия в ареале. Роль человека в формировании ареалов видов растений и животных
- 6. Биоценоз и условия местообитания. Средообразующая роль живых организмов.
- 7. Изменения видового разнообразия сообществ по градиентам среды и под воздействием антропогенного фактора. Охрана редких видов животных и растений
- 1. Факторы локальной и региональной физико-географической дифференциации. Морфологическая структура географического ландшафта
- 2. Классификация ландшафтов. Парагенетические природно-территориальные комплексы. Классы антропогенных ландшафтов
- 3. Саморазвитие и эволюция ландшафта. Понятие «устойчивого ландшафта».
- 1. Карта: термин и определение. Элементы и свойства карты.
- 2. Математическая основа карт. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Классификация картографических проекций по характеру искажений.
- 3. Классификация картографических проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки.
- 4. Проектирование и составление карт. Виды авторских, составительских и издательских оригиналов карт.
- 5. Картографическая генерализация. Сущность, факторы, принципы и виды генерализации.
- 6. Система условных знаков карт. Графические переменные. Способы картографического изображения.
- 7. Способы изображения рельефа на географических картах.
- 8. Типы географических карт. Аналитические, комплексные, синтетические карты. Географические атласы как системные картографические произведения.
- 9. Функциональные типы карт: инвентаризационные, оценочные и прогнозные карты.
- 1. Предмет, задачи географии населения.
- 2. Миграция населения: понятие, типы, значение. Показатели миграции.
- 3. Основные черты размещения населения Земли и России. Типология населенных мест. Плотность населения и емкость территории.
- 4. Воспроизводство населения (понятие, причины динамики). Типы воспроизводства населения мира.
- 5. Особенности демографического развития России.
- 6. Занятость и проблемы безработицы в России.
- 7. Расселение как система. Типология расселения.
- 1. Способы топографических съемок: мензульная, тахеометрическая, контурно-комбинированная, стереотопографическая.
- 2. Виды нивелирования, технические средства, методика и точность геометрического, тригонометрического и барометрического нивелирования
- 3. Математическая основа карт. Система координат. Координатные сетки. Масштабы
- 4. Содержание топографических карт и их прикладное использование; геодезические измерения и натурные съемки местности; приемы картометрии.
- 1. Основные концепции и теории общественной географии.
- 2. Географическое (территориальное) разделение труда, современные виды и формы.
- 3. Социально-экономическая и политическая география (предмет, задачи). Связь с другими научными областями знаний.
- 4. Понятие территориальной организации общества (тоо). Тоо как процесс развития и функционирования общества во времени и пространстве.
- 5. Территориальные системы производства и расселения, их взаимосвязь.
- 6. Становление и развитие отечественной районной школы экономической географии. Н.Н. Баранский, н.Н. Колосовский и а.И. Витвер.
- 7. Понятие экономико-географического положения и его использование в экономической и социальной географии. Уровни и виды эгп.
- 1. Природные условия, ландшафты и ресурсы регионов России
- 2. Факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов
- 3. Региональные геоэкологические проблемы
- 4. Физико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал зоны тайги Русской равнины. Уровень хозяйственного освоения
- 5. Степная зона Русской равнины. Ресурсный потенциал и его хозяйственная освоенность. Эрозия почв, проблемы борьбы с нею
- 6. Зона хвойно-широколиственных лесов Русской равнины. Ландшафтные особенности. Природные условия и ресурсы, проблемы борьбы с нею
- 7. Многолетняя мерзлота и закономерности ее распределения в России: происхождение, особенности ландшафта
- 8. Закономерности формирования и дифференциации ландшафтов Амуро-Сахалинской страны. Геоэкологические проблемы региона
- 9. Природа и природные ресурсы Западной Сибири, хозяйственное освоение и проблема охраны ландшафтов.
- 1. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши
- 2. Общие черты и региональные отличия современных ландшафтов экваториального пояса. Антропогенная трансформация ландшафтов
- 3. Зональные типы ландшафтов субэкваториального и тропического поясов. Антропогенная трансформация ландшафтов.
- 1. Топливно-энергетический комплекс России. Значение, структура, география.
- 2. География нефтяной и газовой промышленности России.
- 3. Электроэнергетика России.
- 4. Транспорт России (значение, структура). Железнодорожный транспорт.
- 5. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 6. Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.
- 7. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
- 8. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района.
- 9. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района.
- 1. Типология стран мира (примеры). Приведите характерные социально-экономические показатели основных типов стран мира.
- 2. Японский мегалополис.
- 3. Экономико-географическая характеристика Великобритании.
- 4. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах мира.
- 5. Экономико-географическая характеристика Индии.
- 6. Экономико-географическая характеристика Японии.
