logo
Обедков

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в 2004-2007 гг.

(в текущих ценах; в процентах к итогу)

Виды экономической деятельности

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

Валовая добавленная стоимость в основных ценах - всего

100

100

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5,6

5,1

4,7

4,4

Рыболовство, рыбоводство

0,4

0,4

0,3

0,2

Добыча полезных ископаемых

9,5

10,9

10,9

10,2

Обрабатывающие производства

17,4

18,8

17,8

18,6

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

3,5

3,3

3,2

3,0

Строительство

5,5

5,5

5,1

5,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

20,7

19,0

20,2

20,2

Гостиницы и рестораны

0,9

0,9

0,8

0,9

Транспорт и связь

11,3

10,0

9,7

9,2

Финансовая деятельность

3,4

3,9

4,5

4,6

Операции с недвижимым имуществом,

аренда и предоставление услуг

9,1

9,6

10,0

10,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

5,1

5,1

5,1

5,0

Образование

2,7

2,6

2,6

2,7

Здравоохранение и предоставление

социальных услуг

3,1

3,1

3,3

3,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,0

1,8

1,8

1,9

В 2007 г. Россия занимала первое место в мире по добыче естественного газа и нефти, включая газовый конденсат, второе место – по производству строительного кирпича, третье место – по производству чугуна, минеральных удобрений, четвёртое место – по производству электроэнергии, стали и готового проката чёрных металлов, пиломатериалов, деловой древесины, хлопчатобумажных тканей, муки и пива, пятое место – по производству угля, седьмое место – по производству целлюлозы, животного масла, восьмое – по производству телевизоров, десятое место – по производству холодильников и бытовых морозильников, растительного масла, одиннадцатое место – по производству легковых автомобилей (включая сборку), радиоприёмных устройств, шерстяных тканей, сахара-песка, тринадцатое место – по производству бумаги и картона, обуви.

Важнейшим фактором повышения эффективности российской экономики становится всемерное развитие сектора инфраструктуры, включающего комплекс коммуникаций (связи) и транспортный комплекс. На начало 2008 г. общая протяжённость железнодорожных путей общего пользования составила 85,2 тыс. км, автомобильных дорого общего пользования – 701,2 тыс. км (в том числе с твёрдым покрытием – 597,4 тыс. км), магистральных трубопроводов – 224,3 тыс. км, внутренних судоходных путей – 101,6 тыс. км. Ведущую роль в транспортном комплексе России играет железнодорожный транспорт, обеспечивающий свыше 70% всех грузоперевозок в стране. В перевозках пассажиров лидирует автомобильный транспорт.

Особенности географического положения России предопределили её транзитный характер. Страна расположена между зонами наиболее активного роста мировой торговли – Европейским союзом, Северной Америкой, Восточной и Юго-Восточной Азии. Территориальная структура транспортной сети России включает Главный транспортный коридор, пересекающий страну в широтном направлении с северо-запада (от Санкт-Петербурга) на юго-восток (до Владивостока) и меридиональные транспортные оси главным образом в виде крупных водных артерий, обеспечивающие выход в Главный транспортный коридор с юга и севера. Пересечение Главного коридора транспортными осями способствовало формированию крупных транспортных узлов. Важнейшими элементами транспортной системы страны являются морские торговые порты, через которые осуществляется выход во внешний мир. Наиболее крупными морскими торговыми портами России являются Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград, Выборг, Высоцк, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Транзитные перевозки по Главному транспортному коридору России из Европы в Азию повышают экспортные возможности транспортного комплекса страны.

Общее состояние экономики и развитие основных макроэкономических тенденций во многом отражает внешняя торговля России. В ней фокусируются структура экономики и конкурентоспособность продукции, определяемая в основном уровнем развития промышленных технологий и прежде всего в машиностроении. В переходный период внешняя торговля выступала в роли одного из факторов интенсификации экономики страны, обеспечив её стабилизацию и последующий рост. По данным Всемирной торговой организации (ВТО) в 2004 г. Россия занимала 14 место в мире по объёму экспорта, который составил 183,5 млрд. долларов США, или 2,1% всего мирового экспорта. Между тем, не являясь членом ВТО, Россия несёт большие потери от разного рода ограничительных мер во внешней торговле.

В последние годы в России наблюдается динамичный рост показателей внешнеторговой деятельности, которые в 2007 г. достигли максимальных показателей. С 2002 по 2007 г. внешнеторговый оборот страны увеличился в 3,4 раза, экспорт – в 3,3 раза, импорт – в 3,7 раза. В 2007 г. внешнеторговый оборот РФ составил 578,2 млрд. долларов США, из которых 355,2 млрд. долларов обеспечил экспорт. Как и в предыдущие годы, подавляющий объём выручки от внешнеторговых операций приходился на страны дальнего зарубежья. В структуре внешнеторгового оборота России их доля составила 85,2%, в экспорте – 84,9%, в импорте – 85,7% (табл. 48).

Таблица 48