logo
Обедков

1.5. Принципы обоснования, критерии и цели выделения интегральных экономических районов

Большинство операционных и предметно-содержательных принципов выделения и научного обоснования систем интегральных экономических районов страны не утратили своего научного значения в условиях перехода к рыночной экономике и трансформации социально-экономической структуры общества. К таковым можно отнести следующие сочетания принципов: экономическая обоснованность и законченность; целесообразное территориальное разделение труда и комплексная организация хозяйства; историзм и перспективная направленность; генеральность и завершённость; иерархичность и кратность; системность и антропоцентричность; равноприоритетность производства и расселения; единство и неразрывность природно-экологических и социально-экономических процессов; планировочное единство и хозяйственное тяготение; культурно-историческая и национально-этническая целостность территории; согласованность со сложившимся политико-административным устройством и административно-территориальным делением; взаимосвязь экономического и административного районирования и соответствие их системе государственного управления. Помимо этого территориально-структурный анализ при проведении интегрального районирования предполагает использование узлового, функционального, позиционного, итеративного и генерализованного подходов, а также обязательное соблюдение методических правил монологичности и контурности, соотношения и сочетаемости, компактности и контактирования, центральности и периферийности, континуальности и дискретности.

В таксономической иерархии общеэкономического районирования традиционно выделяют интегральные экономические районы на макро-, мезо- и микроуровнях их развития и функционирования, рассматриваемые в качестве объекта государственного управления. Роль и значение отдельных факторов экономического районообразования меняются в зависимости от уровня таксонирования. На макроуровне учитываются главным образом факторы общеэкономического характера, на уровне дробного районирования – природно-ресурсные и экологические, социально-демографические и экистические (расселенческие), производственно- и социально-инфраструктурные факторы.

Особенностью современного этапа реформирования системы государственной власти и управления становится децентрализация власти и хозяйственной жизни. Его основной целью является соединение вертикали исполнительной власти с горизонталью самоуправления на основе установления общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления. Смещение центра тяжести принятия решений с федерального уровня власти на уровень региона-субъекта Российской Федерации и базовый уровень местного самоуправления (муниципальный район, городской округ) требует переосмысления роли интегрального экономического районирования в совершенствовании территориальной организации общества на всех уровнях таксономической иерархии и особенно на уровне дробного общеэкономического районирования, соответствующего местному управлению.

Интегральные экономические районы различного ранга характеризуются специфическим набором признаков (критериев), на которые опираются при выделении их системы. Эти отличия нашли отражение в толковании сущности и целей выделения пяти видов интегральных экономических районов, из которых три (экономическая зона, макроэкономический регион, крупный экономический район) являются таксонами макроуровня и по-одному – таксонами мезо- и микроуровня. При этом, на наш взгляд, к основному звену следует относить лишь крупные экономические районы и входящие в их состав подрайоны, поскольку они выделяются на базе территориально-производственных комплексов (ТПК) соответственно районного и среднего ранга. Менее выраженные с точки зрения территориально-производственного комплексообразования экономические зоны макроэкономические регионы и экономические микрорайоны являются дополнительным звеном в таксономической иерархии интегральных экономических районов.

Практика экономического районирования тесно связана с географией городских поселений. В традиции отечественного экономического районирования городам отводится роль организующих центров («фокусных пунктов», «командного состава», «опорного каркаса») экономических районов различного таксономического уровня и узлов транспортной сети. Для целей экономического районирования важное значение имеют представления о системах и иерархии городских поселений, фунционально-генетических различиях и типологии городов. Потребности территориальной организации хозяйства и закономерности построения региональных систем расселения предопределяют различную роль городов в зависимости от их людности и экономического потенциала. В этой связи на роль центров экономических зон и макроэкономических регионов наиболее подходят города-миллионники, основных экономических районов – крупнейшие и крупные города, для экономических подрайонов – большие города, для экономических микрорайонов – средние города. При этом в связи с дефицитом средних городов региональных системах расселения экономические микрорайоны могут возглавляться малыми городами и даже крупными посёлками городского типа и сельскими районами.

