logo
Обедков

Группировка городов и посёлков городского типа Республики Коми на 1 января 2008 года

Показатели

Всего

в том числе городские поселения с числом жителей, тыс. человек

до 4,9

5,0-

9,9

10,0-

19,9

20,0-

49,9

50,0-

99,9

100,0-

249,9

250,0-

499,9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Число гп

численность населения

39

733310

20

39992

6

46480

6

83769

4

154399

1

74266

2

334404

-

-

Число городов

численность населения

10

602106

-

-

-

-

3

39037

4

154399

1

74266

2

334404

-

-

Число пгт

численность населения

29

131204

20

39992

6

46480

3

44732

-

-

-

-

-

-

-

-

С начала 1990-х гг. по настоящее время сеть городских поселений республики непрерывно сокращается на 1–2 поселения в год вследствие перевода наиболее проблемных в социально-экономическом отношении и малонаселённых посёлков городского типа в категорию сельских поселений, а также их ликвидации как населённых пунктов с последующим снятием с учётных данных. На начало 1991 г. в республике было 47 посёлков городского типа, 1992 г. – 43, 1993 г. – 40, 1994 г. – 39, 1995 г. – 38, 1996 г. – 37, 1997 г. – 35, 1998 г. – 33, 1999 и 2000 гг. – 32, в 2001 г. – 31. В 2002 г. 2 посёлка городского типа (Советский и Цементнозаводский) были включены в состав города Воркуты и посёлка городского типа Северный. В результате этих административно-территориальных преобразований с конца 2002 г. по настоящее время в республике насчитывается 29 посёлков городского типа. Таким образом, с 1991 г. сеть посёлков городского типа республики сократилась на 18 поселений, или на 38,3%. Между тем за весь предыдущий период статуса посёлка городского типа лишились всего 14 поселений. За всю историю статус посёлка городского типа имел 61 населённый пункт, из них 9 были преобразованы в города (все ныне существующие за исключением Сыктывкара), 4 (Горняцкий, Канин Нос, Советский, Эжва) включены в состав городов, один (Цементнозаводский) - в состав посёлка городского типа, один (Хальмер-Ю) ликвидирован в связи с закрытием основного градообразующего предприятия и снят с учётных данных как поселение без постоянного населения, 17 переведены в категорию сельских поселений, в том числе 15 - в период с 1991 г. Из ныне существующих 29 посёлков городского типа 6 получили официальный статус в период с 1941 по 1950 г., 7 – с 1951 по 1960 г., 3 – с 1961 по 1970 г., 10 – с 1971 по 1980 г. и 3 – с 1981 по 1990 г. По данным переписи населения 2002 г., 4 посёлка городского типа имели численность постоянного населения от 10 до 20 тыс. человек, 5 – от 5 до 9,9 тыс., 7 – от 3 до 4,9 тыс., 10 – от 1 до 3 тыс., 3 – менее 1 тыс. человек. В настоящее время городское население республики сконцентрировано вдоль узкой полосы расселения, тяготеющей к Печорской железнодорожной магистрали и её ответвлениям.

В период с 1989 по 2002 г. число сельских населённых пунктов сократилось с 748 до 729. В сети сельских населённых пунктов республики традиционно преобладают поселения с числом жителей менее 500 человек. На момент переписи населения 2002 г. было 577 населённых пунктов с такой людностью, или 81% в общем количестве сельских поселений с населением. В населённых пунктах данных групп людности проживало 80,7 тыс. человек, что составило 32% в общей численности сельского населения республики. В межпереписной период с 187 до 227 увеличилось количество мелких населённых пунктов с числом жителей до 50 человек. Большая часть из них представляют собой неперспективные поселения, в которых преобладает население старше трудоспособного возраста. В общем количестве сельских населённых пунктов доля мелких населённых пунктов увеличилась с 25% в 1989 г. до 32% в 2002 г. В результате опустения сёл в 1,6 раза увеличилось количество поселений, в которых проживало менее 10 жителей. При этом набирает оборот процесс обезлюдения населённых пунктов. Только за межпереписной период с 1989 по 2002 г. число безлюдных поселений выросло в республике с 9 до 17 единиц, или в 1,9 раза.

