logo
Обедков

Административно-территориальное деление Российской Федерации на 1 января 2004-2008 гг.

Административно-территориальные единицы

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Республики

21

21

21

21

21

Края

6

6

7

7

8

Области

49

49

48

48

47

Города федерального значения

2

2

2

2

2

Автономная область

1

1

1

1

1

Автономные округа

10

10

9

7

5

Административные районы

1866

1866

1868

1866

1868

Города, включая города

федерального значения

1097

1099

1095

1095

1096

Городские районы и городские округа

330

331

329

329

329

Посёлки городского типа

1794

1461

1359

1348

1361

Сельские администрации

24428

24373

23318

22944

23160

Составлено по данным статистических справочников Росстата.

В ближайшие годы Россия будет оставаться сложным по составу федеративно-унитарным государством с различными системами управления территориями и разными формами их взаимоотношений с федеративным центром. В основе такого государственного устройства страны лежат как вполне объективные причины формирования этнических территорий и границ, так и субъективные причины, обусловленные традициями в сфере национально-территориального и административно-территориального устройства, национальной психологии и идеологии, территориального разделения труда и управления экономикой. Именно сложившейся традицией можно объяснить то, что в борьбе двух основных идей в области национально-государственного устройства России по-прежнему сохраняется выбор в пользу национальной государственности в ущерб менее конфликтной идеи национально-культурной автономии. Несмотря на мощный базис традиции, основные усилия в законотворческой деятельности в области совершенствования национально-территориального устройства страны следует направить на формирование правовой базы национально-культурной автономии.

На современном этапе ключевой идеей реформирования государственного устройства в России должно стать всемерное укрепление государства и его институтов на основе разработки новой стратегии государственного строительства и соответствующей идеологии. Важнейшей составляющей в деле реализации этой идеи должна стать поэтапная реформа административно-территориального устройства, направленная на укрупнение существующих субъектов РФ с учётом экономической целесообразности и требований оптимизации управления. Укрупнение существующих регионов позволит существенно упростить управляемость страной, исключит структурное и отраслевое дублирование, обеспечит интеграцию региональных экономик, сэкономит местные бюджеты и повысит их эффективность. При этом на практике возможны различные варианты укрупнения в зависимости от конкретных природных, социально-экономических и иных особенностей региона. В одних регионах потребуется полная или частичная перестройка территориального управления, а в других преобразования пройдут, не затрагивая сложившегося национально-государственного и административно-территориального деления страны.

Радикальное реформирование сложившегося административно-территориального устройства России затронет все таксономические уровни и единицы общеэкономического и административного районирования территории страны. Реализация этого варианта территориальной реформы связана с приведением в соответствие состава и границ интегральных экономических районов и административно-территориальных единиц соответствующего таксономического ранга. Высшей таксономической единицей единого экономического и административного районирования должны стать новые края, выделенные на основе сформировавшегося или формирующегося районного производственного комплекса. В состав обновленного края, соответствующего основному (крупному) экономическому району, будут входить субъекты федерации как национально-государственного, так и административно-территориального вида. Промежуточным звеном реформируемого административно-территориального деления должны стать области, низшим - территориальные округа. В основу областного деления будут положены территориально-производственные комплексы среднего ранга, соответствующие экономическим подрайонам. Границы и состав округов будут определяться локальными ТПК. В них войдут в среднем 2-4 существующих низовых административных района, расположенных в пределах экономического тяготения к ведущему организационно-хозяйственному центру данной территории.

Менее болезненным представляется поэтапное реформирование территориального управления, связанное с формированием укрупнённых регионов на основе усиления экономических структур управления для координации решения межрегиональных проблем и организации эффективного взаимодействия сопредельных территорий - субъектов РФ. Прообразом будущего административно-хозяйственного устройства являются региональные ассоциации экономического взаимодействия, которые могут выступать в роли высших единиц административно-хозяйственного районирования страны. В качестве составных частей подобных укрупнённых регионов могут выступать созданные на новых основаниях и последовательно унифицированные края и области. Права и интересы национальных меньшинств во вновь образованных укрупнённых регионах будут обеспечены предоставлением им широкой культурной автономии.