logo search
Обедков

Отраслевая структура промышленности Республики Коми по выпуску товарной продукции

в 1970-2004 гг.

(в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

Отрасли

промышленности

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2000

2004

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вся промышленность

100

100

100

100

100

100

100

100

Электроэнергетика

2,7

2,6

3,1

4,5

5,1

16,4

8,9

13,5

Топливная

41,5

40,6

41,0

42,3

35,3

46,3

60,9

52,4

Нефтедобывающая

5,2

4,6

9,1

13,0

9,7

13,5

41,9

33,6

Нефтеперерабатывающая

5,0

5,3

5,5

5,8

5,7

4,7

2,2

2,2

Газовая

6,0

9,6

7,3

5,6

3,1

4,2

3,7

1,6

Угольная

25,3

21,1

19,1

17,9

16,8

23,9

13,1

15,1

Машиностроение

и металлообработка

6,4

6,4

6,5

6,4

8,0

2,9

1,2

1,4

Лесная,

деревообрабатывающая

и целлюлозно-бумажная

30,4

30,2

27,4

27,9

30,0

21,3

21,9

25,5

Лесозаготовительная

20,4

17,7

15,0

15,2

14,5

5,8

3,8

3,0

Деревообрабатывающая

7,4

6,6

6,5

6,2

6,5

2,9

3,4

6,9

Целлюлозно-бумажная

2,6

5,8

5,9

6,5

9,0

12,6

13,6

15,6

Промышленность

строительных материалов

6,5

6,7

6,4

6,0

6,2

4,2

1,5

1,4

Лёгкая

3,5

3,9

5,1

5,2

6,4

1,5

1,4

1,5

Пищевая

8,5

9,0

9,5

5,6

6,4

5,6

3,3

2,8

Другие отрасли

0,4

0,6

1,0

2,1

2,6

1,8

0,9

1,5

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.

Ведущую роль в промышленности Республики Коми играет топливно‑энергетический комплекс. В его состав входят угольная, нефтяная и газовая отрасли промышленности, имеющие межрайонное значение, и электроэнергетика, обеспечивающая главным образом внутренние потребности республики. После достижения максимальных объёмов производства в 1970-1980-е гг. в отраслях топливно-энергетического комплекса наблюдался затяжной спад. Продукция топливной промышленности Республики Коми всегда отличалась хорошей реализуемостью вследствие постоянного спроса на топливо как в российских регионах, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По этой причине спад производства в топливной промышленности был менее значительным, чем в других отраслях промышленности республики.

После начала рыночных преобразований в экономике отрасли топливно-энергетического комплекса в числе первых стабилизировали производство в 1996-1997 гг. Пиковые показатели производства важнейших видов товарной продукции были достигнуты в отраслях топливно-энергетического комплекса в 1980-е гг. Объёмы добычи нефти, включая газовый конденсат, и газа падают с начала 1980-х гг., угля – с середины 1980-х гг., а производство электроэнергии – с начала 1990-х гг. В 2007 г. производство электроэнергии в республике составило 8,9 млрд. кВт/ч, добыча угля – 12,8 млн. тонн, добыча нефти с газовым конденсатом – 12,3 млн. тонн, естественного газа – 3,4 млрд. м3.

Угольная промышленность - одна из старейших отраслей топливной промышленности республики. Её становление началось в первой половине 1930-х гг. с разработки в 1931 г. Воркутского месторождения и в 1932 г. - Еджыдкыртинского месторождения. В годы войны началось освоение Интинского угольного месторождения, а в послевоенный период были последовательно введены в промышленную разработку Хальмеръюское (с 1957 г.), Юнъягинское (с 1964 г.), Воргашорское (с 1975 г.) угольные месторождения. После прекращения промышленной разработки угля Еджыдкыртинского месторождения (в 1957 г.) и Хальмеръюского месторождения (в 1995 г.) в промышленной эксплуатации находятся четыре месторождения Печорского угольного бассейна. На Воркутском и Воргашорском месторождениях подземным способом добывается коксующийся уголь, а на Интинском месторождении – энергетический уголь. На Юнъягинском месторождении в небольшом объёме ведётся добыча угля открытым способом. В ближайшие годы в районе Воркуты начнётся разработка Сейдинского каменноугольного месторождения.

В начале 1990-х гг. в республике функционировало 17 угольных шахт и 9 углеобогатительных фабрик. В результате реструктуризации предприятий угольной промышленности Печорского угольного бассейна количество угольных шахт в регионе сократилось до двенадцати, а углеобогатительных фабрик - до семи. На конец 2005 г. в республике действовало девять предприятий угольной промышленности. Добычу угля на территории республики вели ОАО «Воркутауголь» (шахты «Воркутинская», «Заполярная», «Комсомольская», «Северная»), ОАО «Компания «Интауголь» (шахты «Восточная», «Интинская») и три самостоятельные шахты – ОАО шахта «Воргашорская», ООО «Юньягинское» и ОАО «Первомайская». Две последние шахты ведут добычу угля открытым способом на Юньягинском карьере. В консервации находится шахта «Аяч-Яга», входившая в состав ОАО «Воркутауголь». В соответствии с решением Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов страны интинские шахты «Капитальная» и «Западная-бис» включены в перечень ликвидируемых угледобывающих предприятий.

Республика Коми входит в число ведущих угледобывающих регионов России с начала 1940-х гг. В послевоенные годы добыча угля в регионе непрерывно росла и достигла максимального значения во второй половине 1980-х гг., когда угледобыча в регионе находилась на уровне 30 млн. тонн в год. В течение только одного 1991 г. объём добычи угля резко снизился с 29,3 до 23,6 млн. тонн, или в 1,2 раза. С начала 1990-х гг. по настоящее время происходит непрерывное падение угледобычи в регионе. В период с 1990 по 2008 г. добыча угля в республике сократилась в 2,3 раза и за 2007 г. составила 12,8 млн. тонн, что соответствует уровню угледобычи первой половины 1950-х гг. В структуре добываемого угля более 60% составляет коксующийся уголь. В последние годы на долю угледобывающих предприятий Республики Коми приходится около 1/4 общероссийского объёма добычи угля подземным способом, 1/5 добываемых коксующихся углей и половина угля дефицитной марки «Ж». При этом производительность труда на угледобывающих предприятиях Печорского бассейне в 1,5 раза превышает среднеотраслевой уровень и в 1,4 раза - уровень угледобывающих предприятий Кузбасса.