В последние годы в республике набирает силу процесс сельского агломерирования, проявляющийся в стягивании населения в более крупные поселения и повышении их роли в системе сельского расселения. В настоящее время 135 сельских населённых пунктов республики имеет людность свыше 500 человек, из них 60 – более 1000 человек. Особую роль в системе сельского расселения играют населённые пункты, совмещающие административнохозяйственные функции. Каждый четвертый сельский населённый пункт является центром размещения сельской администрации, выполняя роль местного центра в общей системе расселения населения республики. В территориальной организации сельской местности ведущую роль играют сёла - административные центры районов, в которых постепенно концентрируется основное население района. С 1970 по 2002 г. численность сельского населения республики уменьшилась в 1,5 раза. За этот период число жителей всех сельских административных центров районов увеличилось в 1,3 раза, а удельный вес проживающего в них населения возрос с 10,8% до 20,4%. По данным переписи населения 2002 г., в 10 сельских административных центрах районов проживало 51,5 тыс. человек, или каждый пятый сельский житель республики.

Для современного размещения сельского населения и сельских поселений республики характерны значительные различия, обусловленные закономерностями природной зональности и зональной специализацией сельского хозяйства, особенностями природопользования, хозяйственного освоения и процесса заселения территории. Плотность сельского населения и густота сельских поселений постепенно уменьшаются в северном, северо-восточном и восточном направлениях. Ареалы преимущественно сельского расселения исторически сложились в юго-западной части республики в виде крупных полос размещения сельского населения вдоль средней и нижней Вычегды, Сысолы, Выми и Лузы, а также на северо-западе в пределах нижней Печоры с её притоками Ижмой и Цильмой. Наиболее крупный ареал сельского расселения образуют 7 сельских районов юго-западной части республики в составе Койгородского, Прилузского, Сысольского, Сыктывдинского, Усть-Вымского, Корткеросского и Усть-Куломского районов. Занимая немногим более 20% территории, они концентрируют около 2/3 сельских жителей и сельских поселений республики. По сравнению с юго-западными районами, крайне слабо заселены сельским населением обширные районы северо-западной, северо-восточной, восточной и юго-восточной частей республики, а также сельские местности территорий в подчинении городов республиканского значения.

Определяющей чертой современного размещения населения в республике становится концентрация населения и населённых пунктов вокруг крупных поселений и вдоль важнейших транспортных магистралей, что ведет к поляризации территории по уровню хозяйственной освоенности и заселённости, превращению расселения из ленточного и очагового в пятнистое и разреженное. Вследствие этого характерными особенностями пространственного распределения населения республики будут оставаться слабая и неравномерная заселённость территории, преобладание и значительная концентрация городского населения, укрупнение размеров наиболее людных поселений за счет переселения в них жителей мелких и неперспективных населённых пунктов, сокращение численности населения районов Дальнего и Среднего Севера на фоне роста числа проживающих на Ближнем Севере. Дальнейшее совершенствование региональной системы группового расселения будет зависеть от параметров демографического и социально-экономического развития Республики Коми.

Индустриальный характер освоения территории республики обусловил ведущую роль промышленности в развитии регионального хозяйственного комплекса и определяющее значение промышленных функций в территориальном разделении труда страны. Начавшееся в довоенный период целенаправленное формирование комплекса отраслей, специализированных на добыче и переработке топливно-энергетических и лесных ресурсов, способствовало превращению республики в одну из важнейших топливных и лесопромышленных баз страны. В настоящее время и в обозримой перспективе региону отводится важная роль в покрытии возрастающего в европейской части России дефицита в топливе, древесине и лесобумажной продукции. В последнее десятилетие в регионе началось формирование отраслей горнорудного комплекса. По мере вовлечения в хозяйственный оборот новых видов рудного и неметаллического сырья, увеличения масштабов их добычи и переработки Республика Коми должна превратиться в одну из важнейших горнопромышленных баз межрайонного значения со специализацией на добыче бокситов, хромитов, марганцевых и титановых руд, золота, баритов, жильного кварца, производстве глинозёма и алюминия.

Выгодное транспортно-географическое положение Республики Коми на пути следования мощных газовых потоков из северных регионов Западно-Сибирского экономического района в центральные и западные районы европейской части страны превратили газотранспортные коммуникации республики в важнейшее звено единой системы газоснабжения страны. В связи с перспективами строительства на территории республики магистрального газопровода Ямал – Европа и железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море – Республика Коми – Мурманская область) с намеченным выходом на железнодорожную сеть Финляндии за регионом окончательно закрепится транспортно-транзитная функция. Новый транспортный коридор позволит значительно сократить путь транспортировки грузов в морские порты Европейского Севера и Северо-Запада страны из Республики Коми и регионов Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов.

