4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
(на примере территорий российского Севера)
П. М. Шульгин
Вконце 1980-х годов благодаря комплексным исследова- ниям историков, этнографов и биологов, посвящённым изучению традиционной культуры малочисленных народов, и их предложени- ям по сохранению культурной самобытности этих народов или различных эт- нических групп в научные труды и практическую деятельность многих россий- ских учёных и законодателей стало активно внедряться понятие «этнических территорий» и «эколого-этнических территорий». Так, в 1989–1990 гг. для При- морского края и Чукотки были сформулированы предложения по созданию охраняемых территорий, на которых поддерживались бы традиционное приро- допользование, традиционно хозяйствование и привычный образ жизни мест- ного населения (Система охраняемых природных территорий…, 1989; Бого- словская, 1990).
Практически одновременно И. И. Крупником было сформулировано и проиллюстрировано на примере изучения традиционного образа жизни аркти- ческих и субарктических охотников на морского зверя и оленеводов российско- го Севера теоретическое представление об этноэкосистемах. Основу подобных этноэкосистем составляют устойчивые этнические коллективы, связанные со- вместным использованием земель, общим трудом и расселением на определен- ной территории (Крупник, 1989).
Этно-экологические территории, выделяемые в рамках данного подхода, в частности, могут быть представлены местами расселения малочисленных на- родов Севера или сравнительно изолированными местами проживания неболь- ших этнических групп других более крупных народов, в пределах которых сформировалась их традиционная культура, особая система расселения и облик поселения, находятся их традиционные хозяйственные угодья и священные места. Многие природные объекты связаны у местного населения с историче- скими преданиями или мифологическими представлениями, зачастую они да- же одушевляются (это могут быть реки, возвышенности, отдельные деревья и пр.). В рамках этой территории формируется и особая, свойственная данному этносу или этнографической группе, языковая система. Эта территория хранит историю народа и одновременно является хозяйственной и культурной осно- вой его современного проживания.
Вот почему огромную важность приобретает сохранение именно этниче-
576
Управление культурными ландшафтами
ского исторического пространства. Его выделение и защита от резких внешних производственных воздействий являются залогом сохранения традиционной культуры, традиционных форм хозяйствования, залогом использования на- ционального языка, сохранения самобытности местного населения. Именно как территория это этно-экологическое пространство может получить особый ох- ранный статус и законодательную защиту, что является гарантией сохранения здесь не только историко-культурного и природного наследия, но и гарантией сохранения данного этноса. Подобная территория напрямую связывается с тео- ретическим представлением об этнокультурном ландшафте.
В настоящее время вопросы сохранения этнокультурных ландшафтов не имеют чёткого законодательного регулирования и не входят прямо в компетен- цию того или иного государственного органа. Вместе с тем, на практике этно- культурные ландшафты могут получить некоторую защиту в рамках природо- охранного законодательства, а в последние годы проблема их охраны привлека- ет внимание ряда крупных музеев-заповедников, являющихся учреждениями, которые подчиняются Министерству культуры Российской Федерации и дейст- вуют в рамках основ законодательства о культуре.
Значительная часть национальных парков также имеет этнографическую составляющую, и их территории могут рассматриваться в качестве историче- ских или современных этнокультурных ландшафтов. Как пример можно при- вести один из созданных в последние годы национальных парков на террито- рии России — парк «Аланхай» в Агинском Бурятском автономном округе(1999 год). Самой большой достопримечательностью парка является гора Аланхай с отрогами. Территория парка отличается богатством видового состава растений и животных, источниками минеральных вод, на её примере можно проследить этапность геологического развития региона. Нов то же время эта гора на протя- жении сотен лет была местом поклонения коренного населения — бурят, испо- ведующих буддизм. Здесь расположен аланхайский культовый буддистский комплекс, который фактически является шестым по значению святым местом для буддистов всего мира.
Первые попытки создания охраняемых территорий, которые можно прямо отождествить с этнокультурными ландшафтами, относятся к периоду конца 1980-х — начала 1990-х годов. Именно это время, связанное с перестройкой и изменением многих устоявшихся шаблонов в различных областях государст- венной практики, стало катализатором новых идей и в деле сохранения истори- ко-культурного наследия малочисленных народов Севера и старожильческого населения северных территорий. Первой работой в этом направлении можно считать проект формирования системы охраняемых природных территорий в экологической программе Приморского края. Данная концепция была выпол- нена специалистами Биолого-почвенного института Дальневосточного отделе- ния Академии наук СССР в 1989 году (Система охраняемых природных терри- торий…, 1989).
