logo
Обедков

Группировка городов и посёлков городского типа Калининградской области по людности на 1 января 2008 года

Показатели

Всего

в том числе городские поселения с числом жителей, тыс. человек

до 4,9

5,0-

9,9

10,0-

19,9

20,0-

49,9

50,0-

99,9

100,0-

249,9

250,0-

499,9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Число гп

численность населения

24

718502

6

21438

6

37185

6

71805

5

166396

-

-

-

-

1

421678

Число городов

численность населения

21

708253

4

16496

5

31878

6

71805

5

166396

-

-

-

-

1

421678

Число пгт

численность населения

3

10249

2

4942

1

5307

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

По данным переписи населения 2002 г., в Калининградской области насчитывалось 1082 сельских населённых пунктов, из них в 3 (0,3%) не было населения, в 99 (9,1%) постоянно проживало до 10 человек, в 334 (30,9%) – от 11 до 50 человек, в 180 (16,6%) – от 51 до 100 человек, в 466 (43,1%) – свыше 100 человек. На начало 2008 г. численность сельского населения Калининградской области составила 218,9 тыс. человек.

В территориальном разделении труда России Калининградская область выполняет промышленные, внешнеэкономические, погранично-таможенные и военно-стратегические функции. С 1998 по 2007 г. валовой региональный продукт Калининградской области увеличился в 17,4 раза, а на душу населения – в 17,7 раза. В 2007 г. эти показатели составили сответсвенно 145,9 млрд. рублей (0,5% и 45 место в РФ) и 155669 рублей (28 место в РФ). В отраслевой структуре валового регионального продукта по видам экономической деятельности (ОКВЭД) за 2007 г. от наибольшего показателя к наименьшему выделялись оптово-розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,6%), обрабатывающие производства (17,0%), добыча полезных ископаемых (12,0%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (9,4%), строительство (8,6%), транспорт и связь (8,2%), государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение (6,8%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйсвто (4,7%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,1%), образование (3,6%), производство и распределение электроэнергии, энергии, газа и воды (2,5%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (2,5%), гостиницы и рестораны (1,1%), рыболовство и рыбоводство (1,8%), финансовая деятельность (0,1%).

По итогам за 2007 г. стоимость основных фондов в экономике Калининградской области достигла 251,2 млрд. рублей (62 место в РФ), инвестиции в основной капитал – 42,3 млрд. рублей (41 место в РФ). Область занимает 24 место в РФ по среднедушевым денежным доходам в месяц (11399,2 рублей).

Ведущие высшие учебные заведения Калининградской области – Российский государственный университет имени И. Канта, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининградский государственный технический университет, Калининградский пограничный институт ФСБ РФ, Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Калининградский юридический институт МВД РФ.

В Калининграде функционируют генеральные консульства Германии, Королевства Швеция, Республики Польша, Литовской Республики и Латвийской Республики. Калининградская область – один из самых милитаризированных регионов России. В городе Балтийске находится штаб Балтийского флота.

По данным за 2004 г. в структуре промышленного производства Калининградской области по стоимости продукции промышленности лидировали машиностроение и металлообработка (37,6%), пищевая промышленность (25,3%), топливная промышленность (10,2%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (7,4%), электроэнергетика (5,8%). Основу промышленности составляют машиностроительный и продовольственный комплексы, на долю которых приходится свыше 60% всего промышленного производства в области.

В 2007 г. объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственным силами в промышленности достиг 190,0 млрд. рублей (0,9% и 32 место в РФ), в добыче полезных ископаемых – 13,8 млрд. рублей (27 место в РФ), в обрабатывающих производствах – 164,5 млрд. рублей (24 место в РФ), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 11,7 млрд. рублей (51 место в РФ). В структуре промышленного производства федерального округа на долю обрабатывающих производств приходилось 86,6% от общего объёма отгруженных товаров собственного производства в промышленности, производства и распределения электроэнергии пара и воды – 6,1%, добычи полезных ископаемых – 7,3%.

