logo
Landscape

Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла

Русский Урал был приобрел своё культурное своеобразие благодаря трудам и энергии деловых людей; его формирование было освещено страстью таких великих личностей, как Пётр I, Григорий Строганов, Никита и Акинфий Деми­довы. Именно их усилиями горный пояс, разделяющий Европу и Азию, покры-

370

Культурно-ландшафтное районирование

тый густыми хвойными лесами, стал восприниматься людьми не просто как не­кое природное образование, а как кладовая, где хранятся великолепные сокро­вища — железо, медь, серебро, драгоценные камни, достойные украшать царские одежды и дворцы.

Говоря о Русском Урале как о культурном регионе, мы прежде всего имеем в виду Екатеринбургскую, Пермскую и Челябинскую области.

Коренным населением Урала были представители угро-финских племён. Русские пришли на территорию Урала еще в XI веке. Это были новгородские ушкуйники, затем поморские крестьяне, торговые люди, казаки. Сначала их привлекала пушнина. Затем, уже в первой половине XV века, были основаны промышленные предприятия для добычи соли. Однако по-настоящему мощ­ный процесс освоения Урала начался в XVI веке. Огромное влияние на колони­зацию Урала оказали Строгановы — выходцы из поморов, основавшие здесь в Прикамье в XVI веке свою вотчину.

В эти годы возникли многие уральские города, в том числе город Верхо­турье, долгое время (в течение всего XVII века) остававшийся главным эконо­мическим центром Зауралья. Именно от них пошло полнокровное хозяйствен­ное освоение Урала — начали развиваться разнообразные виды сельского хо­зяйства, ремёсел, были организованы солеваренные промыслы.

С XVIII века начинается деятельность знаменитых уральских заводчиков Демидовых. Вместе с посланными туда Петром I государственными чиновника­ми они дали толчок созданию уральской индустрии. Именно промышленность Урала (прежде всего — её горнодобывающая и металлургическая отрасли) ста­ла определяющим фактором его развития, пронизала всю культуру края, отра­зилась в его профессиональном и народном искусстве.

Характерным элементом культурного ландшафта Урала XVIII—XIX вв. ста­ли небольшие металлургические заво­ды. Тогда заводом здесь называли весь комплекс, включающий производст­венные сооружения и жилой посёлок. В центре такого комплекса обычно рас­полагался большой пруд при запру­женной речке; ниже плотины — завод­ские строения, а по берегам пруда — жилые дома работников и усадьба вла­дельца завода с типичным для России белоколонным дворцом и парком.

Невьянский завод. Наклонная башня. (фото П.М.Шульгина)

На базе таких «заводов» сформи­ровались знаменитые города Урала, вошедшие в историю искусства Рос­сии,— Златоуст, Касли, Невьянск. В этих городах изготавливались из чу­гуна, стали и железа великолепные скульптуры, декоративные решётки, оружие, чем всегда был славен Урал.

Другое направление деятельности

371

Культурный ландшафт как объект наследия

уральских мастеров — художественные изделия из камня, работа с полудраго­ценными камнями, прежде всего — с малахитом. Это искусство нашло и своего певца — П. Бажова, создавшего сказочный образ мастера-камнереза, чей труд был освящён «духами уральской земли».

Урал внёс существенный вклад в историю формирования и развития мно­гих других видов искусства, не связанных, казалось бы, с хозяйственными функциями. Особое место в культуре России занимает деревянная пермская скульптура, удивительная для православного искусства, пришедшая в него то ли из западного христианства, то ли из языческой культуры славян или древних племён Урала, а вернее всего — под влиянием обоих этих источников.

Культурное наследие Урала — это, прежде всего, архитектурные ансамбли в центрах исторических городов. Да и сами города Урала нередко могут рассматри­ваться как объекты наследия. Многие из них возникли в самом начале освоения русскими этого богатого и привлекательного для России края. Это не только Вер­хотурье. Уже в 1451 году упоминается Чердынь, бывшая в XV—XVI веках столи­цей Перми Великой. Ещё раньше упоминается Соликамск, основанный в 1430 го­ду вологодскими купцами, начавшими здесь солеваренный промысел. В конце XVI века Соликамск — крупный промышленный центр Перми Великой, а в кон­це XVII века — торгово-металлургический центр Прикамья. Здесь началось ме­деплавильное производство, изготовление медной посуды, позднее — изразцов, эмалей. Сохранились ценные памятники зодчества в Усолье — городе Строгановых, месте, где родился и работал замечательный русский архитектор А. Н.Воронихин.

Длительная ориентация района на технические проблемы не только не за­слонила интереса его интеллигенции к гуманитарным проблемам, но сделала это направление одним из приоритетных. Свидетельством этому служат мно­гие факты: именно здесь была создана одна из лучших в стране балетных школ — пермская; издавна пользуется очень высокой репутацией Екатерин­бургский театр оперы и балета; в драматических театрах ищут новый сцениче­ский язык; широким фронтом идут работы в области археологии, этнографии, культурологии. Возрождается на Урале интерес и к истории, к историческому

Кунгур. Гостиный двор (фото Р. Абляшева)

372

Культурно-ландшафтное районирование

градоведению и краеведению; общественность Урала уже давно ставит вопрос о восстановлении облика исторических городов — Верхотурья, Чердыни, Невь-янска, Кунгура.

Среди наиболее популярных туристских объектов Урала — Кунгурская Ле­дяная пещера в Пермской области, знаменитый Ильменский заповедник; име­ются и другие интересные памятники природы или просто красивые её уголки, ещё мало изменённые человеком.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4