Впервые в этой работе была поставлена задача создания системы «этниче- ских» территорий, предложенная Л. Я. Иващенко и разработанная ею при со- действии активной общественной деятельницы движения за развитие мало- численных народов бассейна реки Амур Е. А. Гаер. Цель работы заключалась в
577
Культурный ландшафт как объект наследия
обосновании предложений к общей экологической программе Приморского края. Помимо предложений о сохранении памятников природы, других цен- ных или эталонных природных объектов и территорий, в работе высказыва- лась обеспокоенность проблемами социальной и экономической жизни ко- ренного населения. В Приморском крае (как и во многих других территориях российского Севера) утвердилось представление о не перспективности многих мелких национальных поселений, значительно сокращались объемы традици- онного промыслового хозяйства в связи с приоритетом развития лесной про- мышленности.
В целях сохранения коренных народов этого региона в работе предполага- лось, наряду с необходимостью срочного решения социальных вопросов (обес- печение благоустроенным жильём, создание благоприятных условий для подго- товки национальных кадров, сохранение национальной культуры), решить зада- чи сохранения качества среды в местах традиционного проживания коренного населения края и восстановления ресурсов охотничьих угодий. С этой целью в местах исторического проживания и промысловой деятельности малочислен- ных народов предполагалось образование системы «этнических территорий» с особым режимом природопользования, фактически ориентированных на сохра- нение этнокультурных ландшафтов (Система охраняемых природных террито- рий…, 1989).
Для этих целей в Приморском крае выделялись четыре основные зоны про- живания и промысловой деятельности коренного населения. В основном это таёжные территории и прибрежные морские участки. Предполагаемая общая их площадь составляла около50 тыс. кв. км, то есть почти 30% территории При- морского края. Данные предложения, к сожалению, не были реализованы ни в трактовке, в которой они выдвигались (как создание «этнических террито- рий»), ни в форме особо охраняемых территорий. Частично они были учтены при разработке программы природоохранных работ на территории края.
Примерно в эти же годы предложение о создании эколого-этнической тер- ритории было выдвинуто Л. С. Богословской при разработке проекта создания особо охраняемой природной территории на Чукотском полуострове. В перво- начальном проекте данная территория выступала как международный нацио- нальный парк, расположенный в России и США по обеим сторонам Берингова пролива и получивший название «Берингия» (Богословская, 1989; International Park Programm…, 1989).
Ключевой задачей создания этого парка было сохранение этнической тер- ритории (и акватории) традиционного природопользования, возрождение тра- диционной системы расселения и заброшенных старых поселков коренных жи- телей этой земли — чукчей и эскимосов — как главного фактора сохранения и возрождения национальной культуры. Таким образом, объектом охраны здесь становился этнокультурный ландшафт (хотя в самом документе этот термин практически не использовался). Создание национального парка «Берингия» на территории двух государств по обе стороны Берингова пролива отвечало усло- виям сохранения природных черт и природного своеобразия этой единой тер- ритории. Оно также отвечало и условиям возобновления родственных и родо- вых контактов между чукчами и эскимосами, проживающими в разных стра-
578
Управление культурными ландшафтами
нах, которые были прерваны на несколько десятилетий в результате политики изоляции, проводившейся советским государством.
Этот проект, детально разработанный в начале 1990-х годов, был одним из наиболее обоснованных проектов, формулирующих конкретные перспективы этнического развития и одновременно сохранения этнокультурного ландшаф- та. К сожалению, он не мог быть реализован в те годы из-за отсутствия соответ- ствующего законодательства. Только после принятия в 1995 году закона «Об особо охраняемых природных территориях» в Чукотском автономном округе был образован природный парк «Берингия», имеющий региональное, но не фе- деральное подчинение (на территории США район Берингии является частью национального парка). Подчиненность парка местным органам охраны приро- ды Чукотского автономного округа и реализация на его территории только спе- цифических природоохранных задач, без должного учёта культурных про- грамм, не позволили в достаточной мере реализовать намеченный проект. Сле- дует, однако, подчеркнуть, что идеи, положенные в основу проекта «Берингия» в последующем активно использовались при разработке подобных предложе- ний в других регионах страны и при формулировании новых законодательных инициатив.