Добыча угля ведётся на крайнем Северо-Востоке республики в пределах территорий, находящихся в подчинении городов республиканского значения Воркуты и Инты. Основным угледобывающим районом республики является город республиканского значения Воркута с подчинённой ему территорией, которая в последние десятилетия обеспечивала в среднем от 2/3 до 3/4 от общего объёма добычи угля в республике. Несмотря на непрерывное падение добычи угля в республике в целом, а также в ведущих угледобывающих районах территориальные пропорции угледобычи в регионе за последние 15 лет практически не изменились. В последние годы на долю Воркутинского угледобывающего района приходилось в среднем 70-75% всего объёма добычи угля в республике, а на долю Интинского угледобывающего района – 25-30%. Обогащение углей Воркутинского угледобывающего района производится на центральной обогатительной фабрике «Печорская», являющейся структурным подразделением ОАО «Воркутауголь», и на шахтных обогатительных фабриках и установках. Интинский уголь обогащается на ГОФ «Интинская». Ежегодно процессу обогащения подвергается в среднем 70-75% от всего объёма добываемого в регионе угля.

Основные направления развития угольной отрасли республики были определе­ны Программой социально-экономического развития и реструктуризации производства Печорского угольного бассейна. Основная цель реструктуризации состояла в создании на базе высокопроизводительных угледобывающих предприятий бассейна конкурентоспособной Печорской угольной компании, которая в перспективе должна функционировать на основе самофинансирования. Реализация этой программы способствовала повышению уровня рентабельности коксующихся и энергетических углей бассейна на основе реконструкции и технического перевооружения перспективных и ликвидации неперспективных шахт и добычных участков, а также реструктуризацию производственной инфраструктуры и повышение эффективности перспективных предприятий вспомогательного профиля. Для сохранения и последующего наращивания добычи угля в регионе в ближайшие годы потребуется подготовить и ввести в промышленную эксплуатацию новые шахты. Дальнейшие перспективы развития угольной промышленности республики связаны прежде всего с освоением Усинского и Южно-Сейдинского месторождений коксующихся углей, которые располагают наиболее благоприятными условиями для их вовлечения в хозяйственный оборот. ОАО «Воркутауголь» наметила уже в ближайшие годы выйти из нынешнего кризисного состояния на рентабельный уровень добычи угля и приступить к масштабной модернизации производства. В этой связи реализуется амбициозный проект строительства на базе существующих шахт единого угледобывающего комплекса под названием «Воркута» с объёмом инвестиций на уровне более 40 млрд. долларов США. В случае успешной реализации данного проекта произойдёт трёхкратное сокращение численности работающих и двухкратное снижение себестоимости добычи угля.

Современное состояние запасов угля в регионе в целом отвечает потребностям промышленного потребления. Однако подсчёт существующих запасов угля, произведённый ещё в условиях плановой экономики, во многом не отвечает современным экономическим требованиям и реалиям рыночной экономики. Ресурсная база Печорского угольного бассейна позволяет непрерывно наращивать запасы угля и готовить их к промышленному освоению. Сложившийся ресурсный потенциал региона позволяет при необходимости довести добычу коксующихся углей до 40‑50 млн. тонн, а энергетических углей - до 100 млн. тонн.

Нефтегазопромышленный комплекс Республики Коми включает предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья. В 2007 г. в разработке находилось около 70 месторождений углеводородного сырья, в том числе 6 месторождений газа и газового конденсата. При этом основные объёмы добычи нефти обеспечивают 5 нефтяных месторождений, а естественного газа – всего одно. В нефтедобывающей промышленности республики действовало 39 предприятий, которыми было добыто на территории Республики Коми 12,3 млн. тонн нефти. Самой крупной нефтяной компанией, работающей на территории Республики Коми, является ООО НК «ЛУКОЙЛ-Коми». В 2002 г. была завершена программа консолидации нефтедобывающих активов на территории республики. Её практическим результатом явилась полная интеграция в составе ООО НК «ЛУКОЙЛ-Коми» приобретённых ранее нефтедобывающих предприятий (ОАО «Тэбукнефть», НШУ «Яреганефть», ЗАО «Компания «Байтек-Силур»», ОАО «Битран», ОАО «Ухтанефть», ЗАО «РКМ Ойл», ООО «Амкоми», ООО «УсинскАрктика»). Наиболее динамично развивающейся нефтяной компанией республики является ОАО НК «Северная нефть», разрабатывающая 11 месторождений углеводородного сырья. Среди самостоятельных нефтедобывающих компаний, функционирующих на территории республики, выделяются также ЗАО «Печоранефтегаз», ООО «Енисей», ООО «Комикуэст». В число ведущих нефтедобывающих компаний республики входят 3 предприятия с иностранным капиталом - ЗАО «КомиАрктикОйл», ЗАО «Нобель Ойл» и ООО «СП Парманефть».

Для добычи сырой нефти в республике характерна значительная территориальная концентрация производства. В общем объёме добычи нефти лидирующее положение занимает Усинский нефтедобывающий район, предприятия которого ежегодно обеспечивают до 60-65% всей республиканской добычи нефти, включая газовый конденсат. За ним следуют Печорский, Сосногорский и Ухтинский нефтедобывающие районы, на долю которых ежегодно приходится 25-30% всей добычи нефти в республике. В 2004 г. география добычи нефти расширилась за счёт освоения месторождений углеводородного сырья на территории Вуктыльского, Интинского, Ижемского, ТроицкоПечорского и Усть-Цилемского районов. Их суммарный вклад в нефтедобычу на территории республики пока не превышает 5%. В ближайшие годы будет реализована программа стабилизации добычи нефти как за счёт ввода в эксплуатацию новых месторождений на территории Республики Коми, так и на основе совместного освоения и разработки месторождений в Ненецком АО.

На территории Республики Коми функционируют 3 нефтеперерабатывающих предприятия, на которых перерабатывается около 3 млн. тонн сырой нефти. Ведущее предприятие нефтепереработки республики – ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка». Это предприятие, созданное в 1934 г., является одним из старейших нефтеперерабатывающих заводов в России и крупнейшим на Европейском Се­вере. Завод имеет топливный профиль и специализируется на выпуске автомобильного бензина, дизельного топлива летних и зимних сортов, а также топочного мазута.

