logo
Гос

5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов

Городская среда оценивается наблюдателем, как соединительная бестелесная ткань между наполняющими город объектами.

Городская среда – это набор политик городского развития, через которые город и его жители могут быть конкурентны на быстроизменяющихся рынках рекрутинга, товаров, информации, услуг и др.

Элементы городской среды:

Уникальность города. Речь идет о застройке центральных частей города, наличии или отсутствие целостного исторического ядра, отдельных знаний, являющихся памятниками архитектуры того или иного периода, просто зданий, представляющих архитектурную ценность, а также их территориальной дислокации.

Разнообразие городского ландшафта:

  1. Жесткое функциональное зонирование городских территорий – деление городского пространства на жилые, общественно-деловые, рекреационные, промышленные зоны.

  2. Дефицит коммерческих видов недвижимости – офисы, гостиницы, торговые и развлекательные центры.

  3. Типовое квартальное проектирование, воспроизводящее среду, некомфортную для обитания.

  4. Чрезмерно утилитарный подход к строительству жилья – отсутствуют стандарты современного жилья, нет обобщенного опыта для проектирования.

  5. Слабое использование городских территорий, выходящих к воде.

  6. Отсутствие благоприятного развития городов за счет повышения плотности застройки, города развиваются вширь за счет новых «спальных» кварталов на окраинах.

Комфортность и безопасность передвижения граждан. Скачок уровня автомобилизации населения, сопряженный со специфической культурой использования личного автотранспорт. Население выбирает передвижение на личном автотранспорте без учета экономии времени и денежных средств. Несмотря на наличие на территории городов значительных по пртяженности железнодорожных веток, пригородное сообщение не интегрировано в систему городского общественного транспорта: морально-устревший подвижной состав, перегруженность по популярным направлениям, отсутствие современных и комфортных мультимодальных пересадочных узлов электричка – метро – автобус – троллейбус – трамвай. Небезопасно, плохо проработанная ливневая канализация, высокий уровень загазованности, особенно вдоль транспортных артерий, что связано с большим количеством морально устревшего транспорта, парковка личного автотранспорта на пешеходных переходах и тротуарах, низкий уровень освещенности. Практически полное отсутствие инфраструктуры, отсутствие поддержки развития данного вида передвижения на разных уровнях власти. Низкая скорость передвижения – отсутстивие выделенных полос и приоритета движения перед личным транспортом, перегруженность, высокая аварийность, высокая изношенность парка, некмофортность, непрестижность.

Ощущение безопасности. Современные города, как в России, так и зарубежом, являются зонами повышенной опасности. Личная безопасность, безопасноть детей и близких, безопасность ведения бизнеса и предпринимательства, экологические факторы обуславливают привлекательность и комфортность города для граждан России.

Разнообразие досуга и возможность получения услуг. Город выступает в качестве рыночного агента, представляющем своим потребителям продукт, а именно набор разнообразных стандартных и уникальных услуг, где главными дивидентами для города является сохранение житилей и привлечение новых за счет создания комфортных условий проживания и обеспечения услугами высокого качества и широкого спектра.

Сегодня городская среда во многом агрессивна по отношению к человеку. Помимо очевидного вредного влияния на наше здоровье загрязненного воздуха и питьевой воды горожанин оказывается еще и в зоне воздействия целого ряда факторов, влияющих на наши органы чувств и нервную систему, а через них (а зачастую – и непосредственно) – на общее состояние организма.

Очень существенным фактором является шум. Один из основных его источников в городе – автомобильный транспорт. На магистральных улицах уровень шума достигает 95 дБ (по шкале А шумомера). В выходящих окнами на проезжую часть квартирах домов при открытых окнах уровень шума только на 10–15 дБ ниже. Не меньшее негативное воздействие на наш организм оказывает шум, производимый трамваями, поездами метро.

Шум отвлекает нас, мешает сосредоточиться, вызывает изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина в крови встречаются чаще у людей, проживающих в шумных районах. Под воздействием шума нарушается сон, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль. Со временем это приводит к переутомлению, снижению работоспособности, болезням.

Снижению шума способствовало бы строительство автодорог в туннелях или экранирование их спецнадстройками. При проектировании застройки жилых районов надо обращать внимание на расположение домов относительно автомобильных и железных дорог, создавать санитарно-защитные зоны. Окна по возможности не должны выходить на проезжую часть улицы – хотя это и не спасает от шума, но наличие экранирующих объектов или зеленых насаждений уменьшает его интенсивность. Полезно использовать звукоизолирующие оконные конструкции – хорошие образцы имеют коэффициент звукоизоляции свыше 50 дБ.

В автомобилях звукопоглощающими материалами покрывают стенки, днище, багажник и место расположения двигателя. При этом шум уменьшается не только в салоне, но и снаружи.

Помимо звуковых волн, воспринимаемых нами как шум, существует еще и инфразвук – неслышимые человеческих ухом низкочастотные колебания. Есть природные источники инфразвука – морские волны, ветер, грозовые разряды, но есть и антропогенные – взрывы, орудийные выстрелы, многие работающие механизмы, трансформаторы и пр. Предполагается, что колебания частотой 6 Гц совпадают с альфа-ритмом головного мозга – под их воздействием возникает ощущение морской болезни, усталости, они могут привести к потере зрения и даже к смерти. Инфразвук с частотой 7 Гц еще более опасен для человека – он может привести к остановке сердца.