В середине 1990-х годов новые предложения по формированию охраняе- мых этнокультурных территорий стали разрабатываться на территории Хан- ты-Мансийского автономного округа. Это связано, с одной стороны, с очень интенсивным освоением нефтяных и газовых ресурсов этой территории и со всё нарастающей угрозой уничтожения природных ресурсов округа и традици- онной среды обитания хантов и манси. С другой стороны, формирование орга- нов окружной администрации и местного бюджета (Ханты-Мансийский округ в настоящее время входит в пятерку регионов с самым крупным бюджетом) по- зволило на месте решать многие вопросы регионального развития, в отличие от предыдущих лет, когда эти вопросы решались только в федеральном центре или же в областном центре этого региона — Тюмени.
В 1990-е годы в Ханты-Мансийском автономном округе постепенно реали- зуются два основных направления природоохранной деятельности: расшире- ние сети особо охраняемых природных территорий и формирование системы родовых земель, принадлежащих коренным жителям (Меркушина, Новиков, 1998). Общая площадь родовых угодий коренного населения составила почти 30 % от территории округа. Это, как правило, территории приоритетного тра- диционного природопользования.
Но в то же время правовое положение этих территорий очень непрочно. Закон о родовых землях только обсуждается и пока не принят в местном зако- нодательном органе. Обсуждение ведётся по двум вариантам этого закона. По одному из них родовые земли рассматриваются практически только в рамках актов земельного права, предполагающего исключительно имущественные от- ношения в связи с вопросами правового регулирования использования участ- ков традиционного природопользования коренных народов и этнических групп округа. По другому варианту (руководителем проекта является Л. С. Бо- гословская) родовые угодья рассматриваются как участки целостных экосистем с комплексом традиционных природных ресурсов, а также как основа социаль-
579
Культурный ландшафт как объект наследия
но-культурного и экономического развития коренных народов и этнических групп, ведущих традиционный образ жизни (Обсуждение концепций…, 1999). В этом случае родовые угодья реально могут выступать как законодательно ут- верждённые этнокультурные ландшафты.
В 1998 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа были образованы три природных парка. Два из них, которые находятся на традици- онных землях хантов,— «Нумто» и «Кондинские озера» — можно также счи- тать очень тесно связанными с этнокультурными территориями. Однако реали- зуемые сейчас в границах этих природных парков мероприятия в основном имеют природоохранный характер и в силу ведомственных причин мало затра- гивают область культурной и социальной политики.
В качестве нового конкретного регионального проекта, где сделана попытка совместить задачи охраны природы с активной деятельностью по реализации за- дач сохранения традиционного природопользования и социально-культурного развития, можно привести проект создания особо охраняемой природной и историко-культурной территории «Пунси» в Ханты-Мансийском автономном округе. Рассматриваемая территория расположена в южной части Нефтеюган- ского района в бассейне реки Большой Салым. Её название предложено по на- именованию озера и одноимённому названию поселения-юрт Пунси, что в пере- воде с местного хантыйского диалекта означает «утиный пух». Предполагаемая площадь этой территории примерно 6,5 тыс. кв. км.
Предложения по созданию здесь особо охраняемой природной территории были сформулированы достаточно давно (ещё в конце 1980-х годов) по ини- циативе биологов-болотоведов. Данная территория характеризуется сочетани- ем природных ландшафтов, типичных для подзоны средней тайги. Болотные массивы очень разнообразны по происхождению, стратиграфии торфяных от- ложений, структуре растительного покрова, гидрологическому режиму. Они включают типы болот, характерные для всей подзоны средней тайги, и являют- ся репрезентативным объектом для выявления пространственно-временных за- кономерностей их развития. По выраженности процессов заболачивания эта территория является мировым феноменом.
Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири вызвало необратимые нарушения природных комплексов. Участков, не затронутых техногенным воздействием, остаётся на этой огромной территории всё меньше. К их числу и относится рассматриваемый участок Салымо-Юган- ского междуречья. Спроектированная в 1980-х годах особо охраняемая природ- ная территория (в статусе природного заповедника) должна была включить уникальные ненарушенные болотные массивы, характерные для Ханты-Ман- сийского округа. В связи с этим было предложено сформировать границы охра- няемой территории по бассейновому признаку, когда выделяется не только ос- новной участок природного наследия, но и питающие его реки и ручьи, охрана которых является необходимым условием его сохранения. Вместе с тем данный проект совершенно не учитывал иное значение данного региона, связанное сего уникальными этнографическими характеристиками.