С 1998 по 2007 г. валовой региональный продукт Республики Коми увеличился в 8,3 раза, а на душу населения – в 9,3 раза. В 2007 г. эти показатели составили соответственно 242,4 млрд. рублей (0,9% и 29 место в РФ) и 249571 рублей (7 место в РФ). В отраслевой структуре валового регионального продукта по видам экономической деятельности (ОКВЭД) за 2007 г. от наибольшего показателя к наименьшему выделялись добыча полезных ископаемых (25,3%), обрабатывающие производства (12,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,1%), транспорт и связь (11,6%), оптово-розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,5%), строительство (6,2%), государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение (5,9%), производство и распределение электроэнергии, энергии, газа и воды (4,9%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (3,9%), образование (2,7%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (2,6%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (1,0%), гостиницы и рестораны (0,5%), рыболовство и рыбоводство (0,0%), финансовая деятельность (0,0%). По итогам за 2007 г. стоимость основных фондов в экономике Республики Коми достигла 843,2 млрд. рублей (18 место в РФ), инвестиции в основной капитал – 62,3 млрд. рублей (29 место в РФ. Республика занимает 10 место в РФ по среднедушевым денежным доходам в месяц (16216,2 рублей).

Ведущую роль в хозяйственном комплексе республики играет промышленность. В советский период она развивалась главным образом за счёт наращивания объёмов добычи топлива и вывозки древесины. Их снижение с середины 1980-х гг. вызвало сначала замедле­ние темпов роста, а с 1988 г. - общее паде­ние промышленного производства, которое усилилось с начала 1990-х гг. По сравнению с 1990 г. наибольшее падение объёма промышленного производства в республике пришлось на 1998 г., когда производство промышленной продукции снизилось на 43%. Последующие положительные изменения в промышленности позволили лишь немного приблизиться к уровню производства 1990 г., достичь который при нынешних умеренных темпах промышленного производства удастся только после 2010 г.

Экспортная направленность экономики республики обусловила определяющую роль внешнеэкономической деятельности в реформировании регионального хозяйственного комплекса. Экспортный потенциал региона и предоставленная ему возможность выступать на мировом рынке в качестве самостоятельного субъекта внешнеэкономической деятельности стали важнейшим фактором активизации межрегионального товарообмена и выполнения республикой всего комплекса внешнеэкономических и таможенных функций. Совершенствование республиканского законодательства в области государственного регулирования экономикой и внешнеэкономической деятельностью на уровне региона способствовало превращению Республики Коми в территорию с благоприятным инвестиционным и предпринимательским климатом как для российских, так и иностранных инвесторов.

Среди важнейших факторов стабилизации и последующего роста экономики Республики Коми особое значение имеют экономические связи, которые претерпели значительные изменения за счёт активизации взаимовыгодного товарообмена как с российскими регионами, так и с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Переориентация части сложившихся экономических связей на внешнеэкономическую деятельность обусловила некоторое уменьшение межрегионального товарооборота. Однако, как и в предыдущие годы, характерной особенностью межрегионального товарообмена Республики Коми остаётся положительный транспортный баланс вследствие многократного превышения вывоза продукции в российские регионы над ввозом.

Рыночные преобразования экономики и благоприятная конъюнктура на топливно-энергетические ресурсы вызвали изменение структуры товарооборота. В структуре вывоза товаров наметился значительный рост топливной составляющей на фоне некоторого снижения доли сырья и материалов, а в структуре ввоза – увеличение удельного веса предметов личного потребления на фоне уменьшения доли орудий труда и продуктов питания. Основным товаром вывоза из республики является продукция производственно-технического назначения, представленная топливно-энергетическими ресурсами, сырьём и материалами. Отправка топливно-энергетических ресурсов из региона осуществляется железнодорожным и трубопроводным транспортом. На протяжении последних десятилетий сохраняются традиционно сложившиеся схемы поставок топливно-энергетических ресурсов в регионы Северного, Северо-Западного и Центрального экономических районов и в меньшей мере – в регионы Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Более широкую географию рынков сбыта имеет продукция предприятий лесопромышленного комплекса республики. Межрегиональный рынок товарообмена продукции лесозаготовительной отрасли ориентирован прежде всего на регионы Центрального, Центрально-Чернозёмного, Волго-Вятского и Северо-Западного экономических районов, а бумага и фанера отправляются во все регионы страны. В товарной структуре ввоза в Республику Коми представлены все группы товаров, включая продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, продовольственные и непродовольственные товары.