В настоящее время в республике действует 10 предприятий, которые разрабатывают на газ 12 месторождений. Современное состояние развития газо­вой отрасли в Республике Коми характеризуется крайним истощением сырьевой базы. В период с 1980 по 2007 г. объёмы добычи газа сокра­тились с 19,5 млрд. до 3,4 млрд. м3, или в 5,7 раза. Весь объём газового конденсата и 99 % природного газа в республике добывается единственным в регионе специализированным предприятием - ООО «Севергазпром», которое является одним из крупнейших структурных подразделений РАО «Газпром». Добычу попутного нефтяного газа в республике ведут ОАО «Тэбукнефть», ООО НК «ЛУКОЙЛ-Коми» и другие нефтедобывающие предприятия. Для добычи газа в республике характерная значительная территориальная концентрация. Основной объём добычи газа обеспечивают Вуктыльский (до 70-75%), а также Печорский и Усинский районы. В ближайшие годы намечена реализация мер по поддержанию достигнутых объёмов добычи газа. Развитие газодобывающей отрасли будет базироваться на запасах разрабатываемых месторождений с учётом перевода в промышленные категории перспективных и прогнозных ресурсов Северо-Предуральского прогиба, Верхнепечорской и Косью‑Роговской впадин. Стабильность дальнейшего обеспечения республики газом связана с вводом в промышленную эксплуатацию на паритетных началах с Ненецким АО высокопродуктивных газоконденсатных месторождений Нарьянмарской группы.

В условиях продолжающегося падения объёмов углеводородного сырья основной задачей предприятия становится эксплуатация газопроводов и обеспечение надёжной транспортировки газа потребителям в России и Европе. Ныне ООО «Севергазпром» обслуживает более 1400 км трасс магистрального газопровода, при этом в однониточном исполнении его длина превышает 9000 км. В ведении предприятия находятся 77 газораспределительных и 12 газокомпрессорных станций, четыре из которых расположены на территории Республики Коми. В последние годы годовой объём транспорта газа, осуществляемый ООО «Севергазпром», находится на уровне 85-90 млрд. м3 и имеет тенденцию к росту.

В последние годы в республике ведутся подготовительные работы в рамках реализации мегапроекта «Ямал», которым предусмотрено поэтапное строительство в период до 2022 г. магистрального газопровода для транспортировки газа с уникальных по запасам газоконденсатных месторождений полуострова Ямал в центральные районы России и далее в европейские страны. На территории республики предусмотрено сооружение восьми газокомпрессорных станций, четырёх ниток газопровода на участке Бованенково – Ухта и трёх ниток магистрали от Ухты до Торжка. Трасса магистрального газопровода пройдёт вдоль Северной железной дороги по территории семи городов и районов республики от Воркуты до Усть-Вымского района. Её протяжённость в пределах республики составит 1106,7 км. На первом этапе объём подачи газа по маршруту Бованенково – Ухта – Центр составит 178 млрд. м3, а после завершения строительства в 2022 г. – до 250 млрд. м3 в год.

В республике функционируют два газоперерабатывающих завода. Ведущее газоперерабатывающее предприятие республики и Европейского Севера – Сосногорский газоперерабатывающий завод, созданный в 1941 г. Завод специализируется на квалифицированной переработке газа и газового конденсата. С 1968 г. это предприятие входило в состав ПО «Комигазпром» (ныне - ООО «Севергазпром»). В номенклатуре выпускаемой продукции завода – 4 марки технического углерода, сжиженный и отбензиненный газ, моторное топливо, стабильный конденсат, гелий, резинотехнические изделия, восстановленные шины. В 2004 г. на предприятии было переработано 1,5 млрд. м3. Вторым предприятием газопереработки является ОАО «ЛУКОЙЛ‑Усинский газоперерабатывающий завод». На этом предприятии осуществляется первичная переработка попутного нефтяного газа северных месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Динамичное развитие регионального народнохозяйственного комплекса потребовало форсированного строительства объектов электроэнергетики - базовой отрасли промышленности республики. В формировании электроэнергетики выделяются два этапа: ведомственный (с 1920 по 1964 г.) и централизованный (с 1965 г. по настоящее время) в составе Минэнерго СССР и РАО «ЕЭС России». На втором этапе развития энергетической базы были введены в эксплуатацию крупные тепловые электростанции и магистральные линии электропередач. Объединение энергетических узлов в единую энергосистему республики началось в 1974 г. с созданием первых системообразующих ЛЭП Ухта – Микунь и Ухта – Печора началось объединение энергетических узлов в единую энергосистему республики. К 1982 г., когда было в основном завершено формирование республиканской энергосистемы и она включилась в параллельную работу с единой энергосистемой европейской части СССР, на территории республики изолированно работал только Воркутинский энергоузел. В 1985 г. с завершением строительства высоковольтной линии Инта – Воркута и Воркутинский энергоузел был подключён к единой энергосистеме. К 1986 г. высоковольтная линия напряжением 220 кВ связала все энергоузлы в единую энергетическую систему республики, которая посредством линии Микунь – Урдома была подключена к ЕЭС СССР.

В 2007 г. в республике было произведено 8,9 млрд. кВт/часов электроэнергии, что превысило уровень 1960 г. в 8 раз. Суммарная установленная мощность электростанций Коми энергосистемы достигает 1,8 млн. кВт. Электрогенерируюшие мощности представлены Печорской ГРЭС мощностью более 1 млн. кВт (5 блоков по 200‑215 МВт), тремя ТЭЦ - Воркутинской, Сосногорской и Сыктывкарского ЛПК – суммарной мощностью 1,1  млн. кВт, а также небольшими ветроэлекростанцией, гидроэлектростанцией, несколькими паротурбинными и дизельными электростанциями. Действующие на территории республики энергетические предприятия обеспечивают около 95 % потребляемого объёма электроэнергии. При этом за пределы Республики Коми отпускается около 5% от всего объёма произвёденной электроэнергии. Для повышения энергообеспеченности экономики в ближайшие годы намечено осуществить комплекс мероприятий по ускоренному обновлению базы действующих предприятий электроэнергетики.

