logo
Обедков

4.4. Классификация и типология российских городов

Классификация городов отражает объективные закономерности и тенденции развития городов, сетей городских поселений, городских агломераций и систем расселения. Она всегда подчинена определённым целям, от которых зависит выбор ведущих признаков и их количественных градаций. Наиболее важным и принципиальным признаком классификации городов является их группировка на основе людности - численности постоянного населения. Величина города определяет его место в системе расселения, параметры основных подсистем и круг проблем, которые можно дифференцировать в зависимости от людности. Количественные градации конкретных категорий и групп городов отражают закономерные качественные изменения, которые происходят по мере роста размеров города и усложнения характера его устройства. При этом в зависимости от конкретных целей исследования внутри каждой из вышеназванных категорий (больших групп) городов могут быть выделены различные классы (совокупности), категории и группы городов с разными параметрами количественных градаций.

К настоящему времени не существует признанной общенаучной классификации городов по численности постоянного населения, поскольку каждая градоведческая дисциплина пользуется собственной классификацией исходя из своих исследовательских задач. Большой опыт классификации городов по величине накоплен в геоурбанистике (географии городов), градостроительстве и статистике. До недавнего времени разработанные и принятые в этих науках подходы к группировке городов и их количественные градации во многом совпадали. Однако с принятием нового Градостроительного кодекса Российской Федерации (№73-ФЗ от 7 мая 1998 г.; №190-ФЗ от 29 декабря 2004 г.) ранее сложившаяся в градостроительстве классификация городов по людности претерпела довольно существенные изменения. Причём, корректировке подверглись градации больших городов верхнего эшелона людности, а количественные параметры средних и малых городов остались без изменений. В соответствии с новыми критериями людности, представленными в Градостроительном кодексе Российской Федерации (№73-ФЗ от 7 мая 1998 г., статья 5, пункт 1), города с численностью постоянного населения свыше 100 тыс. человек подразделяются на сверхкрупные (свыше 3 млн. человек), крупнейшие (от 1 млн. до 3 млн. человек), крупные (250-1000 тыс. человек) и большие (100-250 тыс. человек). За исключением последней градации, все остальные идут в разрез с ранее принятыми параметрами людности и их терминологическими обозначениями в градостроительстве и географии городов.

Официальное утверждение изменений в классификационной схеме городов в градостроительстве является поводом для корректировки критериев и параметров людности городов, принятых в отечественной географии городов (геоурбанистике). В первые послевоенные десятилетия в научной литературе по географии городов получила распространение трёхчленная группировка городов на малые, средние и большие города с различной степенью дифференциации каждой из этих категорий на группы людности. Однако ускорение процесса урбанизации в 1960 - 70-е гг., которое привело к существенному усложнению сетей городских поселений и систем расселения, вызвало необходимость большей детализации классификационных схем городов по численности постоянного населения. В связи с этим в последние годы стала широко использоваться четырёхчленная группировка городских поселений по величине с выделением малых (до 50 тыс. человек), средних (50-100 тыс. человек), больших (100-500 тыс. человек) и крупнейших (свыше 500 тыс. человек) городов с вполне устоявшимися группами внутри выделенных категорий городов. Эта классификация городов, сложившаяся в советское время, вполне пригодна для изучения закономерностей и особенностей развития сети городских поселений современной Российской Федерации. Однако в условиях перехода к рыночной модели экономики количественные параметры отдельных категорий и групп городов, отражающие принципиальные пороговые изменения в развитии городов, в той или иной степени необходимо уточнить. При этом уточнение и обоснование новых градаций людности должно опираться на знание принципиальных различий между отдельными категориями городов и их группами.

Наиболее распространённой категорией городов в России являются малые города. Их образование и развитие связано с реализацией потребности общества в местных организующих центрах территорий - субрегиональных административных, организационно-управленческих, экономических, культурных и инновационных центрах. Экономическая и социальная структура малых городов формируется под влиянием исторических, административных, экономико-географических, экономических, институциональных и организационно-управленческих факторов, определяющих современный облик и условиях проживания в городах данной категории. При выделении малых городов в особую группу городских поселений следует учитывать параметры людности, градообразующих и градообслуживающих отраслей городской экономики, характер выполняемых функций, образа жизни и архитектурно-планировочной среды, уровень развития социально-культурной и рыночной инфраструктуры, коммунально-бытового хозяйства и благоустройства городской территории.

Малые города обладают рядом качественных свойств и типичных черт, отражающих их сущностные характеристики, особенности развития в структуре региональной экономики и специфические свойства городской среды, которые отличают их от городов других категорий людности. Экономические особенности малых городов связаны с их монопрофильностью и недостаточным развитием специализированных функций, преобладанием отраслей материального производства и преимущественным развитием добывающих отраслей, медленным вхождением в новые социально-экономические условия и отсутствием новых стимулов экономического роста, отставанием в темпах социально-экономического развития и уровне жизни населения, низким уровнем инвестиционной привлекательности и недостаточным потенциалом интенсификации производства, минимальными возможностями для создания новых отраслей и производств. Социальные особенности малых городов проявляются в сложной экономико-демографической обстановке и неблагоприятной возрастно-половой структуре, невысоком уровне образования населения и сдерживании его социальной мобильности, пониженной доле занятого в экономике населения и высоком уровне безработицы, трудностях в реализации возможностей повышения образования и квалификации, организации досуга и удовлетворения культурных потребностей населения. Учёт особенностей развития и функционирования малых городов представляет особую научную и практическую значимость в условиях трансформационных преобразований российского общества в процессе становления рыночной экономики и введения местного самоуправления.

