logo
Обедков

Объём и структура сельскохозяйственного производства регионов Северного экономического района

в 2007 г.

(млн. рублей)

Субъекты

Российской Федерации

Продукция

сельского хозяйства

в том числе,

млн. рублей

в процентах к итогу, %

всего,

млн. рублей

в %

к РФ

растениеводство

животноводство

растениеводство

животноводство

1

2

3

4

5

6

7

Северный ЭР

38339

1,8

16196

22143

42,2

57,8

Республика Карелия

3398

0,2

1542

1856

45,4

54,6

Республика Коми

5241

0,2

1991

3250

38,0

62,0

Архангельская область

6661

0,3

3099

3562

46,5

53,5

Ненецкий АО

422

0,0

28

394

6,6

93,4

Вологодская область

20284

1,0

8958

11326

44,2

55,8

Мурманская область

2335

0,1

578

1757

24,8

75,2

В продовольственном комплексе Северного экономического района ведущую роль играет рыбопромышленный комплекс. Он объединяет в своём составе промыслы и отрасли пищевой промышленности, связанные с уловом рыбы, добычей млекопитающих, беспозвоночных, водорослей и других морепродуктов в разнообразные виды пищевых рыбных продуктов, медицинской и технической продукции. Основные центры рыбной промышленности Северного экономического района сосредоточены в Мурманской и Архангельской областях. Они связаны с разработкой рыбных запасов внутренних морей Северного Ледовитого океана, а также с океанической добычей в Атлантике. Наряду с эти, в других регионах Северного экономического района традиционно ведётся озёрное и речное рыболовство. Среди продовольственных центров экономического района выделяются городские поселения с развитой рыбной промышленностью. В их числе – города Архангельск, Белозёрск, Беломорск, Кандалакша, Каргополь, Мезень, Мурманск, Нарьян-Мар, Петрозаводск, Печора, Сортавала и посёлок городского типа Умба.

Среди городов Северного экономического района с благоприятным транспортно-географическим положением выделяются транспортные узлы и центры, представленные железнодорожными станциями, морскими, речными и озёрными портами и пристанями. Как ключевые транзитно-коммуникационные узлы в Северном экономическом районе функционируют Архангельск и Мурманск. Морской порт Мурманска, расположенный на побережье Баренцева моря за Северным полярным кругом в зоне распространения многолетнемёрзлых пород, является крупнейшим незамерзающим портом арктического побережья России, начальным пунктом Северного морского пути и базой ледокольного флота. В пределах Северного экономического района Северный морской путь обслуживает также морские порты Архангельск, Беломорск, Кандалакша, расположенные на Белом море. Помимо вышеназванных крупнейших морских портов Северного экономического района, на побережье Баренцева моря находятся морские порты Печенга, Полярный, Северодвинск, Североморск, Белого моря – Каменка, Кемь, Мезень, Онега, Умба, Печорского моря – Нарьян-Мар, Карского моря – Амдерма. В тесной связи с морским и железнодорожным транспортом региона работают речные порты и пристани Архангельска, Великого Устюга, Вологды, Кондопоги, Котласа, Мезени, Нарьян-Мара, Печоры, Сегежи, Сокола, Сортавалы, Сыктывкара, Тотьмы и Череповца, озёрные порты Лахденпохья, Медвежьегорск, Петрозаводск, Питкяранта и Сортавала.

Крупными железнодорожными узлами в Северном экономическом районе являются Архангельск, Вологда, Кемь, Коноша, Котлас, Микунь, Петрозаводск, Сосногорск и Суоярви. Грузоформирующий характер Северного экономического района обусловил преобладание конечных участков железных дорог, которые по мере необходимости достраиваются новыми железнодорожными магистралями и ветками для освоения новых ресурсно-сырьевых территорий. Конечными станциями железнодорожных магистралей и тупиковых веток являются Архангельск, Великий Устюг, Грязовец, Ковдор, Костомукша, Мурманск, Никель, Онега, Сыктывкар, Троицко-Печорск, Усинск. Между тем, многие города (Каргополь, Мезень, Полярный, Пудож, Сольвычегодск, Тотьма, Устюжна, Шенкурск) и посёлки городского типа (Амдерма, Березник, Искателей, Каменка, Нижний Одес, Североонежск, Умба) Северного экономического района по-прежнему не имеют выхода к железнодорожным путям страны, что существенно замедлило их экономическое развитие в прошлом, сужая современные возможности и перспективы дальнейшего развития.