В реальном секторе экономики традиционно велика роль лесного комплекса, являющегося вторым по значению профилирующим межотраслевым комплексом Республики Коми. На протяжении последних десятилетий он вносит всё более возрастающий вклад в региональную экономику, опираясь на воспроизводимые лесные ресурсы. В состав этого комплекса входят лесное хозяйство, лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В региональном лесном комплексе представлены все стадии и звенья производства, начиная от выращивания и охраны лесов, заготовки древесины и завершая механической обработкой, химико-механической и химической переработкой древесного сырья.

В течение прошедшего столетия на территории Республики Коми было заготовлено около 1,5 млрд. м3 древесины. Однако при этом общий запас древесины в регионе остаётся одним из наиболее значительных среди лесосырьевых регионов страны и оценивается на уровне 3 млрд. м3. Лесозаготовительная промышленность республики опирается на крупнейшие в пределах европейской территории России запасы спелых и перестойных насаждений, достигающие 2,2 млрд. м3, из которых около 70% являются экономически доступными. При ежегодном отпуске разрешённого к вырубке леса в размере 26,5 млн. м3 использование расчётной лесосеки в последние годы не превышает 25%. В 2007 г. вывозка древесины составила 6,2 млн. м3. Несмотря на наметившееся с конца 1990-х гг. некоторое увеличение уровня использования расчётной лесосеки республики, дальнейший рост его использования затрудняется вследствие снижения уровня сбыта древесины. В ближайшие годы лесозаготовители республики намерены удвоить объёмы вывозки древесины и довести их до 11-12 млн. м3 в год.

Динамика производства в лесопромышленном комплексе республики характеризовалась переходом от высоких индексов промышленного производства 1970-1980-х к устойчивому спаду и кризису его развития, наблюдавшемся в период с 1990 по 1997 г., а от него к умеренному росту производства во всех основных отраслях. Среди отраслей лесопромышленного комплекса лишь целлюлозно-бумажная промышленность показывает устойчивую положительную динамику развития. За всю историю существования этой отрасли в республике отрицательная динамика производства была зафиксирована лишь в 1996 г.

В 2007 г. в республике было произведено 5,5 млн. м3 деловой древесины. Основные объёмы производства деловой древесины обеспечивают низовые административные районы Мезенско-Вычегодского экономического подрайона, которые обеспечивают более 90% всего производства деловой древесины в республике. Более 2/3 производства деловой древесины в республике обеспечивают 6 низовых административных районов (Удорский, Усть-Куломский, Прилузский, Койгородский, Сыктывкарский).

Деревообрабатывающая промышленность республики специализируется на производстве пиломатериалов, фанеры, строительных деталей и плит на древесной основе. Ведущими предприятиями деревообрабатывающей промышленности республики являются ООО «Сыктывкарский фанерный завод», ООО «Жешартский фанерный комбинат», ООО «Завод ДСП», ОАО «Княжпогостский завод ДВП», ОАО «Лесопромышленный комплекс СЛДК». В 2007 г. всеми деревообрабатывающими предприятиями республики было произведено 869 тыс. м3 пиломатериалов, 325 тыс. м3 клееной фанеры, 28,2 тыс. условных м2 древесноволокнистых плит и 420 тыс. условных м3 древесностружечных плит. Для размещения основных отраслей деревообрабатывающей промышленности республики характерна концентрация производства в пределах Вычегодско-Мезенского экономического подрайона, на долю которого приходится около 90% всего производства пиломатериалов и всё производство клееной фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит в республики. При этом производство клееной фанеры и древесностружечных плит полностью концентрируется в Жешарте и Сыктывкаре, а древесноволокнистых плит – в Емве.

Целлюлозно-бумажная промышленность полностью концентрируется в столице республики, где с 1969 г. ведётся сооружение и модернизация объектов Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, именуемого ныне ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». В его состав входят древесно-сырьевое, сульфат-целлюлозное и картонно-бумажное производства, отражающие основной профиль предприятия. Предприятие располагает пятью современными бумагоделательными машинами. Комбинат является основным потребителем в республике лиственной и низкосортной хвойной древесины с годовой потребностью в древесном сырье до 3 млн. м3. В настоящее время Сыктывкарский ЛПК специализируется на выпуске офисной и офсетной бумаги, обеспечивая свыше 40% рынка офисной бумаги в России и странах СНГ. Предприятие выпускает также газетную, типографскую, бланочную, пачечную и коробочную бумагу, бумагу-основу для изготовления обоев, изделий бытового и санитарно-гигиенического назначения, обёрточную и упаковочную бумагу всех видов, картон для плоских слоёв гофрированного картона «топ-лайнер» и «крафт-лайнер». Более половины всего объёма производимых на ОАО бумаги и картона отправляется на экспорт. Рынок зарубежных потребителей сыктывкарских бумажных изделий неуклонно расширяется и охватывает ныне страны, расположенные на всех континентах. Второе предприятие целлюлозно-бумажной промышленности - ООО «производственно-коммерческое предприятие «Сыктывкарские бумажные изделия». Оно специализируется на производстве бумажных изделий, в числе которых - обои, бумажно-беловые товары, бумага для пишущих машин и ксерокса, туалетная бумага, бумажные салфетки, тетради, альбомы и папки для рисования и черчения. В 2007 г. предприятия целлюлозно-бумажной промышленности республики произвели 639 тыс. тонн бумаги и 214 тыс. тонн картона, включая бумагу для гофрирования.

Для обеспечения более глубокой комплексной переработки древесного сырья предполагается осуществить реконструкцию и техническое перевооружение существующих предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и ввести в эксплуатацию новые мощности по механической и химико‑механической переработке древесного сырья. В рамках этих преобразований в 2003 г. на Жешартском фанерном заводе был пущен в эксплуатацию завод по производству древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), имеющий проектную мощность до 140 тыс. м3 плитной продукции в год. С пуском завода будет решена проблема сбыта низкосортной древесины для всех лесозаготовительных предприятий Усть-Вымского района. Наиболее перспективные и масштабные проекты будут реализованы на территории многолесных Удорского и Троицко‑Печорского районов. В Удорском районе планируется строительство Вендингского лесопильно-деревообрабатывающего комбината и Удорского целлюлозного завода, в Троицко‑Печорском районе – комбината по производству целлюлозы и завода по про­изводству гофрированной бумаги.

