1. Предмет и задачи этнографии.
Этнография — наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие — культуру, третьи — общество. И хотя одновременно было распространено мнение, что объект этнографии — народы, при этом принимались во внимание главным образом народы бесписьменные, находившиеся на ранних ступенях социально-экономического развития. Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем, что, сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы, этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий, в большинстве отстававших в своем развитии. Этнография при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнографии же отводилась роль науки о «неисторических» народах. Подобные концепции, однако, безнадежно устарели. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народов на «исторические» и «неисторические». Широкое признание среди специалистов получило представление о том, что объектом этнографии являются все народы, как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне.
Подобно большинству названий наук, термин «этнография» является производным от древнегреческих слов. Одно из них «этнос» переводится как народ, другое — «графейн» значит писать, описывать.
Представление о народах как основном объекте этнографии не исключает расхождений, касающихся определения ее предмета. Это, в частности, отчетливо проявилось в период становления советской этнографической науки. Тогда, с одной стороны, пытались ограничить задачи этнографии изучением только архаических, пережиточных явлений, с другой — рассматривать этнографию как некую супердисциплину, претендующую на изучение едва ли не всех компонентов жизнедеятельности общества. Подобные расхождения в определении предмета этнографии в известной мере сохраняются и поныне как у нас в стране, так и особенно за рубежом (прежде всего в таких аналогичных этнографии дисциплинах, как этнология, культурная и социальная антропология). Очевидно, однако, что первая из указанных тенденций неизбежно влечет за собой представление о предмете этнографии как о «шагреневой коже», ибо для современности характерно все большее исчезновение архаики из жизни народов. Несмотря на кажущуюся широту, не более перспективна для науки об этносах и вторая тенденция. Она создает непреодолимые трудности для разграничения познавательных задач этнографии и других научных дисциплин, изучающих различные аспекты жизни народов (социологии, лингвистики, искусствоведения, фольклористики и т. д.).
Все это настойчиво выдвигает вопрос о критериях определения предметной области этнографической науки, ее размежевания со смежными дисциплинами. При выборе такого рода критериев следует исходить из того, что предмет каждой науки определяется далеко не произвольно и прежде всего зависит от выделения из всей совокупности присущих ее объекту свойств именно тех, что исследуются данной наукой. Следовательно, типичный для нее угол зрения определяется не произвольным набором проблем, а наличием у объекта определенных специфических свойств. Поскольку объектом этнографии являются этносы — народы, очевидно, среди их типологизирующих, характерных свойств и следует искать критерии для определения предмета этой научной дисциплины. Напомним, что такими свойствами являются те, благодаря которым этносы могут быть выделены среди других человеческих общностей, т. е. те, которые могут быть названы этническими. Это, с одной стороны, функция объединения всех членов этноса (внутриэтническая интеграция), а с другой — функция отграничения их от представителей других подобных общностей (межэтническая дифференциация). Как уже говорилось, такого рода функции наряду с языком выполняют преимущественно традиционно-бытовые компоненты культуры (обычаи, обряды, народное искусство, устное творчество и т. п.), специфические особенности которых отличают один этнос от другого.
Соответственно основанием для выделения предметной области этнографии должно служить рассмотрение компонентов этноса сквозь призму выполнения ими этнических функций. При этом в силу большей наглядности этнодифференцирующих свойств (этнической специфики) именно такие свойства обычно выступают в качестве отправного ориентира для выделения предметной области этнографических исследований.
Но, разумеется, этнография призвана раскрывать весь облик этноса — не только его отличительные особенности, но и черты, общие с другими этносами. Определение особенного и общего всегда представляет единый процесс. Поэтому сравнительное изучение компонентов этноса как основной метод установления его специфических особенностей неизбежно предполагает выявление и черт, общих с другими этносами. При этом одни из таких черт могут оказаться присущими всем существующим и существовавшим этносам, т. е. иметь общечеловеческий характер, другие — лишь группе этносов и, следоватепьно, быть по-своему тоже специфичными.