На обширной территории Северного экономического района сформировалась крайне редкая сеть городских поселений, располагающих аэропортами. В Республике Карелия аэропорты имеют города Петрозаводск, Пудож, Сегежа и Сортавала, в Республике Коми – города Воркута, Инта, Сыктывкар, Усинск и Ухта, в Архангельской области – города Архангельск, Каргополь, Котлас, Мезень и Сольвычегодск, в Ненецком автономном округе – город Нарьян-Мар и посёлок городского типа Амдерма, в Вологодской области – Вологда, в Мурманской области – города Мурманск и Мончегорск. В условиях слабого развития или отсутствия наземных видов транспорта в ряде удалённых и труднодоступных местностей периферийных территорий Северного экономического района дорогостоящий авиационный транспорт не имеет альтернативы.

Интенсивное развитие трубопроводного транспорта способствовало появлению городских поселений, возникших в местах дислокации газокомпрессорных и нефтеперекачивающих станций на магистральных трубопроводах. С обслуживанием магистральных нефте- и газопроводов связана хозяйственная деятельность городов Вуктыла, Микуни, Усинска, Ухты и посёлков городского типа Приводино, Синдор и Урдома. В связи с перспективами строительства систем магистральных трубопроводов в Северном экономическом районе планируется появление новых городских поселений, выполняющих транзитно-транспортные функции по обслуживанию трубопроводов.

В составе транспортных узлов Северного экономического района ключевую роль играют грузоперевалочные базы, специализирующиеся на перевалке грузов с одних видов транспорта на другие. Большинство из них связаны с транспортировкой лесных грузов и являются лесоперевалочными базами. В их числе – города Архангельск, Нарьян-Мар, Печора, посёлки городского типа Октябрьский и Шалакуша Архангельской области.

Важное место в составе городcких поселений Северного экономического района занимают города и посёлки городского типа, выполняющие оборонные и военно-стратегические функции. Большинство из них играют роль опорных центров дислокации Северного военно-морского флота на Баренцевом море и являются закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО). В их числе - города Гаджиево, Заозёрск, Островной, Полярный, Североморск, Снежногорск и посёлки городского типа Видяево, Росляково и Сафоново. Закрытым административно-территориальным образованием является также город Мирный Архангельской области, обязанный своим рождением в 1957 г. и становлением первому российскому космодрому «Плесецк».

В советский период в Северном экономическом районе возникли крупные центры академической науки. В городе Апатиты находятся учреждения Кольского НЦ РАН, в Архангельске – Архангельского НЦ РАН, в Петрозаводске – Карельского НЦ РАН, в Сыктывкаре - Коми НЦ УрО РАН. Особый статус наукограда имеет город Мирный Архангельской области. Крупными центрами отраслевой науки являются города Архангельск, Воркута, Мурманск и Ухта. Центры академической и отраслевой науки одновременно сложились и функционируют как крупные центры подготовки квалифицированных кадров на Европейском Севере. Сеть высших учебных заведений существенно расширилась в постсоветский период, когда не только в больших городах, но и в большинстве средних и малых городов были открыты филиалы центральных и региональных центров высшего образования.

Среди городских поселений Северного экономического района выделяются города и посёлки городского типа, выполняющие рекреационные и туристские функции. Курортно-рекреационными центрами являются бальнеогрязевые курорты Сольвычегодск и Тотьма, климатический курорт Сортавала. Города Архангельск, Белозёрск, Великий Устюг, Кандалакша, Каргополь, Кириллов, Кировск, Костомукша, Мончегорск, Мурманск, Олонец, Петрозаводск, Сольвычегодск и Сортавала, посёлки городского типа Верхнетуломский и Вяртсиля получили известность как туристские и рекреационные центры.

В территориальной структуре Северо-Западного экономического района выделяются 11 экономических подрайонов (Архангельский, Вологодский, Вычегодско-Мезенский, Ухто-Печорский, Инта-Воркутинский, Кандалакшский, Карельский, Котласский, Мончегорский, Мурманский, Пришекснинский), 39 экономических микрорайонов и 11 хозяйственных узлов (Архангельский, Вологодский, Воркутинский, Интинский, Кирово-Хибинский, Котласский, Мурманский, Петрозаводский, Сыктывкарский, Ухтинский, Череповецкий). C начала 1970-х гг. в пределах Республики Коми и Ненецкого АО велось формирование программно-целевого Тимано-Печорского ТПК. Его природно-ресурсной базой выстапили месторождения нефти, газа и угля, разнообразные рудные и нерудные полезные ископаемые, лесные и промысловые ресурсы. Профилирующее значение в Тимано-Печорском ТПК имеют топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, представленные ныне всеми стадиями и производствами. В настоящее время в регионе разворачиваются отрасли и производства горнопромышленного и химико-металлургического комплексов. Со временем они пополнят состав профилирующих отраслей и межотраслевых комплексов Европейского Северо-Востока страны.

В настоящее время назрела необходимость разукрупнения Северного экономического района путём организационно-правового обособления новых Карело-Мурманского (Республика Карелия и Мурманская область) и Двино-Печорского (Республика Коми, Архангельская область и Ненецкий АО) экономических районов, различающихся по условиям производства, производственной специализации и перспективам развития.