logo
Обедков

2.4. Интегральные экономические районы Российской Федерации и совершенствование системы общеэкономического районирования

Необходимость соответствия экономического районирования и административно-территориального деления – одна из основополагающих идей методологии госплановского районирования 1920-х годов, получившая адекватное выражение в едином административно-хозяйственном районировании СССР 1929 г. Однако уже в 1930-е годы многие бесспорные достижения этого опыта общеэкономического районирования были отброшены. Вторичное обращение к этой идее произошло в 1957-1963 гг., когда в качестве универсальной ячейки хозяйственного и административно-территориального районирования страны были предложены совнархозы, границы и состав которых, в отличие от районирования 1929 г., были определены волюнтаристски. Взаимосвязь экономического районирования и административно-территориального деления в условиях централизованной плановой экономики проявлялась в общей тенденции к их дроблению и росту числа единиц по мере развития производительных сил и повышения уровня хозяйственной освоенности территории страны. Вместе с тем, совпадение единиц экономического районирования и административно-территориального деления было возможным лишь при максимальном обобществлении производства, присущем плановой социалистической экономике.

Начавшийся переход к децентрализованной рыночной экономике во многом устраняет существовавшую прежде тесную взаимосвязь между экономическим районированием, административно-территориальным делением и региональным управлением. В этих условиях решение новых задач территориального управления хозяйством возможно как в рамках прежнего административно-территориального деления, так и на основе его изменения путём перераспределения управленческих функций между центром и периферией. При этом любые изменения состава и границ единиц национально-территориального и административно-территориального деления в настоящее время можно осуществить исключительно на добровольной основе с учётом интересов представителей всех национальностей, проживающих на данной территории.

Общеэкономическое районирование осуществляется на нескольких таксономических уровнях. Его отправной единицей является страна. В Российской Федерации, как и в СССР, существует полная иерархия интегральных экономических районов, охватывающая несколько территориальных (таксономических) уровней. На первом - макроуровне - выделяют экономические зоны, макроэкономические регионы и основные (крупные) экономические районы. Второй – мезоуровень - образуют административно-экономические районы (республики, края и области) и экономические подрайоны. На третьем – микроуровне - находятся экономические микрорайоны, образуемые автономными областями, автономными округами или сочетанием нескольких низовых административных и муниципальных районов. Четвёртый - низовой уровень - образуют административные районы, крупные города и городские агломерации. На последнем – топоуровне - находятся сочетания территорий городских и сельских поселений.

В соответствии с действующим «госплановским» экономическим делением в составе РФ выделяют Западную и Восточную экономические зоны. К числу экономических районов макроуровня относятся 7 макроэкономических регионов (Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север, Урало-Поволжье (Европейский Восток), Юг России, Сибирь и Дальний Восток) и 11 основных (крупных) экономических районов: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Поволжский, Уральский, Северо-Кавказский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Калининградская область вследствие своего особого положения (полуанклав, удалённый от основной территории России) не входит ни в один из перечисленных крупных экономических районов.

Основной экономический район – единица общеэкономического районирования первого порядка и по правилу порядков должен занимать примерно десятую часть территории России, экономический подрайон – сотую, экономический микрорайон – тысячную. Однако в действительности теоретическое и практическое значения числа единиц общеэкономического районирования различного порядка и соответствующих им средних показателей площади и численности населения, как правило, не совпадает, что говорит о необходимости совершенствования сетки интегрального экономического районирования и методики её выделения. Средняя площадь низового административного района в России – 9,2 тыс. км2, экономического микрорайона – 35,2 тыс. км2. Следовательно, экономический микрорайон – это в среднем территория 4 низовых административных районов. В свою очередь, в составе экономического подрайона ныне выделяется в среднем 4 микрорайона, а в составе основного экономического района – 11 подрайонов (табл. 15).

Таблица 15