Итак, к уже известному нам определению этнографии как науки, основным объектом которой являются этносы — народы, следует добавить, что эта наука исследует их сходство и различия.
Представление о том, что этнография рассматривает свои объекты сквозь призму выполнения их компонентами этнических функций, позволяет выделить основное ядро ее предметной области. Очевидно, что при таком подходе это ядро составит тот слой культуры в широком смысле слова, который выполняет этнические функции, т. е. прежде всего традиционно-бытовая культура. Одним из примеров ее многообразия у народов мира может служить традиционное жилье. Весьма наглядно этнические особенности прослеживаются в сфере такого компонента материальной культуры, как пища. При этом различия между народами касаются и состава потребляемой пищи, и способов ее приготовления, и времени ее приема. Существенно различаются у народов мира также семейный быт, брачные обычаи и обряды. В сфере повседневного поведения этнические особенности бывают настолько своеобразными, что нередко воспринимаются представителями других народов как нечто странное и удивительное.
При всей значимости для этнографии выявления архаики было бы, однако, неверно полагать, что эта дисциплина ориентирована лишь на изучение «живой старины». Особенно это относится к этносам развитых классовых обществ. Дело в том, что в таких обществах существенно меняется содержательная сторона объекта этнографических исследований. Он становится чрезвычайно сложным, многогранным.
Все это выдвигает перед этнографией особый комплекс задач, связанных с рассмотрением современных народов (в том числе индустриально развитых стран) как живой действительности. Разумеется, и в этом случае главное внимание должно быть уделено тем сферам жизни народов, в которых наиболее отчетливо проявляются их характерные черты. А это, как уже отмечалось, главным образом относится к духовной культуре народов, к их общественной психологии.
Так как этносы — динамические системы, одна из важнейших задач этнографии — изучение этнических процессов. При этом основное внимание уделяется двум диаметрально противоположным периодам в этнической истории человечества. С одной стороны, к относящемуся главным образом к далекому прошлому возникновению этнических общностей (этногенезу), с другой — к современным этническим процессам. Все большая интенсификация этнических процессов в современном мире придает соответствующим этнографическим исследованиям особую значимость и перспективность. Таким образом, этнография – научная дисциплина, изучающая сходство и различие всех народов мира, а также происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества, с древнейших времен до наших дней.
Одно из центральных мест в этнографических изысканиях занимает изучение современных этнических процессов. Научно-техническая революция середины XX в., необычайно сократившая расстояния между всеми народами, сделала особенно ощутимым и нетерпимым наследие их былого неравномерного развития. Правда, при изучении усилившихся во всем мире национальных процессов этнограф сталкивается со своеобразными трудностями. Особенно это относится к изучению народов высокоразвитых стран, образ жизни которых постепенно все более унифицируется. Однако следует иметь в виду, что народы и в высокоразвитых странах обладают своими этническими особенностями, притом не только сохранившимися от далекого прошлого, но и возникшими сравнительно недавно.
Одной из важнейших задач советских этнографов является исследование этнических аспектов национальных процессов. Значение этой проблематики для такого многонационального государства, как наше, трудно переоценить.
Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе специального исследования всех их компонентов, в которых проявляется этническая специфика. Отсюда следует особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследования и использования данных, полученных другими науками, как гуманитарными, так и естественными. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношения со смежными дисциплинами, со многими из которых она тесно связана.
- 1.Возникновение и формирование байкальской котловины. Байкальская котловина – центральное звено байкальской рифтовой зоны
- 2. Температурный режим воды в оз. Байкал
- 3. Общие сведения об ихтиофауне Байкала
- 1. Общая характеристика климата Иркутской области
- 2. Ресурсы поверхностных вод Иркутской области
- 3. Экологические ресурсы Иркутской области
- 4. Природно-ресурсный потенциал и особенности специализации хозяйства Иркутской области
- 5. Структура хозяйства Иркутской области. Характеристика одной их отраслей (по выбору)
- 6. Особенности демографического развития Иркутской области.