На психику человека подавляюще воздействуют и ритмические сигналы, поступающие от равномерно работающих механизмов – конвейерных линий фабрик и заводов, эскалаторов и транспортеров, станков и т.п. Не в меньшей степени утомляет зрение и нервную систему и вид равномерно перемещающейся ленты транспортера или множества сходных движущихся объектов, например машин или пешеходов.

Агрессивность визуальной городской среды проявляется также в ее однообразии. Утомляют одинаковые современные многоэтажные здания, интерьеры помещений, станций метро, ряды гаражей-ракушек...

Замечено, что в городских условиях близорукость встречается в 1,5–2 раза чаще, чем в сельской местности. Вынужденный постоянно рассматривать однообразные близкие объекты, горожанин перенапрягает зрение. Возможно, однообразие пейзажей некоторых районов страны, например тундры, где большую часть года лежит снег, влияет на то, что и в северных районах частота близорукости достигает 32,5%, в то время как в южных районах – 3,7–5,3%.

Воздушная среда городов насыщена агрессивными запахами. Это запахи различных масел, бензина, выхлопных газов автомобилей, красок и лаков, свежего асфальта и новой мебели из ДСП, запах гари и резины. Это и более приятные, но не менее опасные для здоровья запахи дезодорантов, одеколонов, духов, косметики, стиральных порошков, способные вызвать мгновенную аллергическую реакцию. А запахи доминирующих в городе или районе производств?! Почти каждый город имеет свой специфический запах. По запаху легко можно узнать города-металлурги, города-химики, города-текстильщики, города с рыбоконсервной промышленностью, шахтерские города и т.д. Во многих случаях выбрасываемые в воздух вещества не только оказывают раздражающее влияние на наше обоняние и нервную систему, но и, попадая в организм, наносят прямой вред здоровью.

Еще одна сторона жизни современных крупных городов – образование и накапливание огромного количества твердых, жидких и газообразных отходов как промышленного, так и бытового происхождения. Жидкие отходы просачиваются в грунт и загрязняют источники питьевой воды и грунтовые воды, газообразные – вызывают смог, отравляя все живое своими ядовитыми парами.

Огромную проблему создают твердые отходы. На сегодняшний день в городах и поселках страны накопилось 55 млн т бытовых отходов – и то только на зарегистрированных свалках. В Москве ежегодно образуется около 2,5 млн т твердых бытовых отходов и около 6 млн т промышленных. Из них только 10% бытовых и около 50% промышленных отходов подвергается переработке.

Основную массу твердых отходов (до 74%) составляют бумага и пищевые отходы, но немало и долго не разрушающихся пластмасс и синтетических материалов. Сжигать их нельзя, так как при этом выделяются многочисленные токсичные вещества (диоксин, фтористые соединения и др.).

В черте Москвы находится 108 свалок, в Подмосковье – более 210. Каждая свалка занимает от 6 до 50 га земельных угодий – в целом по стране это более 20 тыс. га. А ведь это площади, которые можно использовать для застройки или сельского хозяйства.

Часть бывших свалок, оказавшихся в черте городов, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создает взрыво- и пожароопасную ситуацию.

На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность: страдают атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа, растворителей и пр.). Почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок.

Систематическое использование загрязненной воды приводит к резкому снижению иммунитета и развитию лейкозоподобных заболеваний у человека и домашних животных. Наиболее опасным является фильтрат – результат просачивания дождевой и талой воды через слой твердых отходов. Сроки его выхода могут составлять от 1 года (для песков) до 25 лет (для глин) после захоронения отходов.

А надо было бы складировать отходы на специальных полигонах в котлованы на противофильтрационный экран, защищающий от загрязнений грунтовые воды. Таким экраном могут быть мощные глинистые толщи. При достижении свалкой определенной высоты над поверхностью все засыпается полуметровым слоем земли, покрывается дерном и засаживается растениями!

Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. Каждый выброшенный свинцовый аккумулятор для автомобилей содержит до 9,5 кг свинца. Рост потребности в люминесцентных и дугоразрядных лампах увеличивает опасность заражения окружающей среды ртутью. В Московской области ежегодно выбрасывается до 5 млн, в Москве – до 10 млн ламп. В целом по стране их количество составляет около 200 млн штук. А ведь в каждой лампе содержится от 80 до 120 мг ртути! Опасность представляют и ртутьсодержащие электрические батарейки. Жители Москвы и Подмосковья в год выбрасывают более 50 млн батареек, на свалки попадают десятки тонн ртути.

В США подсчитали, что металлы, извлеченные из твердых бытовых отходов, могут обеспечить потребность страны в железе на 7%, в алюминии – на 8%, в олове – на 19%. В ряде стран рациональный отбор и сортировка разного рода отходов облегчает их дальнейшую переработку. Например, в Нидерландах из вторсырья изготавливают 62% стеклянных бутылок, в Великобритании – 16%. В Японии степень утилизации отходов макулатуры и стекла составляет около 50%.