logo
Обедков

Международная миграция Российской Федерации в 2002-2007 гг.

(человек)

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

Прибыло в РФ – всего

184612

129144

119157

177230

186380

286956

в том числе:

из стран СНГ

175068

119661

110374

168598

177657

273872

из стран вне СНГ

9544

9483

8783

8630

8723

13084

Выбыло из РФ - всего

106685

94018

79795

69798

54061

47013

в том числе:

в страны СНГ

52099

46081

37017

36109

35262

31329

в страны вне СНГ

54586

47937

42778

33689

18799

15684

Миграционный прирост, всего

77927

35126

39362

107432

132319

239943

в том числе в результате миграционного обмена населением:

со странами СНГ

122969

73580

73357

132489

142395

242543

со странами вне СНГ

-45042

-38454

-33994

-25057

-10076

-2600

В 2005 г. из России выбыло 47,0 тыс. человек, из которых 66,6% в страны СНГ. Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последние 15 лет сократилась с 88 тыс. человек в 1991 г. до 15,7 тыс. человек в 2007 г. При этом максимум был достигнут в 1993 г., когда страну покинуло 114 тыс. человек. Между тем для современной России по-прежнему характерен миграционный прирост, который в последние годы вновь начал расти. Только с 2003 по 2007 г. он вырос в 6,8 раза. Основной вклад в миграционный прирост населения России вносят страны СНГ. На этом фоне сохраняется миграционная убыль со странами вне СНГ. Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится до 90% всех эмигрантов. Постепенно растёт доля других стран дальнего зарубежья, принимающих мигрантов из России. В их числе - прежде всего Финляндия и Канада.

Становление рыночных отношений в России и её интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты – это самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного. Иностранная рабочая сила прибывает в Россию из более чем 100 государств мира. Однако главными её экспортёрами выступают страны СНГ (прежде всего Украина и Молдова), Китай, Турция, Вьетнам и КНДР. По официальным данным за последние годы в России выдаётся в среднем 300-350 тыс. разрешений для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам. Однако, по экспертным оценкам в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основными сферами деятельности трудовых мигрантов являются строительство, промышленность, сельское и лесное хозяйство. Около половины мигрантов трудится в регионах Центральной России, до 25% - в регионах Западной Сибири и Дальнего Востока. Среди субъектов РФ самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва, на долю которой приходится около трети общего числа иностранных рабочих. В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать всё большее значение для экономики России, поскольку согласно прогнозу Росстата, трудоспособное население страны сократится почти на 7,5 млн. человек. В связи с этим одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в страну в начале 1990-х гг. Россия вышла на мировой рынок рабочей силы. Большинство трудовых мигрантов направляются в Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию и Грецию. Другая часть российских граждан находит работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии и нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Потери, которые несёт Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов. Продолжающееся ухудшение демографической ситуации в стране и стихийный характер миграционных процессов диктуют необходимость осуществления в РФ целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкреплённой соответствующей законодательной базой.