- 7. Внешнеэкономические связи Иркутской области со странами тэс
- 2. Понятие географической оболочки Земли и ее границы. Строение географической оболочки Земли и ее природных сфер; ее структура, динамика.
- 3. Географические пояса, зоны и сектора. Полярная асимметрия
- 4. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 5. Основные черты общей атмосферной циркуляции. Принципы классификации климатов земного шара б.П. Алисова.
- 1. Строение земной коры и ее связь с планетарными формами рельефа
- 2. Классификация горных пород по происхождению
- 3. Основные морфографические и морфометрические характеристики рельефа
- 4. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов, влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.
- 5. Основные виды складчатых и разрывных тектонических структур. Инверсионный рельеф.
- 6. Основные элементы рельефа.
- 7. Что такое метаморфизм? Типы метаморфизма. Привести примеры метаморфических пород.
- 8. Механизм формирования поймы меандрирующей реки
- 9. Основные склоноформирующие и склоновые процессы.
- 1. Гидросфера; структура водных объектов Земли. Гидрологический режим и гидрологические процессы
- 2. Водные ресурсы, их отличие от других природных ресурсов, хозяйственное значение
- 3. Основные принципы рационального использования и охрана природных вод от истощения и загрязнения
- 4. Метод водного баланса в гидрологии. Уравнение водного баланса, его использование
- 5. Мировой океан и его части. Классификация морей. Поверхностные течения в Мировом океане, их влияние на атмосферу и ландшафты суши.
- 1. Географические закономерности размещения организмов и растительных сообществ на суше и в Мировом океане
- 2. Важнейшие зонально-региональные особенности фауны и флоры, растительности и животного мира суши
- 3. Закономерности биогеографического районирования Мирового океана
- 4. Ареал. Границы ареалов и факторы, их определяющие.
- 5. Центры таксономического разнообразия в ареале. Роль человека в формировании ареалов видов растений и животных
- 6. Биоценоз и условия местообитания. Средообразующая роль живых организмов.
- 7. Изменения видового разнообразия сообществ по градиентам среды и под воздействием антропогенного фактора. Охрана редких видов животных и растений
- 1. Факторы локальной и региональной физико-географической дифференциации. Морфологическая структура географического ландшафта
- 2. Классификация ландшафтов. Парагенетические природно-территориальные комплексы. Классы антропогенных ландшафтов
- 3. Саморазвитие и эволюция ландшафта. Понятие «устойчивого ландшафта».
- 1. Карта: термин и определение. Элементы и свойства карты.
- 2. Математическая основа карт. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Классификация картографических проекций по характеру искажений.
- 3. Классификация картографических проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки.
- 4. Проектирование и составление карт. Виды авторских, составительских и издательских оригиналов карт.
- 5. Картографическая генерализация. Сущность, факторы, принципы и виды генерализации.
- 6. Система условных знаков карт. Графические переменные. Способы картографического изображения.
- 7. Способы изображения рельефа на географических картах.
- 8. Типы географических карт. Аналитические, комплексные, синтетические карты. Географические атласы как системные картографические произведения.
- 9. Функциональные типы карт: инвентаризационные, оценочные и прогнозные карты.
- 1. Предмет, задачи географии населения.
- 2. Миграция населения: понятие, типы, значение. Показатели миграции.
- 3. Основные черты размещения населения Земли и России. Типология населенных мест. Плотность населения и емкость территории.
- 4. Воспроизводство населения (понятие, причины динамики). Типы воспроизводства населения мира.
- 5. Особенности демографического развития России.
- 6. Занятость и проблемы безработицы в России.
- 7. Расселение как система. Типология расселения.