В 2007 г. Калининградская область занимала первое место среди других субъектов РФ по производству телевизоров (6060,9 тыс. штук), второе место – по производству легковых автомобилей (106,2 тыс. штук). На его долю приходилось 88,8% всероссийского производства телевизоров, 8,2% производства легковых автомобилей.

На шельфе Балтийского моря ведётся добыча нефти. Годовой объём нефтедобычи не превышает 1 млн. тонн. В 2004 г. запущена в эксплуатацию морская ледостойкая стационарная платформа, осуществляющая добычу нефти на Кравцовском месторождении. Ведущее нефтедобывающее предприятие области – «Лукойл-Калининградморнефтегаз» - дочернее предприятие нефтяной компании ЛУКОЙЛ. В небольшом объёме добывается бурый уголь.

Ведущая электрическая компания Калининградской области – «Янтарьэнерго». Электроэнергетика области базируется главным образом на теплоэлектроэнергетике. Среди них выделяются теплоэлектроцентрали (Гусевская ТЭЦ-5, Калининградская ТЭЦ-2, Калининградская ТЭЦ-9, Советская ТЭЦ-10) и конденсационная электростанция (Светловская ГРЭС-2). Крупнейшая в Калининградской области Калининградская ТЭЦ-2 (мощность 450 МВт) считается самой совершенной среди российских ТЭЦ. Имеется несколько малых ГЭС. С 2002 г. В области работает крупнейшая в России Куликовская ветроэлектрическая электростанция (мощность 5,1 МВт). Принято решение о строительстве Калининградской АЭС, пуск которой предполагается в 2015 г.

Ведётся промышленная добыча янтаря (Янтарный) и поваренной соли (Гусев), добыча и переработка торфа (Краснознаменск, Нестеров, Славск).

Машиностроительный комплекс Калининградской области образуют предприятия общего, среднего, сложного и точного машиностроения. Общее машиностроение представлено морским (Калининград, Полесск, Светлый) и речным (Советск) судостроением, вагоностроением (Калининград), производством подъёмно-транспортного оборудования (Калининград, Светлый), строительной техники (Калининград), оборудования для пищевой промышленности (Калининград), среднее машиностроение – производством и сборкой легковых автомобилей (Калининград), производством погрузчиков (Калининград), сложное и точное машиностроение – электротехнической (Гусев, Калининград, Советск), светотехнической (Гусев), электронной и радиотехнической промышленностью (Гусев, Калининград, Советск), производством сложнобытовой техники (Гусев, Калининград). Развивается металлообработка (Советск). Ведущие предприятия машиностроения и металлообработки – ЗАО «Автотор» (легковые автомобили), ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (морские военные суда, сухогрузные суда класса «река-море», рыболовецкие суда), ООО «Калининградский вагоностроительный завод» (вагоны-самосвалы, строительные электропогрузчики, думпкары, электротележки), ОАО «Балткран» и «Оптим-Кран» (подъёмно-транспортное оборудование), ООО завод «Калининградгазавтоматика» (автоматизированные системы управления, узлы управления кранами, щитовая продукция, газобаллонная аппарутура, комплектные трансформаторные подстанции), ОАО «Ремонто-механический завод» (оборудование для пищевой промышленности), ОАО «НПО» Цифровые телевизионные системы» (телевизионные абонентские приставки), ОАО «Телебалт» и «Балтмикс» (телевизоры), ОАО «Микродвигатели» (электродвигатели малой мощности), завод «Телеволна». В 2008 г. ЗАО «Автотор» стало крупнейшим в России предприятием по производству и сборке легковых автомобилей марок «BMW», «KIA», «Hummer», «Chevrolet».

Лесопромышленный комплекс специализируется на производстве мебели (Калининград, Советск, Черняховск), целлюлозы (Калининград, Неман, Советск), бумаги и бумажных изделий (Калининград, Неман), картона и изделий из картона (Советск). Ведущие предприятия лесопромышленного профиля – ОАО «Неманский целлюлозно-бумажный завод» (бумага, кормовой белок), АООТ «Советский ЦБЗ» (бумага, картон, обои, кормовой белок).