Абсолютное преобладание малых городов в общем количестве российских городов в значительной степени обусловлено крайне завышенным верхним параметром выделения этой категории городов. Это позволило включить в состав малых городов весьма разнородные в качественном отношении группы городов с численностью населения до 50 тыс. человек. Между тем основные черты и проблемы функционирования малых городов наиболее ярко выражены у городов с людностью менее 20 тыс. жителей. На наш взгляд, именно этот ценз следует принять в качестве верхнего предела людности категории малых городов. Учитывая большое количественное и типологическое разнообразие состава малых городов внутри этой категории городов целесообразно выделить группы небольших (10-20 тыс. человек), собственно малых (5-10 тыс. человек), мелких (3-5 тыс. человек) и карликовых (менее 3 тыс. человек) городов.

Категория средних городов (50-100 тыс. человек), занимающая переходное положение между малыми и большими городами, крайне ограничена по своему количественному составу. Состав существующих средних городов крайне неоднороден. С точки зрения потенциала и перспектив их дальнейшего развития среди средних городов можно выделить две группы, отличающиеся трендами своего развития. Наиболее значительным потенциалом развития обладают средние города, которые преодолели важную отметку в 75-80 тыс. человек и являются наиболее вероятными кандидатами для перехода вышестоящую категорию больших городов. Противоположностью этой группы преуспевающих городов являются средние города с нисходящей траекторией демографического и экономического развития, которым по ряду причин грозит понижение в классе и переход в нижестоящую категорию малых городов.

С учётом хронического дефицита в стране средних по величине городов и их важной роли в региональных системах расселения, группа средних городов должна быть расширена за счёт включения в их состав группы полусредних городов (20-50 тыс. человек), необходимость выделения которой в своё время обосновал Л.Л. Трубе. Полусредние города, сочетающие в себе черты малых и средних по людности городов, играют важную роль в региональных системах расселения. По ряду важнейших характеристик и особенностей функционирования эта группа городов намного ближе к категории средних, чем малых городов. В постсоветский период группа средних городов стала пополняться за счёт перехода в её состав бывших больших городов, потерявших своё население вследствие устойчивой депопуляции, но всё ещё сохраняющих основные черты больших городов. В свою очередь, средние города с численностью населения более 80 тыс. человек по мере расширения специализированных функций, ведущих к изменению характера городской жизни, усложнению городского хозяйства и устройства, постепенно обретают черты больших городов.

Большие города – одна из немногих градаций городов по величине, параметры которой признаны во всём мире. В международной статистике к категории больших городов принято относить города с численностью постоянного населения от 100 и более тыс. человек. В отечественной географии городов и статистике разработана и используется более детальная классификация больших городов по величине, включающая в себя группы собственно больших, крупных и крупнейших городов. Города с численностью населения свыше 100 тыс. человек (далее - большие города) в наибольшей мере воплощают в себе черты «истинного города». Типичными характеристиками большого города принято считать многофункциональность и значительное развитие специализированных функций, способствующих формированию сложных комплексов городского хозяйства; опережающее развитие функций непроизводственного характера и повышенная доля занятых в отраслях нематериальной сферы городской экономики; высокую степень концентрации и диверсификации производства с преимущественным развитием трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности; более эффективное использование выгод экономико-географического положения и преимуществ агломерационного эффекта; широкое развитие и разнообразие видов городского транспорта по мере роста численности населения; сложную планировочную организацию и расчленённость структуры городской территории, связанные с возникновением нескольких производственных зон и подцентров; формирование сложно организованной пригородной зоны с развитыми ближними связями и перспективами её перерастания в обширный урбанизированный район.

Широкая по составу совокупность городов с численностью населения более 100 тыс. человек охватывает города с большими качественными различиями, которые целесообразно объединить в 3 категории городов: большие (100-500 тыс. человек), крупнейшие (500-1000 тыс. человек) и миллионники. В составе больших городов следует сохранить давно устоявшиеся группы собственно больших (100-250 тыс. человек) и крупных (250-500 тыс. человек) городов. Между тем большие города верхнего эшелона людности требуют большей дифференциации. В составе крупнейших городов принципиально обозначить группы сверхкрупных (500-750 тыс. человек) городов и городов-субмиллионеров (750-1000 тыс. человек). Они отражают важные рубежи на пути преобразования крупнейших городов в категорию городов-миллионников, определяющих «высший командный состав» сети городских поселений страны. В свою очередь, среди городов-миллионников высшей ступенью роста является преодоление отметки людности в 2 млн. человек, которая позволяет войти в самую престижную группу городов-мультимиллионеров, представленную в нашей стране двумя столичными городами – Москвой и Санкт-Петербургом.