В ближайшие годы одним из приоритетных на­правлений промышленного развития рес­публики должно стать формирование регионального горнопромышленного комплекса. В настоящее время в регионе представлены лишь отдельные, технологически не связанные между собой предприятия горнодобывающей промышленности. Однако в будущем они могут трансформироваться в горнопромышленный, горно-металлургический или химико-металлургический комплекс.

В настоящее время в республике функционирует 6 горнорудных предприятий, имеющих лицензии на разработку месторождений бокситов, марганцевых и титановых руд, баритов и жильного кварца. В их числе – ОАО «Боксит Тимана», ОАО «Марганец Коми», ОАО «Комититан», ЗАО «Хойлинский горно-обогатительный комбинат», ЗАО «Кожимская горнорудная компания» и ЗАО «Кожимское разведочно-добычное предприятие». В республике разрабатываются месторождения известняков, доломитов, кварцитопесчаников, кирпичных глин и цементного сырья. В ближайшие годы интенсивность использования недр республики должна возрасти за счёт вовлечения в промышленную разработку ряда новых объектов, связанных с добычей золота и алмазов.

Наиболее масштабным и перспективным направлением развития формирующегося горнопромышленного комплекса республики является реализация проекта «Коми алюминий». В 1993 г. победителем конкурса на право разработки наиболее перспективных месторождений бокситов Ворыквинской группы стало ОАО «Боксит Тимана». В настоящее время в промышленной разработке находится Центральная залежь Вежаю-Ворыквинского месторождения, обеспечивающая добычу бокситов на уровне 1 млн. тонн в год. В состав первой очереди строительства Средне-Тиманского бокситового рудника войдут четыре карьера. При годовой добыче бокситов в размере 2,5 млн. тонн в год разработка четырёх карьеров рассчитана на 20 лет. Вместе с тем в ходе первого этапа реализации проекта «Коми алюминий» предполагается в течение ближайших лет довести годовой объём добычи бокситов до 6,5 млн. тонн.

Средне-Тиманский бокситовый рудник является начальной стадией развертывающегося в регионе глинозёмно-алюминиевого комплекса. Вторая стадия этого отраслевого комплекса будет представлена крупнейшим в России глинозёмным заводом с годовой производительностью до 1,4 млн. тонн глинозёма. Помимо целевой продукции на глинозёмном заводе предполагается производство галлия, ванадия и скандия, а также утилизация красного шлама и других попутных продуктов глинозёмного производства. Учитывая большой народнохозяйственный эффект от реализации этого проекта, Группа СУАЛ приняла решение об опережающем начале строительства глинозёмного завода с 2005 г. поблизости от посёлка Керки, расположенного в 12 км от города Сосногорска. Между тем в 2008 г. строительство глинозёмного завода было остановлено. В будущем предполагается отправлять значительную часть глинозёма на крупнейшие в стране действующие алюминиевые заводы, размещённые в Хакасии, Красноярском крае и Иркутской области. Другая часть продукции глинозёмного завода будет использоваться в республике на местном алюминиевом заводе, который станет завершающим звеном в реализации проекта «Коми алюминий». Это высокоэнергоёмкое производство предполагается разместить в районе города Печора поблизости от Печорской ГРЭС - крупнейшей тепловой электростанции Европейского Севера.

Перерабатывающее звено агропромышленного комплекса Республики Коми образуют предприятия по переработке мяса, молока и зерна, которые входят в состав пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности. В пищевой промышленности республики получили развитие пищевкусовая (хлебопекарная, кондитерская, ликёро-водочная, пивоваренная), мясная и молочная (мясная, маслосыродельная и молочная), а также рыбная промышленность. В 2004 г. пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая отрасли промышленности обеспечили 2,8% республиканского объёма промышленного производства. Крупными многопрофильными центрами пищевой промышленности являются Сыктывкар, Воркута, Ухта и Печора. В то же время в республике наиболее распространены специализированные центры по переработке молока и мяса, представленные практически во всех районах.

Основой агропромышленного комплекса Республики Коми является сельское хозяйство. Неблагоприятные агроклиматические условия на большей части территории республики ограничивают ассортимент возделываемых сельскохозяйственных культур и развитие ряда отраслей животноводства. Относительно благоприятные условия для ведения сельскохозяйственной деятельности имеются лишь в южных и некоторых центральных районах республики.

Период стабильного развития аграрного сектора экономики республики, наблюдавшийся в течение 1980-х гг., когда росли урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота, в начале 1990-х гг. сменился периодом значительного спада производства. С 1990 по 2007 г. объём сельскохозяйственного производства в республике снизился более чем на треть. Коллективный производитель, представленный сельскохозяйственными организациями, после непрерывного доминирования с середины 1990-х гг. по совокупным объёмам и удельному весу в общем производстве сельскохозяйственной продукции стал уступать частному индивидуальному сектору.

В 2007 г. сельскохозяйственной продукции в Республике Коми произведено на 5,2 млрд. рублей (0,2% и 69 место в РФ), в том числе продукции растениеводства – на 2,0 млрд. рублей (71 место в РФ), животноводство – на 3,2 млрд. рублей (68 место в РФ). В структуре сельскохозяйственного производства республики на долю животноводства приходилось 62,0%, растениеводства – 38,0%. Сельское хозяйство Республики Коми специализируется на молочно-мясном скотоводстве с производством товарного молока, выращивании картофеля и овощей поздних сортов. Стратегическая цель развития сельского хозяйства республики состоит в обеспечении потребности населения в малотранспортабельной продукции (молоко, яйцо, картофель, овощи) и создании надёжной кормовой базы для интенсивного животноводства. Для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Коми основным направлением деятельности остаётся животноводство, обеспечивающее население высокобелковыми и диетическими продуктами питания, а пищевую и лёгкую промышленность разнообразным сырьём. Животноводства в республике представлено скотоводством, свиноводством, оленеводством и птицеводством. Продукция животноводства преобладает в общем объёме производства продукции сельского хозяйства республики как в хозяйствах всех категорий, так и в сельскохозяйственных организациях, хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В условиях республики животноводство по-прежнему остаётся высокозатратной и низкоэффективной отраслью сельского хозяйства. При неизменном превышении животноводства над растениеводством в отраслевой структуре производства сельскохозяйственной продукции республики с начала 1990-х гг. происходит постепенное сближение между ними. Из отраслей традиционного агропромыслового хозяйства республики, представленных оленеводством, охотоводством, рыболовством, сбором ягод и грибов, некоторые позитивные изменения происходят только в оленеводстве, которое остаётся наиболее эффективной отрасли животноводства республики. Она обеспечивает население относительно дешёвым мясом. Оленьи шкуры и мех используются для изготовления одежды, обуви и производства сувениров, рога и кровь – для производства ценных лекарственных препаратов.