- 1. Способы топографических съемок: мензульная, тахеометрическая, контурно-комбинированная, стереотопографическая.
- 2. Виды нивелирования, технические средства, методика и точность геометрического, тригонометрического и барометрического нивелирования
- 3. Математическая основа карт. Система координат. Координатные сетки. Масштабы
- 4. Содержание топографических карт и их прикладное использование; геодезические измерения и натурные съемки местности; приемы картометрии.
- 1. Основные концепции и теории общественной географии.
- 2. Географическое (территориальное) разделение труда, современные виды и формы.
- 3. Социально-экономическая и политическая география (предмет, задачи). Связь с другими научными областями знаний.
- 4. Понятие территориальной организации общества (тоо). Тоо как процесс развития и функционирования общества во времени и пространстве.
- 5. Территориальные системы производства и расселения, их взаимосвязь.
- 6. Становление и развитие отечественной районной школы экономической географии. Н.Н. Баранский, н.Н. Колосовский и а.И. Витвер.
- 7. Понятие экономико-географического положения и его использование в экономической и социальной географии. Уровни и виды эгп.
- 1. Природные условия, ландшафты и ресурсы регионов России
- 2. Факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов
- 3. Региональные геоэкологические проблемы
- 4. Физико-географические особенности и природно-ресурсный потенциал зоны тайги Русской равнины. Уровень хозяйственного освоения
- 5. Степная зона Русской равнины. Ресурсный потенциал и его хозяйственная освоенность. Эрозия почв, проблемы борьбы с нею
- 6. Зона хвойно-широколиственных лесов Русской равнины. Ландшафтные особенности. Природные условия и ресурсы, проблемы борьбы с нею
- 7. Многолетняя мерзлота и закономерности ее распределения в России: происхождение, особенности ландшафта
- 8. Закономерности формирования и дифференциации ландшафтов Амуро-Сахалинской страны. Геоэкологические проблемы региона
- 9. Природа и природные ресурсы Западной Сибири, хозяйственное освоение и проблема охраны ландшафтов.
- 1. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши
- 2. Общие черты и региональные отличия современных ландшафтов экваториального пояса. Антропогенная трансформация ландшафтов
- 3. Зональные типы ландшафтов субэкваториального и тропического поясов. Антропогенная трансформация ландшафтов.
- 1. Топливно-энергетический комплекс России. Значение, структура, география.
- 2. География нефтяной и газовой промышленности России.
- 3. Электроэнергетика России.
- 4. Транспорт России (значение, структура). Железнодорожный транспорт.
- 5. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района.
- 6. Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.
- 7. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
- 8. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района.
- 9. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района.
- 1. Типология стран мира (примеры). Приведите характерные социально-экономические показатели основных типов стран мира.
- 2. Японский мегалополис.
- 3. Экономико-географическая характеристика Великобритании.
- 4. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах мира.
- 5. Экономико-географическая характеристика Индии.
- 6. Экономико-географическая характеристика Японии.
- 7. Мировое хозяйство и международное разделение труда.
- 8. Машиностроительный комплекс мира.
- 1. Глобальные геоэкологические кризисы
- 2. Антропогенные изменения ландшафтов
- 3. Геоэкологические проблемы энергетики
- 4. Геоэкологическое значение демографического фактора
- 5. Понятие устойчивого развития.
- 1. Урбанизация: понятие, индикаторы, основные типы процессов
- 2. Классификации и типологии городов. Особенности развития городов различных типов: промышленные, рекреационные, города науки и др.
- 3. Экономико-географическое положение городов. Особенности эгп городов. Макро-, мезо- и микроположение города
- 4. Понятие «населенный пункт». Классификация населенных мест по величине, функциям, роли в системе территориальной организации расселения
- 5. Городская среда. Экологические аспекты проектирования городов
- 6. Масштабы и специфика современных процессов урбанизации в России
- 7. Агломерации, их типы, структура.