Экономическая зона – территориально-целостная часть хозяйства страны, характеризующаяся экономико-географической спецификой, общностью проблем использования природно-ресурсного, демографического, трудового и экономического потенциалов, степенью хозяйственной и транспортной освоенности территории, современным уровнем и перспективами развития экономики. Целью её выделения является научное обоснование направлений совершенствования макроэкономических пропорций развития страны и их долгосрочное прогнозирование, а также учёт прогнозируемых сдвигов в размещении производительных сил страны. Деление территории страны на экономические зоны может быть осуществлено на основе как зонального, так и меридионального принципов.

Макроэкономический регион – большое географическое пространство, характеризующееся сходством экономико-географического и геополитического потенциалов входящих в их состав экономических районов, исторически сложившейся структурой производства и потребления важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, транспортно-инфраструктурной связанности территории, общностью проблем и перспектив хозяйственного развития. Интегральный экономический район такого ранга задан самой природой и характером освоения территории. Однако он может выделяться и искусственно в порядке планирования крупных народнохозяйственных мероприятий. Целью выделения макроэкономического региона является содействие наиболее полному обмену промышленной и сельскохозяйственной продукцией между сопредельными экономическими районами на основе рационализации межрайонных транспортно-экономических связей и магистрализации транспорта. В данной трактовке укрупнённые экономические районы имеют много общего с региональными ассоциациями экономического взаимодействия, которые создаются на инициативной основе для решения общих проблем межрегионального и отраслевого (межотраслевого) взаимодействия смежных территорий.

Крупный экономический район – территориально-целостная часть хозяйства страны, характеризующаяся народнохозяйственной специализацией, наличием сформировавшегося или формирующегося районного производственного комплекса, узловой комплексной хозяйственной проблемы и условий для организации эффективного территориального управления. Целью его выделения является членение государства на территориально-целостные части, отличающиеся социально-экономической и культурно-исторической общностью и обладающие значительной степенью хозяйственной самостоятельности и управляемости для осуществления эффективной региональной социально-экономической политики. Крупные общеэкономические районы, выделенные на базе единого сформировавшегося или формирующегося районного производственного комплекса, могли бы вновь стать ведущей единицей административно-хозяйственного деления территории современной России.

Экономический подрайон – часть экономического района, характеризующаяся сходством природно-ресурсных предпосылок и экономико-географического положения, достаточно выраженной народнохозяйственной специализацией, совпадающей или дополняющей специализацию основного экономического района, или наличием ТПК среднего ранга. Цель его выделения связана с определением сети районообразующих экономических центров и совершенствованием внутрирайонных транспортно-экономических, культурно-бытовых и трудовых связей; оптимизацией производственной специализации регионов – субъектов РФ и установлением эффективных типов предприятий; организацией эффективного внутрирайонного территориального разделения труда; рационализацией территориальной структуры материального производства и непроизводственной сферы. Экономические подрайоны могут служить основанием выделения административно-хозяйственных округов как составных частей основных интегральных районов.

Экономический микрорайон – часть экономического подрайона, характеризующаяся экономико-географической спецификой и единством положения, определённой производственной специализацией и наличием организационно-хозяйственного центра, имеющего развитые производственные, трудовые и культурно-бытовые связи с окружающими его населёнными пунктами. Цель его выделения обусловлена необходимостью комплексного размещения хозяйствующих объектов, расселения населения, инженерного оборудования проектируемой территории; улучшения низового административно-территориального деления и формирования единиц местного самоуправления; организация локальных систем расселения и культурно-бытового обслуживания; увязки интересов урбанизированной территории и сельской местности и их интеграции. Научно обоснованная сетка экономических микрорайонов пригодна к практическому использованию для целей организации управления территорией, районной планировки, организации природопользования, локальных систем расселения и культурно-бытового обслуживания населения. Экономические микрорайоны с выраженной районообразующей ролью организационно-хозяйственного центра и зоной хозяйственного тяготения являются наиболее подходящими территориальными социально-экономическими подсистемами для организации местного самоуправления.