Большое значение для улучшения ситуации в животноводстве и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных имеет целенаправленная работа по созданию собственной кормовой базы и организация их полноценного кормления. Для этого республика располагает значительными площадями естественных кормовыми угодий, которые характеризуются низкой продуктивностью. Вместе с тем, в результате непрерывного сокращения поголовья скота в республике обеспеченность скота кормовыми угодьями постепенно увеличивается.

Для Республики Коми характерна слабая сельскохозяйственная освоенность территории. Земельный фонд республики, пригодный для ведения сельскохозяйственной деятельности, крайне невелик. Земледельческая культура имеет мелкоконтурный очаговый характер. В общей структуре земельной площади республики на долю сельскохозяйственных угодий приходится всего 0,95%, из которых 2/3 приходится на естественные сенокосы и пастбища. В 2007 г. вся посевная площадь сельскохозяйственных культур составила около 60 тыс. га. Почти 2/3 посевных площадей республики находится в привычегодской пойме. В структуре посевной площади около 75% занимают кормовые культуры, более 20% - картофель, около 2% - овощи открытого грунта и около 0,5% - зерновые культуры. Под пашню осваиваются в основном подзолистые почвы, характеризующиеся низким природным плодородием в связи с их малогумусностью, высокой кислотностью, бесструктурностью, низким содержанием питательных элементов. Резервы роста площадей сельскохозяйственных угодий имеются при освоении долин рек бассейнов Вычегды и Печоры, а также лесопокрытых, тундровых и заболоченных земель.

Под воздействием региональных природных и экономических условий сельскохозяйственного производства в республике сформировались четыре сельскохозяйственные зоны – Южная, Центральная, Северная и зона Крайнего Севера. В них сложилась устойчивая специализация сельскохозяйственного производства, отражающая агроклиматическое районирование территории, сложившиеся общественные потребности и трудовые навыки сельского населения республики. Сельскохозяйственные производители Южной зоны специализируются на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве и овощеводстве. В Южной сельскохозяйственной зоне целесообразно также сосредоточить зерноводство, семеноводство зерновых и многолетних трав, выращивание кормовых и зерновых культур на фураж для обеспечения сельскохозяйственных предприятий сельскохозяйственной зоны Крайнего Севера. В Центральной сельскохозяйственной зоне получили развитие молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, кормопроизводство, картофелеводство, выращивание овощей в открытом и закрытом грунте. В семи районах Северной сельскохозяйственной зоны, в которых преобладает городское население, развивается молочно-мясное скотоводство, птицеводство, производство кормов для молочного скотоводства и картофелеводство, в двух глубинных районах в низовьях Печоры – Ижемском и Усть-Цилемском – мясное скотоводство и производство сыра. При этом основным занятием коми-ижемцев является оленеводство. Сельское хозяйство зоны Крайнего Севера специализируется на обеспечении населения малотранспортабельной продукцией: цельным молоком, диетическим яйцом, тепличными овощами и зеленью, а также олениной. В связи с преобладанием в республике городского населения подавляющая часть производимой сельскохозяйственной продукции идёт на снабжение жителей городов и посёлков городского типа. В связи с этим всё большее значение получают птицеводство на промышленной основе и откормочное свиноводство на базе крупных животноводческих комплексов.

До 1917 г. Коми край практически не имел дорожной сети. Основными путями сообщения были реки Печора, Вычегда, Мезень и их крупные притоки. Формирование наземных видов транспорта круглогодичного функционирования началось в 1930-х гг. в связи с разработкой месторождений нефти и угля. В 1934 г. вступила в строй первая узкоколейная дорога от посёлка Рудник до пристани на реке Уса (Воркута - Вом), известная как Воркутинская железная дорога. Активизация промышленного освоения природных ресурсов республики потребовала проектирования железной дороги общего пользования Котлас - Воркута, получившей название Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Её сооружение велось с 1936 по 1942 г. В послевоенный период в республике были последовательно введены в эксплуатацию ответвления Печорской железнодорожной магистрали Чум – Лабытнанги (1947-1959), Микунь – Сыктывкар (1958-1961), Микунь – Вендинга (1961-1974), Сосногорск – Троицко-Печорск (1963-1977), Сыня – Усинск (1974-1980) и Чиньяворык – Тиман (2000-2002).

В годы войны в республике появились первые трубопроводы. Однако активное трубопроводное строительство началось в 1960-1970-е гг., когда в связи с резким увеличением объёмов добычи нефти и газа в республике потребовалось сооружение магистральных трубопроводов в центральные и северо-западные районы страны. Рост масштабов освоения природно-ресурсного потенциала региона стимулировал развитие автодорожной сети. В период с 1960 по 2008 г. общая протяжённость железнодорожных путей общего пользования увеличилась 1,4 раза, автомобильных дорог с твёрдым покрытием – в 18 раз, трубопроводов – в 9,8 раз. За этот период эксплуатационная длина внутренних водных судоходных путей сократилась в 2,1 раза. Несмотря на позитивные изменения последних десятилетий, густота транспортной сети республики и категорийность путей сообщения остаются на низком уровне. Густота железных дорог общего пользования составляет 4,1 км на 1000 км2 территории республики, автомобильных дорог общего пользования – 15,3 км (в том числе с твёрдым покрытием – 13,1 км), магистральных трубопроводов – 10,3 км, внутренних водных судоходных путей – 6,7 км.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей достигает 3,3 тыс. км, в том числе общего пользования 1726 км. Основу железнодорожной сети республики образует магистраль Котлас – Воркута, входящая в состав Северной железной дороги. От неё отходят тупиковые железнодорожные ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга, Чиньяворык – Тиман, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыня – Усинск и Чум - Лабытнанги. Имеется значительное количество дорог ведомственного пользования.