Ведётся добыча каменной соли. Функционируют отдельные подотрасли и производства химической и нефтехимической промышленности, связанные с производством синтетических смол, пластмасс и изделий из них (Калининград), резины и резиново-технических изделий (Калининград). Отходы лесопромышленного производства используются в гидролизном производстве (Неман, Советск). Ведущие предприятия химического профиля – ООО «Завод «Век полимеров» (пластмассовые и резино-технические изделия), ОАО «Завод пластиковых изделий».

Промышленность строительных материалов представлена производством керамичеких изделий (Черняховск), стеновых материалов, изделий и конструкций (Калининград, Краснознаменск, Неман).

Лёгкая промышленность специализируется на производстве трикотажных изделий (Гвардейск, Гусев, Калининград, Советск), кожевенных и кожгалантерейных изделий (Калининград, Черняховск). Ведущие предприятия лёгкой промышленности – ЗАО «Калининградский кожевенный завод» (дубление и отделка кожи, трикотажные изделия).

Пищевая промышленность области, несмотря на значительный удельный вес в производстве промышленной продукции, за исключением рыбной промышленности, имеет преимущественно местное значение. Калининград – крупный центр морского рыбного промысла и рыбной промышленности, база тралового, рефрижераторного, а также экспедиционного тунцевого флота. В городе Пионерском функционирует ОАО «Пионерская база океанического и рыболовного флота». Важными центрами промышленного рыболовства и рыбной промышленности области являются также Багратионовск, Мамоново, Полесск, Рыбачье, Светлый и Советск. Среди других отраслей, производящих пищевые продукты: молочная (Багратионовск, Гвардейск, Гусев, Зеленоградск, Калининград, Краснознаменск, Ладушкин, Нестеров, Озёрск, Полесск, Правдинск, Славск, Советск), мясная (Багратионовск, Гвардейск, Калининград, Советск, Черняховск), маслобойно-жировая (Ладушкин, Нестеров, Славск), консервная (Черняховск), пивоваренная (Калининград, Правдинск), ликёро-водочная (Калининград, Советск). Развита мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность (Гусев, Неман, Полесск, Советск). Ведущие предпрития продовольственного комплекса области – ОАО «Балтийский рыбоконсервный комбинат», ОАО «Полесский рыбоконсервный комбинат», ОАО «Советский мукомольный завод», ООО «Балтийский комбикормовый завод», комплекс предприятий «Содружество-Соя».

Развиты народные художественные промыслы, связанные с изготовлением художественных изделий из янтаря (Калининград, Янтарный). Ювелирная промышленность – ГУП Калининградский янтарный комбинат (ювелирные изделия из золота, серебра и янтаря).

Калининградская область находится в Нечернозёмной зоне РФ. В 2007 г. сельскохозяйственной продукции произведено на 11,9 млрд. рублей (0,6% и 55 место в РФ), в том числе продукции растениеводства – на 6,7 млрд. рублей (53 место в РФ), животноводство – на 5,2 млрд. рублей (57 место в РФ). В структуре сельскохозяйственного производства Калининградской области на долю растениеводства приходилось 56,1%, животноводства – 43,9%. Сельскохозяйственные угодья занимают около 55% её территории, из них пашня – около 25%. Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство, представленное молочным и молочно-мясным скотоводством, мясным и беконным свиноводством, птицеводством. Развито пушное молочное скотоводство и свиноводство. Выращивают зерновые (рожь, пшеница, овёс, ячмень), кормовые (корнеплоды, кукуруза, травы) культуры, картофель и овощи. Развито пушное звероводство. Межрайонное значение имеет рыболовство на Балтийском море и в Мировом океане.