Республика Коми относится к группе российских регионов с высоким экспортным потенциалом экономики. В последние годы вклад республики в российский экспорт оценивается в размере 1,0%. Структура экспорта Республики Коми является малодифференцированной, что отражает отраслевую структуру промышленности. В товарной структуре экспорта преобладает продукция профилирующих топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов. Экспортную направленность имеют нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, являющиеся отраслями специализации. В общем объёме производства промышленной продукции республики наиболее велика доля сырой нефти (включая газовый конденсат), топочного мазута, технического углерода, сжиженного газа, пиломатериалов, фанеры, бумаги и картона. При этом основными экспортными товарами республики остаются сырая нефть и бумажная продукция, которые в последнее десятилетие обеспечивали не менее 75% объёма экспорта. Крайне незначительную долю в товарной структуре экспорта составляет экспорт услуг, который не превышает 1%. На мировом рынке услуг организации предоставляют услуги сухопутного и воздушного транспорта. В последние годы возрастает значение услуг авиадиспетчерской службы, обеспечивающей навигационные коридоры для международных воздушных линий, проходящих над территорией республики. География внешнеэкономических связей предприятий и организаций республики довольно широка и охватывает ныне около 90 стран мира. В последние годы основной объём экспортных поставок приходится на страны дальнего зарубежья, на долю которых приходится более 90% экспорта Республики Коми. Основными потребителями экспортной продукции организаций республики являются страны Западной и Восточной Европы, а также страны СНГ.

В ближайшей перспективе ведущее место в торгово-экономических отношениях Республики Коми с государствами дальнего зарубежья сохранится за странами Западной и Восточной Европы, а в структуре межрегиональных связей должна существенно возрасти роль регионов Урала и Северо‑Запада РФ. Основными направлениями развития внешнеэкономических связей республики на перспективу намечено ориентировать экспорт сырья и топлива, а также продуктов их переработки - в европейские страны, импорт продовольствия и товаров народного потребления - из стран ближнего зарубежья, промышленных товаров - из европейских и азиатских государств дальнего зарубежья.

Ведущие высшие учебные заведения Республики Коми – Сыктывкарский государственный университет, Ухтинский государственный технический университет, Коми государственный педагогический институт, Сыктывкарский лесной институт Санкт-Петербургской лесотехнической академии – филиал Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии имени С.М. Кирова, Коми республиканская академия государственной службы и управления.

Основы производственной специализации Республики Коми заложены в довоенный и военный периоды, когда были созданы первые предприятия лесозаготовительной и деревообрабатывающей, угольной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности. В послевоенные годы за республикой окончательно закрепилась роль ведущей топливно‑энергетической и лесопромышленной базы европейской части России. В последние десятилетия развитие промышленности в Республике Коми проходит под знаком доминирования отраслей топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов.

По данным за 2004 г. в структуре промышленного производства Республики Коми по стоимости продукции промышленности лидировали топливная промышленность (53,1%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (24,1%), электроэнергетика (13,6%) и пищевая промышленность (3,0%). Несмотря на динамичный рост горнорудной промышленности, усилившийся с начала практической реализации проекта «Коми алюминий», в отраслевой структуре промышленности республики не происходят существенные структурные трансформации. По мере развёртывания производств формирующегося горнопромышленного комплекса за промышленностью республики окончательно закрепится сложившаяся в предыдущие десятилетия топливно-сырьевая ориентация.

В 2007 г. объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственным силами в промышленности достиг 198,3 млрд. рублей (1,0% и 31 место в РФ), в добыче полезных ископаемых – 91,2 млрд. рублей (10 место в РФ), в обрабатывающих производствах – 86,5 млрд. рублей (37 место в РФ), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 20,6 млрд. рублей (34 место в РФ). В структуре промышленного производства федерального округа на долю обрабатывающих производств приходилось 43,6% от общего объёма отгруженных товаров собственного производства в промышленности, производства и распределения электроэнергии пара и воды –10,4 %, добычи полезных ископаемых – 46,0%.