В соответствии с планами комплексного транспортного освоения территории республики первоочередным объектом железнодорожного строительства в ближайшие годы должна стать межрегиональная железнодорожная магистраль «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь). Новый железнодорожный коридор позволит существенно сократить путь и стоимость транспортировки грузов за рубеж через российские порты Баренцева и Белого морей, а также морской порт Оулу (Финляндия) на Балтийском море не только из Республики Коми, но и из регионов Урало-Поволжья и Западной Сибири. Для реализации этого важного транспортного проекта создана ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур».

Протяжённость трубопроводного транспорта общего пользования, использующегося для перекачки углеводородного сырья от мест добычи к потребителям внутри республики и из других регионов России и стран ближнего зарубежья, составляет 3,9 тыс. км. В Республике Коми берут начало магистральный нефтепровод Возей – Ухта - Ярославль и магистальный газопровод «Сияние Севера», по которым нефть и газ поставляются в центральные и северо-западные районы европейской части России, а также в Беларусь и государства Балтии. Часть трубопроводов внутрирайонного значения обеспечивает нефтью и газом внутренних потребителей: Ухтинский НПЗ, Сосногорский ГПЗ, Печорскую ГРЭС, Сосногорскую ТЭЦ-2 и коммунальные хозяйства городов и посёлков городского типа. Строительство второй и третьей ниток системы газопроводов «Сияние Севера» и продление газопровода до Пунги, а затем Медвежьего и Уренгоя превратило республику в ключевой газотранзитный регион. Эта функция окончательно закрепится за ней после завершения строительства и ввода в эксплуатацию магистрального газопровода Ямал - Европа, который пройдёт по территории республики вдоль железнодорожной магистрали Котлас – Воркута. В ближайшем будущем Республика Коми превратится в нефтетранзитный регион. Это станет возможным в случае практической реализации проекта ОАО «ЛУКОЙЛ», которым предусматривается строительство транзитного нефтепровода из северной группы месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций к незамерзающему морскому порту Индига в Ненецком автономном округе на побережье Северного Ледовитого океана, где будет построен нефтяной терминал с пропускной способностью свыше 30 млн. тонн для экспорта сырой нефти танкерами в европейские страны и США..

Недостаточное развитие или отсутствие в ряде районов республики железных и автомобильных дорог отчасти восполняется водным транспортом. Общая длина судоходных рек в пределах республики составляет 6,1 тыс. км, внутренних водных судоходных путей – 4,1 тыс. км. Однако только на 1 тыс. км судоходство возможно в течение всего навигационного периода (река Печора ниже села Дутово и Вычегда ниже устья Локчима). На всю республику приходится всего два крупных речных порта - Печорский и Сыктывкарский, которые относятся к Печорскому и Северному речным пароходствам. По берегам судоходных рек расположены многочисленные, но небольшие пристани и причалы. Важнейшей целью дальнейшего развития речного транспорта республики является обустройство рек и увеличение габаритов судового хода их нижнего течения.

Наиболее динамично развивающийся вид транспорта Республики Коми - автомобильный. Он обеспечивает в основном внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров. Длина автодорог республики равна 15 тыс. км, в том числе общего пользования – 3,8 тыс. км. Общая протяжённость дорого с твёрдым покрытием достигает 8,6 тыс. км, из них 5,7 тыс. км общего пользования. Сеть автодорог общего пользования с твёрдым покрытием наиболее развита в административных районах южной части и практически отсутствует на Крайнем Севере республики, города и районы которых не располагают автодорогами круглогодичного функционирования и отрезаны от магистральных автомобильных дорог республики, имеющих выход к автомобильным и железным дорогам центральных и северо-западных районов европейской части страны. Несмотря на определённые успехи в автодорожном строительстве, сеть автомобильных дорог и транспортная доступность территории республики остаются крайне низкими, что сдерживает освоение её природно-ресурсного потенциала. Вместе с тем, при наличии необходимого финансирования объектами первоочередного автодорожного строительства в республике могли бы стать автомобильные дороги Усть-Кулом – Войвож, Ухта – Печора – Инта – Воркута, Сыктывкар - Троицко-Печорск, Айкино - Кослан.

По территории Республики Коми проходит Северный автотранспортный коридор, являющийся стройкой федерального значения. Он должен соединить кратчайшей линией промышленные центры Урала с портами Белого моря и дать выход через Карелию в скандинавские страны. Строительство этой автомобильной магистрали ведётся в двух направлениях. Кратчайший выход на субъекты Северо-Западного федерального округа должна обеспечить автодорога Сыктывкар – Котлас – Архангельск, а на субъекты Приволжского и Уральского федеральных округов – автодорога Сыктывкар – Кудымкар – Пермь. В рамках развития этого межрегионального автодорожного коридора введены участки дорог в районах административных границ Республики Коми с Пермским краем и Архангельской областью.

Бурное развитие авиационного транспорта началось в республике в 1960-е гг. в связи с вступлением промышленности республики в этап интенсивного освоения природных ресурсов. Спад производства, наблюдающийся со второй половины 1985 г. и начавшиеся рыночные преобразования экономики, обусловили закрытие ряда аэропортов, значительное уменьшение числа рейсов, сокращение объёмов перевозок пассажиров, грузов и почты. При этом в наибольшей степени пострадали аэропорты местных авиалиний, большинство из которых были закрыты, а оставшиеся резко сократили количество местных авиарейсов. В создавшейся обстановке правительство республики работает над оптимизацией и без того недостаточно разветвлённой региональной сети аэропортов и местных авиалиний. Часть из функционирующих ныне аэропортов предполагается закрыть, другие будут переведены на сезонный режим работы. При этом будут сохранены аэропорты в Сыктывкаре, Ухте и Усинске, на долю которых приходится основной объём авиаперевозок в республике. В государственной поддержке нуждается Усть-Цилемский аэропорт, являющийся практически единственным транспортным путём в этот отдалённый и труднодоступный район республики. В случае возобновления финансирования в ближайшие годы возможно завершение строительства и введение в строй действующих аэропортов «Соколовка» (Сыктывкар) и «Советский» (Воркута).