По территории Калининградской области проходят транзитные железнодорожные магистрали, связывающие её с Белорусью и Россией, со странами Прибалтики и Европейского союза. В 1991 г. железнодорожная сеть Калининградской области выделена из состава Прибалтийской железной дороги в самостоятельную Калининградскую железную дорогу. Основные железнодорожные линии Калининградской области: Калининград – Черняховск – литовская граница, Калининград – Мамоново – польская граница, Калининград – Багратионовск – польская граница, Калининград – Приморск – Балтийск, Калининград – Гурьевск – Полесск – Славск – Советск – литовская граница, Калининград – Зеленоградск – Пионерский – Светлогорск, Калининград – Пионерский, Черняховск – Советск – литовская граница, Черняховск – Железнодорожный – польская граница. Калининградская область имеет железнодорожное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом и другими российскими городами, а также с Вильнюсом, Минском, Гдыней и Берлином. Крупнейшие железнодорожные узлы области – Калининград и Черняховск, в которых сходятся соответственно 7 и 4 железные дороги.

Важнейшие автомобильные дороги области: А-229 (Калининград – Знаменск – Черняховск – Гусев – Нестеров – литовская граница – Вильнюс – Минск), А-216 (Калининград – Знаменск – Талпаки – Большаково – Советск – литовская граница – Шяуляй – Рига), Калининград – Зеленоградск – Рыбачий – литовская граница – Клайпеда), Калининград – Ладушкин – Мамоново – польская граница – Эльблонг – Гданьск), Калининград – Багратионовск – польская граница – Варшава). В области зафиксирована самая высокая плотность автомобильных дорог в РФ, превышающая 300 км/тыс. км2.

В Калининградской области развит морской транспорт. Ключевое положение занимают незамерзающий морской порт Калининград и его аванпорт Бал­тийск. Действуют морские паромные переправы: Калининград – Санкт-Петербург, Балтийск – Гданьск, Санкт‑Петербург – Калининград – Мукран, Балтийск – Усть-Луга. В городе Светлый функционирует нефтяной терминал с годовой мощностью 6 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.

Речной транспорт имеет преимущественно местное значение. Его роль во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна. Основные судоходные реки – Неман и Преголя, связанные между собой судоходным путём, проходящим по рекам Дейма и Матросовка. Речные порты функционируют в Калининграде, Советске и Черняховске. В Калининградской области действует речная судоходная компания «Западное речное пароходство». Мазурский речной канал связывает область с водной системой Польши. В летние месяцы между Фромборком, Эльблонгом и Калининградом курсируют суда на подводных крыльях, эксплуатируемые польским пароходством.

Действует Международный аэропорт «Храброво». После вхождения Литвы и Польши в состав Европейского союза в мае 2004 г. проезд сухопутным транспортом из Калининградской области и в Калининградскую область для граждан РФ возможен только при наличии заграничного паспорта и литовской визы, либо заменяющего его проездного документа, дающего право на одноразовое пересечение литовской гранцы.

В Калининградской области выделяются Светлогорская курортная зона, климатические курорты Зеленоградск, Отрадное, Пионерский, Приморье и Светлогорск. Имеется более 80 санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха. Область входит в Прибалтийский туристский район Европейской туристской зоны. Важнейший туристский центр области – Калининград, широко известный своей историей, оригинальной архитектурой, фортификационными сооружениями, музеями и зоопарком. В областном центре ведётся строительство этнографического и ремесленно-торгового центра «Рыбная деревня», который после реализации проекта станет своеобразной визитной карточкой города. В ней последовательно воплощаются 3 исторических архитектурных стиля Кёнигсберга-Калининграда: архитектруная стилистика Орденского периода, готика, классицизм, барокко и модерн. Программа реконструкции исторического центра города предусматривает воссоздание довоенной застройки центральных кварталов (Альтштадт и Кнайпхоф), а также разрушенного в советское время Кёнигсбергского замка. Среди других достопримечательностй области – Куршская и Балтийская коса, Виштынецкое озеро и Мазурский канал.