Одной из характерных особенностей процесса урбанизации в России является устойчивый рост численности проживающих в крупнейших городах людностью свыше 500 тыс. человек, представленных городами-миллионерами и субмиллионерами. Города этих групп людности развиваются как центры социально-экономического развития регионального и межрегионального значения. Определяя «высший командный состав» всей сети городских поселений, они формируют основу опорного каркаса расселения страны. Крупнейшие города являются закономерной ступенью объективного процесса развития иерархической сети городских поселений и систем городского расселения. При этом само наличие развитой сети городских поселений во главе с крупнейшими городами выступает своеобразным индикатором зрелости развития всей сети городских поселений и городского расселения страны. Важным фактором развития крупнейших городов, задающим их лидирующие позиции в системе городского расселения, является сочетание в них ведущих отраслей хозяйства и прогрессивных видов экономической деятельности. Присущая им расширенная сфера приложения труда способствует концентрации экономически активного населения, диверсификации городской экономики и интенсификации городского образа жизни. Благодаря этому крупнейшие города становятся фокусно-узловыми точками регионов, которые концентрируют демографический, трудовой, промышленный, инновационный, научный, образовательный и социально-культурный потенциал страны.

С учётом вышеназванных изменений развёрнутая классификационная схема городов по величине в окончательном виде будет включать 12 классов и групп городов, объединённых в 5 основных категорий. Предложенная классификация городов построена с учётом группировки, применяемой Росстатом. Она полностью совпадает с ней в отношении городов с численностью населения до 500 тыс. человек, которые представлены городами пятого – двенадцатого классов людности, и более расчленена в отношении крупнейших городов и городов-миллионников. При этом к категории городов-миллионников отнесены города первого и второго классов людности, крупнейших городов – третьего и четвёртого классов, больших городов – пятого и шестого классов, средних городов – седьмого и восьмого классов, малых городов – с девятого по двенадцатый класс людности.

В процессе изучения сети городских поселений и систем группового расселения особое значение имеет сочетание классификации городов по людности с их группировкой по признаку оптимальной величины с точки зрения рационального размещения хозяйства и расселения. С этой точки зрения городами наиболее целесообразных размеров являются средние и большие города, городами допустимой величины – крупные, полусредние и небольшие города. При этом слишком крупными с позиции экономичности функционирования городского хозяйства, удобства расселения и жизни людей считаются крупнейшие города и города-миллионники, слишком малыми - города с численностью населения менее 10 тыс. человек, городами нецелесообразных размеров - малолюдные карликовые города.

Первоочередной и обязательной ступенью в изучении городов с целью последующего обоснования их дальнейшего развития является группировка на основе генетического и функционального признаков. В генетическом отношении важное значение имеет выделение этапов исторического развития городов, отражающих переход к очередному качественно новому состоянию. В этой связи детально прослеживается весь путь преобразований, начиная от времени возникновения поселения и его первоначального профиля и завершая изучением процесса формирования современных функций города и его экономического типа. В зависимости от времени получения городского статуса российские города можно подразделить на старые (дореволюционные), новые (советские) и новейшие (постсоветские). При этом во всех случаях важное значение имеет изучение степени изменения и усложнения первоначального профиля поселения и характера выполняемых им функций.

Отправным пунктом в проведении функциональной типологии городов является анализ градообразующих функций, базирующийся на изучении распределения работающего населения, занятого в градообразующих и градообслуживающих отраслях городской экономики. В построении функциональной типологии необходим анализ экономико-географического положения города, степени развитости его функциональной структуры и структуры грузооборота внешнего транспорта по линии ввоза и вывоза товарной продукции. По степени развития специализированных функций города могут формироваться как однофункциональные центры, простые и сложные комплексы. Простые комплексы городов характеризуются развитием 2-3 функций при одной ведущей, сложные – нескольких специализированных функций. При этом города низших категорий людности (малые и средние) выполняют преимущественно производственные функции, что позволяет отнести их к первому уровню функциональности. Большие и крупные города, как правило, имеют второй уровень функциональности, предполагающий развитие как производственных, так и непроизводственных функций. Крупнейшие города и города-миллионеры отражают высший (третий) уровень функциональности, отражающий преобладание видов деятельности третичной и четвертичной сфер в городской экономике.

Генетические, динамические и функциональные аспекты обязательно учитываются при проведении типологии городов по условиям, возможностям и потенциалу их перспективного развития. Подобная типология разрабатывается специалистами районной планировки на основе анализа факторов роста городов. Важным пунктом обоснования перспектив развития города является расчёт его проектной численности населения, опирающийся на метод «трудового баланса». Данный метод устанавливает перспективные соотношения между основными категориями городского населения и ставит проектную численность населения города в зависимость от ожидаемой величины градообразующего населения.