В республике насчитывается свыше 30 санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха. Действует бальнеологический курорт Серёгово. Республики Коми имеет благоприятные природные и историко-культурные предпосылки для активизации туристской деятельности, которые ещё недостаточно используются для организации внутреннего туризма. Территория республики с давних пор осваивается самодеятельными туристами для проведения пеших, лыжных, водных, автомобильных, мотоциклетных и велосипедных маршрутов и походов различных категорий трудности. Традиционно их привлекают живописные места и уникальные памятники природы Полярного, Приполярного и Северного Урала. Большие возможности для развития организованного и самодеятельного туризма открылись в связи с организацией Национального природного парка «Югыд ва». В то же время гостей республики могут заинтересовать многочисленные археологические и культурно-исторические памятники, архитектурные ансамбли и достопримечательности города-мемориала Воркуты, столицы республики Сыктывкара и индустриальной Ухты, история и архитектура Ульяновского и Кылтовского монастырей, этнографический музей под открытым небом в селе Усть-Вымь. Создание в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса позволит обеспечить необходимые условия для удовлетворения потребностей местного населения, российских и иностранных туристов в разнообразных туристских услугах.

Таксономические единицы интегрального экономического районирования на территории республики имеют ранг экономических подрайонов и экономических микрорайонов Северного экономического района. Экономические подрайоны и микрорайоны представляют собой иерархически взаимосвязанные территориально целостные части хозяйства республики, отвечающие требованиям экономической целесообразности и оптимизации территориального управления экономикой. В рамках данного административно-экономического районирования можно успешно решать многие важнейшие социально-экономические проблемы, относящиеся к компетенции Правительства Республики Коми, городских округов и муниципальных районов. Выделение экономических районов позволяет оптимизировать народнохозяйственную специализацию республики, осуществить централизацию управления развитием взаимосвязанных отраслей и производств, организовать эффективное внутрирайонное территориальное разделение труда. Научно обоснованное экономическое районирование способствует совершенствованию внутриреспубликанских транспортно-хозяйственных, производственных и трудовых связей, рационализации территориальной структуры материального производства и непроизводственной сферы. В границах экономического микрорайона возможно формирование более или менее замкнутой территориально-производственной системы с рациональной сбалансированностью производства и потребления, а также локальной системы расселения и культурно-бытового обслуживания населения.

На начальных этапах формирования регионального народнохозяйственного комплекса обозначились два экономических подрайона с ярко выраженной производственной специализацией - Вычегодский лесопромышленный и Тимано-Печорский топливно-энергетический. По мере роста экономического потенциала, интенсивности процесса хозяйственного освоения и транспортной освоенности территории республики появилась необходимость в дробном экономическом районировании. В настоящее время при разработке долгосрочных прогнозов социально-экономического развития производительных сил, схем и проектов районных планировок, территориально-отраслевых программ в пределах Республики Коми выделяют три экономических подрайона - Вычегодско-Мезенский, Ижмо-Печорский и Инта-Воркутинский. В основе каждого из них лежит профилирующий межотраслевой или отраслевой комплекс, имеющий межрайонное значение. Вычегодско-Мезенский экономический подрайон имеет ярко выраженный лесопромышленный профиль, Ижмо-Печорский – нефтегазопромышленный, Инта-Воркутинский - углепромышленный. В составе Вычегодско-Мезенского экономического подрайона выделяют Сыктывкарский, Княжпогостский, Удорский, Верхневычегодский, Юго‑Западный экономические микрорайоны, Ижмо-Печорского подрайона - Ухтинский, Верхнепечорский, Печоро‑Усинский и Ижма‑Цилемский экономические микрорайоны, Инта-Воркутинского подрайона - Интинский и Воркутинский экономические микрорайоны.

В промышленности Вычегодско-Мезенского экономического подрайона ведущую роль играют отрасли лесопромышленного комплекса. Все стадии лесопромышленного производства от лесозаготовок до деревообработки и лесопереработки получили развитие только в Сыктывкарском экономическом микрорайоне, в котором сосредоточено всё республиканское производство фанеры и целлюлозно-бумажной продукции. Верхневычегодский, Удорский и Юго-Западный экономические микрорайоны специализируются на лесозаготовках, а Княжпогостский – на деревообрабатывающей промышленности, основу которой составляет древесноплитное производство. В обозримой перспективе подрайон сохранит лесопромышленный профиль. Однако в ближайшие годы основная специализация будет дополнена горнорудной промышленностью, получившей развитие в Княжпогостском экономическом подрайоне в связи с разработкой Вежаю-Ворыквинского месторождения бокситов.

Профилирующее значение в хозяйстве Ижмо-Печорского экономического подрайона имеет нефтегазопромышленный комплекс. В настоящее время добыча углеводородного сырья ведётся или намечается на территории всех городских округов и муниципальных районов этого экономического подрайона, но более характерна для Ухтинского и Печоро-Усинского экономических микрорайонов, где представлены основные предприятия по добыче и переработке углеводородного сырья. Промышленная специализация Ижма-Цилемского экономического микрорайона связана с пищевой промышленностью, а Верхнепечорского – с лесозаготовительной промышленностью. В обозримой перспективе Ижмо-Печорский подрайон сохранит нефтегазопромышленный профиль. Однако в перспективе сложившуюся специализацию подрайона дополнят энергоёмкие производства цветной металлургии, представленные всеми стадиями титановой и алюминиевой промышленности.

В отраслевой структуре промышленности Инта-Ворктинского экономического подрайона доминирует топливная промышленность, а в её составе - угольная промышленность, являющаяся отраслью специализации Воркуты и Инты. В последние десятилетия отраслевой состав экономического подрайона расширился за счёт отраслей горнодобывающей промышленности, связанных с добычей и обогащением баритов, железных и марганцевых руд. При схожести отраслевой структуры Воркутинского и Интинского экономических микрорайонов, более разнообразен отраслевой состав Интинского экономического микрорайона, где ныне развиваются также нефтедобывающая и горнорудная промышленность. Ныне в Инта-Воркутинском экономическом подрайоне полностью концентрируются добыча и обогащение угля, марганцевых и железных руд, жильного кварца и баритов, а также всё производство цемента в республике.