logo
Landscape

Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия

Директор [Департамента] культурного наследия Норвегии (Riksantikvaren) обосновал номинацию Рёроса, исходя из следующих соображений:

«Рёрос является уникальным горнопромышленным районом с полностью деревянной застройкой. На протяжении 333 лет город испытывал влияние Гер- мании, Дании, Швеции, Трондхейма и близлежащих округов. Сложившийся в результате этого ландшафт, имея в своей основе лучшие традиции деревянного зодчества Норвегии, отличается в то же время особым архитектурным, индуст- риальным и культурным своеобразием. Рёрос и его окрестности являются ха- рактерным примером традиционного стиля деревянной архитектуры, оказав- шего значительное влияние на формирование горняцкого поселения на высоте 600 м над уровнем моря» (Номинационные документы, архив Riksantikvaren).

Для включения в Список Всемирного наследия объект должен иметь «вы- дающееся всемирное значение» и охраняться в соответствии с национальным законодательством. Культурное наследие должно соответствовать требованию «аутентичности». Кроме того, согласно Руководящим указаниям ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии, оно должно соответствовать, по крайней мере, одному из шести установленных критериев ценности. Рёрос был включён в Список как отвечающий трём из этих критериев, в частности:

«(iii) представляющий уникальные или, по крайней мере, исключительные свидетельства исчезнувшей цивилизации;

(iv) являющийся выдающимся примером постройки или архитектурного ансамбля, иллюстрирующим значительный период истории;

(v) являющийся выдающимся примером традиционного поселения, спо- собного продемонстрировать характерные особенности создавшей его культу- ры и находящегося под угрозой исчезновения в результате необратимых изме- нений» (Larsen et al., 1994).

Фрагмент средневекового деревянного города с традиционными дерновыми кровлями — ключен в музейный комплекс

(фото М. Кулешовой)

В документах о номинации приво- дится широкий пере- чень зданий, пере- численных в Акте об охране зданий от 1920 г. Детализиро- ванный план 1978 г., обозначающий цент- ральную историче- скую часть города как охраняемую зону (в соответствии с За- коном о планировании и строительстве (1965 г.), был признан

317

Культурный ландшафт как объект наследия

«обеспечивающим относительную безопасность центральных районов, подле- жащих охране».

В письме от 8 июня 1993 г. норвежскому Национальному комитету Между- народного совета по памятникам и достопримечательным местам (ICOMOS) директор Департамента культурного наследия выразил озабоченность в связи с тем, что план охраны и перечень отдельных зданий не обеспечивали достаточ- ного контроля в соответствии с требованиями Конвенции о Всемирном насле- дии. В письме специально подчёркивалось, что неиспользуемые отдельно стоя- щие здания представляют экономическую проблему для их собственников и находятся под угрозой сноса. Область вокруг горняцкого посёлка испытывает давление со стороны нового строительства, появляются новые жилые и про- мышленные зоны без всесторонней экспертизы. По мнению директора Депар- тамента, незастроенные участки должны охраняться как незанятая территория. Более того, необходимо определить, должны ли рудники и территория между ними и городом охраняться по Закону о культурном наследии 1978 г. или по За- кону об охране природы 1970 г. То же самое относится к культурному ландшаф- ту вокруг города. По словам директора, «эти территории доставляли городу не- обходимые жизненные средства и условия для развивавшихся в нём видов дея- тельности». Наконец, необходимо обеспечить сохранность остатков старинных поселений.

Рёрос и его окрестности являются характерным примером ландшафта, сформировавшегося в результате взаимодействия природных условий и дея- тельности человека. Развитие горнопромышленного ландшафта носит орга- ничный характер. Эволюционный процесс промышленного освоения прекра- тился, но характерные материальные черты ландшафта, привнесённые им, ос- таются заметными. В то же время Рёрос остаётся живым поселением, несмотря на то, что традиционный уклад жизни, связанный с горным промыслом, изме- нился вместе с закрытием в 1977 г. последнего рудника.

Бывший медеплавильный завод — в настоящее время музей города Рёрос (фото М. Кулешовой)

318

Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4