- 1. Какого ранга птк описываются на одной точке комплексного описания и какие свойства птк являются предметом описания
- 2. Что представляет собой ландшафтная катена и каково назначение ее описания
- 3. Особенности комплексных физико-географических исследований в различных зонах.
- 1. Программа научных исследований в решении экономико-географических проблем.
- 2. Методика изучения предприятия (по выбору экзаменующегося).
- 3. Методы экономико-географических исследований (примеры).
- 4. Сбор социально-экономической геоинформации.
- 1. Научно-технические приемы анализа картографического изображения
- 2. Изучение карт разной тематики
- 3. Изучение разновременных карт
- 1. Принципы и приемы дешифрирования аэрокосмических снимков
- 2. Прямые и косвенные признаки дешифрирования аэро- и космоснимков
- 3. Дешифрирование аэроснимков, его виды.
- 1. Методика преподавания географии как наука
- 2. Компоненты содержания школьной географии и особенности их формирования
- 3. Методы обучения и новые педагогические технологии в преподавании географии.
- 1. Классические теории размещения населенных мест.
- 2. Финансовые ресурсы региона.
- 3. Регион как объект хозяйствования и управления.
- 1. Предмет и задачи этнографии.
- 2. Классификация народов.
- 3. Народы Сибири (быт, культура, религия).
- 1. Государственное и общественное краеведение
- 2. Этапы освоения и краеведческого изучения территории Иркутской области
- 3. Топонимика Иркутской области.
- 1. Основные земные эллипсоиды и их параметры
- 2. Геодезические сети России
- 3. Использование геодезических методов в географических и геофизических исследованиях.
- 1. Геоэкологические риски от космических объектов. Роль Солнца в проявлении периодичности природных опасностей
- 2. Геоэкологические риски от землетрясений и вулканических извержений.
- 3. Типы природных опасностей и способы защиты от них.
- 1. Основные особенности четвертичного периода
- 2. Влияние четвертичных оледенений на ландшафты суши.
- 3. Понятие о фаунистических и флористических комплексах для стратиграфии четвертичного периода.
- 1. Роль академических экспедиций в исследовании России
- 2. Античный период развития географии
- 3. Вклад а.Гумбольдта в становление географии.
- 1. Гидроминеральные и уникальные природные лечебные ресурсы
- 2. Памятники культовой архитектуры, священные реликвии и религиозный туризм
- 3. Правовое и государственное регулирование отношений в области туризма и туристской индустрии (основные законы, условия создания туроператорских организаций, квалификационные требования).
- 1. Региональные географические прогнозы
- 2. Палеогеографические методы прогнозирования
- 3. Прогнозно-информативные свойства геосистем и природных процессов.
- 1. Типы региональных рынков.
- 2. Разграничение полномочий между государственным центром и субъектами Российской Федерации.
- 3. Маркетинг территории.
- 1. Структура природно-ресурсного потенциала региона и его компонентная оценка.
- 2. Современная структура экономики региона. Характеристика основных отраслей хозяйства (по выбору).
- 3. Уровень жизни населения Иркутской области, основные пути его повышения.
- 1. Основные принципы и методы физико-географического районирования
- 2. Становление и развитие геоэкологического районирования
- 3. Содержание, задачи и история развития физико-географического районирования.
- 1. Методологические основы экологического картографирования. Антропоцентрический, ландшафтноцентрический и социоцентрический подходы.
- 2. Классификация источников составления экологических карт по ведомственной принадлежности.
- 3. Экологические карты и их классификация.
- 1. Аппаратное обеспечение гис. Системы ввода и вывода. Периферийные устройства ввода и вывода.
- 2. Источники данных для гис: система gps, дистанционное зондирование.
- 3. Технологии ввода данных. Качество и точность данных.
- 1. Классическая геополитика континентальных держав.
- 2. Политические границы.
- 3. Типы государственного устройства