- 7. Мировое хозяйство и международное разделение труда.
- 8. Машиностроительный комплекс мира.
- 1. Глобальные геоэкологические кризисы
- 2. Антропогенные изменения ландшафтов
- 3. Геоэкологические проблемы энергетики
- 4. Геоэкологическое значение демографического фактора
- 5. Понятие устойчивого развития.
- 1. Урбанизация: понятие, индикаторы, основные типы процессов
- 2. Классификации и типологии городов. Особенности развития городов различных типов: промышленные, рекреационные, города науки и др.
- 3. Экономико-географическое положение городов. Особенности эгп городов. Макро-, мезо- и микроположение города
- 4. Понятие «населенный пункт». Классификация населенных мест по величине, функциям, роли в системе территориальной организации расселения
- 5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов
- 6. Масштабы и специфика современных процессов урбанизации в России
- 7. Агломерации, их типы, структура.
- 1. Какого ранга птк описываются на одной точке комплексного описания и какие свойства птк являются предметом описания
- 2. Что представляет собой ландшафтная катена и каково назначение ее описания
- 3. Особенности комплексных физико-географических исследований в различных зонах.
- 1. Программа научных исследований в решении экономико-географических проблем.
- 2. Методика изучения предприятия (по выбору экзаменующегося).
- 3. Методы экономико-географических исследований (примеры).
- 4. Сбор социально-экономической геоинформации.
- 1. Научно-технические приемы анализа картографического изображения
- 2. Изучение карт разной тематики
- 3. Изучение разновременных карт
- 1. Принципы и приемы дешифрирования аэрокосмических снимков
- 2. Прямые и косвенные признаки дешифрирования аэро- и космоснимков
- 3. Дешифрирование аэроснимков, его виды.
- 1. Методика преподавания географии как наука
- 2. Компоненты содержания школьной географии и особенности их формирования
- 3. Методы обучения и новые педагогические технологии в преподавании географии.
- 1. Классические теории размещения населенных мест.
- 2. Финансовые ресурсы региона.
- 3. Регион как объект хозяйствования и управления.
- 1. Предмет и задачи этнографии.
- 2. Классификация народов.
- 3. Народы Сибири (быт, культура, религия).
- 1. Государственное и общественное краеведение
- 2. Этапы освоения и краеведческого изучения территории Иркутской области
- 3. Топонимика Иркутской области.
- 1. Основные земные эллипсоиды и их параметры
- 2. Геодезические сети России
- 3. Использование геодезических методов в географических и геофизических исследованиях.
- 1. Геоэкологические риски от космических объектов. Роль Солнца в проявлении периодичности природных опасностей
- 2. Геоэкологические риски от землетрясений и вулканических извержений.
- 3. Типы природных опасностей и способы защиты от них.
- 1. Основные особенности четвертичного периода
- 2. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши.
- 3. Понятие о фаунистических и флористических комплексах для стратиграфии четвертичного периода.
- 1. Роль академических экспедиций в исследовании России
- 2. Античный период развития географии
- 3. Вклад а.Гумбольдта в становление географии.
- 1. Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы
- 2. Памятники культовой архитектуры, священные реликвии и религиозный туризм
- 3. Правовое и государственное регулирование отношений в области туризма и туристской индустрии (основные законы, условия создания туроператорских организаций, квалификационные требования).
- 1. Региональные географические прогнозы
- 2. Палеогеографические методы прогнозирования
- 3. Прогнозно-информативные свойства геосистем и природных процессов.
- 1. Типы региональных рынков.
- 2. Разграничение полномочий между государственным центром и субъектами Российской Федерации.
- 3. Маркетинг территории.
- 1. Структура природно-ресурсного потенциала региона и его компонентная оценка.
- 2. Современная структура экономики региона. Характеристика основных отраслей хозяйства (по выбору).
- 3. Уровень жизни населения Иркутской области, основные пути его повышения.
- 1. Основные принципы и методы физико-географического районирования
- 2. Становление и развитие геоэкологического районирования
- 3. Содержание, задачи и история развития физико-географического районирования.
- 1. Методологические основы экологического картографирования. Антропоцентрический, ландшафтноцентрический и социоцентрический подходы.
- 2. Классификация источников составления экологических карт по ведомственной принадлежности.
- 3. Экологические карты и их классификация.
- 1. Аппаратное обеспечение гис. Системы ввода и вывода. Периферийные устройства ввода и вывода.
- 2. Источники данных для гис: система gps, дистанционное зондирование.
- 3. Технологии ввода данных. Качество и точность данных.
- 1. Классическая геополитика континентальных держав.
- 2. Политические границы.
- 3. Типы государственного устройства