В 2007 г. Республика Коми занимала первое место среди других субъектов РФ по производству клееной фанеры (326,2 тыс. м3), нетканых материалов, добыче жильного кварца, второе место – по производству бумаги (638,5 тыс. тонн), третье место – по производству целлюлозы (552,0 тыс. тонн), четвёртое место - по добыче угля (12,8 млн. тонн), производству картона (206,2 тыс. тонн), седьмое место – по добыче нефти, включая газовый конденсат (12,3 млн. тонн). На долю республики приходилось 29,7% всероссийского производства нетканых материалов, 15,7% бумаги, 11,7% производства клееной фанеры, 9,2% целлюлозы, 8,0% древесностружечных плит, 7,0% древесноволокнистых плит, 6,1% картона, 5,5% деловой древесины, 4,1% добычи угля, 3,7% пиломатериалов, 2,5% добычи нефти, включая газовый конденсат, 0,9% производства электроэнергии, 0,5% естественного газа.

В хозяйственном комплексе республики ведущую роль играет промышленность, опирающаяся на уникальное территориальное сочетание природных ресурсов. Значительные запасы природных ресурсов первоочередного освоения обусловили ресурсно-сырьевую направленность региональной экономики. В последние десятилетия развитие промышленности в республике проходит под знаком доминирования топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов. Благоприятная конъюнктура цен на сырую нефть на мировом рынке и устойчивый рост тарифов на электроэнергию способствовали значительному увеличению удельного веса топливно-энергетического комплекса в общем объёме производства промышленной продукции Республики Коми. С 1970 по 2004 г. доля ведущего межотраслевого комплекса республики возросла с 41,5% до 65,9%. За этот же период лесопромышленный комплекс сократил свою долю с 30,4% до 25,5%. Их совокупный вклад в производство промышленной продукции увеличился с 71,9% в 1970 г. до 91,4% в 2004 г. За этот же период лёгкая и пищевая промышленность снизили свою долю с 12% до 4,3% (табл. 96).

По мере вовлечения в хозяйственный оборот новых видов рудного и неметаллического сырья, увеличения масштабов их добычи и переработки республика становится одной из важнейших горнопромышленных баз страны со специализацией на добыче бокситов, хромитов, марганцевых и титановых руд, золота, баритов, жильного кварца, производстве глинозёма и алюминия. В ближайшие десятилетия промышленный профиль республики будут определять топливно-энергетический, лесопромышленный и горнопромышленный комплексы. В совокупности они будут обеспечивать не менее 95% республиканского производства промышленной продукции.

С учётом наметившихся тенденций промышленного развития, повышения полноты и комплексности использования природно-ресурсного потенциала территории приоритетными направлениями промышленной политики республики на ближайшие десятилетия должны стать устойчивое развитие стратегически важных для республики отраслей добывающей промышленности (нефтедобывающей, газодобывающей, угольной, горнорудной, лесозаготовительной); внедрение промежуточных и конечных перерабатывающих технологий для повышения эффективности обогащения добываемого сырья, полной его переработки и получения конечных продуктов (обогащение марганцевых руд, переработка базальта, производство глинозёма и алюминия, титанового пигмента, карбидов и нитридов кремния); опережающее развитие конкурентноспособных отраслей обрабатывающей промышленности (деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической); создание высокотехнологичных производств с получением изделий из минерального сырья (производство искусственных кристаллов, ювелирных изделий из драгоценных и цветных камней, оптических волокон, каменного литья и базальтового волокна, различных видов стекла и функциональной керамики); привлечение и защита инвестиций в ключевые отрасли промышленности и производственной инфраструктуры. Последовательная реализация намеченных структурных преобразований промышленности позволит превратить региональную экономику из добывающей в перерабатывающую, обеспечив более сбалансированное развитие добывающего и перерабатывающего секторов производства. Развитие промышленности с углублённой переработкой природных ресурсов обеспечит переход к экономике инновационного типа. Тем самым, всестороннее и комплексное использование природных ресурсов сохранится как стратегическое направление индустриального развития республики в XXI веке.

Таблица 96