logo
Обедков

2.3. Современное административно-территориальное устройство Российской Федерации и пути его реформирования

Основы существующего ныне в России конституционного строя были заложены в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Одним из основополагающих актов конституционного значения стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР. Этим документом было предусмотрено существенное расширение прав входящих в РСФСР национально-территориальных образований. Объективным основанием появления российской декларации явился Закон СССР об автономных образованиях от 26 апреля 1990 г. Согласно этому законодательному акту, наличие декларации являлось обязательным условием для самостоятельного подписания нового Союзного договора союзной или автономной республикой. На основе Декларации о государственном суверенитете РСФСР и закона об автономиях были провозглашены декларации о государственном суверенитете всеми АССР, ставшими союзными республиками, а автономные области (за исключением Еврейской) преобразованы в республики в составе РСФСР.

31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Российской Федерации, а 10 апреля 1992 г. он был одобрен VI съездом народных депутатов страны. Этим документом была заложена фундаментальная правовая база для развития демократического федерализма в России. Российские регионы впервые наделялись правами и полномочиями. При этом была чётко определена сфера исключительного ведения федеративных органов власти и сфера реализации совместных полномочий, закреплены новые взаимоотношения властей в условиях возросшей компетенции регионов. Поэтому неудивительно, что Федеративный договор стал важнейшей составной частью новой Конституции России, которая была одобрена 12 декабря 1993 г. в результате всенародного референдума.

В новом Основном Законе страны, принятом в 1993 г., Россия была провозглашена независимым правовым государством с федеративным устройством в составе 89 равноправных субъектов, в числе которых - 21 республика, одна автономная область, 10 автономных округов, 6 краёв, 49 административных областей и 2 города федерального значения. Субъекты РФ представлены шестью видами, обладающими неодинаковым конституционно-правовым статусом. Статусная и правовая асимметрия отражает специфику российской действительности, отличающую Российскую Федерацию от классических федераций.

Республики в составе РФ образованы по национально-территориальному принципу и имеют собственную конституцию. Они располагают высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, пользуются широкими полномочиями в сфере правотворчества, экономики и финансов, социальной жизни, экологии и культуры. Края, области и города федерального значения являются государственными образованиями, созданными по территориальному (региональному) принципу и обладающими функциями государственной власти. Они имеют свой устав и законодательство. Однако края и области осуществляют правовое регулирование не в столь широкой сфере, как республики, наделённые правом принимать законы. В остальных сферах полномочия краев и областей во многом аналогичны республиканским. Автономная область и автономные округа являются национально-территориальными образованиями. Они обладают функциями государственной власти и полномочиями, аналогичным краевым и областным. Особенности их конституционно-правового статуса отражают существующие фактические различия между субъектами федерации различного вида.

В последние годы в России произошли довольно существенные административно-территориальные преобразования, отразившиеся в административно-территориальном устройстве страны. Процесс укрупнения субъектов РФ, начало которому было положено объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного края под эгидой единого Пермского края (с 5 декабря 2005 г.), привёл к существенному сокращению числа национально-территориальных автономий с 10 до 4. При этом ряд малых коренных народов России продолжают терять административный статус, обретённый в советские годы. В наибольшей степени этот процесс затронул северные автономные округа, которые в результате рыночных преобразований 1990-х гг. оказались в депрессивном состоянии. В результате проведённых референдумов и последующих процедур по добровольному объединению статуса административных автономий в составе РФ лишились Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, вошедшие в состав объединённого Красноярского края (с 1 января 2007 г.) на правах муниципальных образований; Корякский АО, объединившийся с Камчатской областью под эгидой Камчатского края (с 1 июля 2007 г.). Последними автономными округами, лишившимися самостоятельности, стали Усть-Ордынский Бурятский АО и Агинский Бурятский АО. Первый объединился с Иркутской областью, образовав новый субъект РФ (с 1 января 2008 г.), а второй - с Читинской областью в составе Забайкальского края (с 1 марта 2008 г.).

С 1 марта 2008 г. Российскую Федерацию образуют 83 равноправных субъекта. В их числе – 21 республика, 9 краёв, 46 административных областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения. В последние годы на фоне неизменного количества республик, автономных областей и городов федерального значения, относительной стабилизации общего количества административных районов, городов, городских районов и городских округов, сократилось число автономных округов, посёлков городского типа и сельских администраций (табл. 14).

Таблица 14