logo
Гос

2. Разграничение полномочий между государственным центром и субъектами Российской Федерации.

Традиционный принцип разграничения функций между центром и субъектами федерации получил широкое распространение в России. Это связано как с особенностями исторического развития, особенно в условиях планово-директивной сис­темы управления хозяйством регионов, так и в федеративном устройстве страны в целом. Проблема разграниче­ния функций характерна для всех стран. Однако в странах с рыночной экономикой давно отказа­лись от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность — принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законода­тельно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.

Кардинальное отличие принципа выделенной компетенции заключается в том, что если в российской практике разграниче­ние функций осуществляется между различными сферами дея­тельности и между различными отраслями хозяйства, то в зарубежной — каждый субъект хозяйствования наделяется опреде­ленной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрас­ли хозяйства.

В России, например, в сфере образования все субъекты управ­ления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления или департаменты образования, район­ные (городские) отделы народного образования. Таким образом, в условиях, казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер у нас действует принцип «все занима­ются всем». Например, в странах Западной Европы муниципали­тет несет ответственность только за состояние средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то местной администрации несет за них ответственность на­равне с региональными и федеральными органами управления.

Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена ограничивающими факторами рыночного регулирования регионального хозяйства.

В общей схеме разграничения полномочий между разными уровнями власти ведущая роль отведена федеральной власти. Функциями федеральной власти являются:

1)оборона;

2)регулирование и осуществление международных отношений;

3)осуществление кредитно-денежной политики;

4)страхование по безработице;

5)субсидии предприятиям и отраслям;

6)прогнозирование, планирование и статистический учет;

7)реструктуризация производства и др.

К функциям, закрепленным как за федеральной властью, так и за субъектами федерации относятся такие как:

1)международная торговля;

2)межрегиональная торговля;

3)воздушное и железнодорожное сообщение;

4)промышленность и сельское хозяйство;

5)функционирование и развитие производственной инфраструктуры;

6)управление государственным и муниципальным имуществом;

7)использование природных ресурсов;

8)охрана окружающей среды;

9)здравоохранение;

10)дорожное хозяйство и др.

Территория России очень обширна и слабозаселенная, населенные пункты небольшие и находятся друг от друга на значительном расстоянии. Поэтому выстроенная схема организации власти «центр – субъект федерации» имеет ограничения возможностей субъектов федерации в решении внутренних проблем социально-экономического развития регионов. Этому способствует двухуровневая система организации местного самоуправления в субъектах федерации: сельские и городские поселения – нижний уровень, уровень выше – муниципальные районы и городские округа.