На этой территории сохраняется традиционная культура коренного насе- ления. Здесь существует около десяти традиционных поселений-юрт, жители
580
Управление культурными ландшафтами
которых представлены родами-фамилиями Каюковых и Когончиных. Истори- чески они относятся к юганской группе хантов и являются выходцами с Югана. Однако последние исследования позволяют сделать заключение, что к настоя- щему времени следует говорить о формировании здесь особой группы салым- ских хантов (Салымский край, 2000). Местные ханты сохранили практически всезнания и навыки, связанные с традиционным образом жизни, обладают ис- торическими технологиями и ремёслами.
На данной территории сохранилась самая южная в Западной Сибири попу- ляция северного оленя. Поэтому именно здесь возможно возрождение специ- фического традиционного вида хозяйственной деятельности — таёжного оле- неводства, намного отличающегося от тундрового оленеводства и практически к настоящему времени уже утраченного в этом и других регионах России. Здесь также существуют устойчивые популяции всех охотничье-промысловых видов животных, в том числе лося, выдры и соболя, что обеспечивает сохранение тра- диционного образа жизни.
В салымо-юганском междуречье сохранились традиционная система рассе- ления хантов, облик жилых и хозяйственных построек. Сохранность этого ком- понента этнокультурного ландшафта является уникальной, что видно на при- мере собственно поселения-юрт Пунси, где живет семья А. Д. Каюкова. Помимо жилых и хозяйственных построек (лабазов, предназначенных для хранения продуктов, печи и пр.), в структуру поселения входят: запасные лабазы, распо- ложенные в отдалении от основного жилища; охотничьи домики; рыболовец- кие домики и запруды; искусственно сооружённые в таёжном лесу загоны для оленей (оленьи огороды) вместе с небольшими домиками с дымокурами, пред- назначенными для их спасения от гнуса; установленные ловушки для глухарей, рыбные садки и пр.
Хантыйская ловушка для глухарей (фото П. Шульгина)
581
Культурный ландшафт как объект наследия
1999). Уникальность рассмот- ренному участку придаёт су- ществующий комплекс по- строек, связанных с таёжным оленеводством.
Хозяйственные лабазы в юртах семьи салымских хантов Каюковых (фото П.Шульгтна)
Одновременно рассматриваемая территория имеет и огромную археологи- ческую ценность. Здесь выявлено более 200 археологических памятников (посе- лений, городищ, могильников, святилищ, относящихся к разным эпохам). Это очень высокая концентрация памятников для данной природной зоны, и этот участок можно назвать одной из центральных археологических зон хантыйской истории. Большая часть археологических памятников, прослеживаемых по не- высоким грядам, поросшим в настоящее время соснами, связана с предками хантов. Древние городища упоминаются в легендах, многие из которых могут быть связаны с реальной историей.
Можно утверждать, что выделенная территория является местом концент- рации памятников истории и культуры, сохранения проживающей здесь само- бытной этнической группы хантов и сохранения традиционного природополь- зования в родовых угодьях. Это уникальный участок этнокультурного ланд- шафта в его естественности и полноте. Здесь также может идти речь об изучении и сохранении этнокультурного археологического ландшафта.
Сочетание на сравнительно небольшой территории этих двух важных осо- бенностей — уникального природного явления и редкого социокультурного фе- номена — является основанием для придания этому региону статуса особого охраняемого. В условиях существующего в настоящее время законодательства и местных экономических возможностей статус природного парка может соответ- ствовать как задачам охраны и использования уникальных природных систем, так и сохранению самобытной этнической группы коренного населения.
582
Управление культурными ландшафтами
Наталья Каюкова (справа) в традици- онной рабочей одежде салымских хантов (фото П. Шульгина)
Фактически в качестве основной цели деятельности парка формулируется задача создания особого природно-этнографического комплекса (этнокультурно- го ландшафта), специализация которого базируется на охране уникального при- родного наследия и на сохранении и использовании специфического культурного наследия коренных жителей при привлечении ряда других видов деятельности, на- пример, научных исследований, музейного дела, туризма.
Функционирование природного парка «Пунси» может сочетать в его орга- низационных рамках несколько направлений деятельности. Их совокупность может быть представлена следующим образом.
Сфера природного и культурного наследия. Она фактически составляет цент- ральное ядро, основу природного парка.
583
Культурный ландшафт как объект наследия
Перед природоохранными структурами природного парка «Пунси» ставят- ся следующие задачи:
сохранение неприкосновенности данного уникального природного уча- стка в целом как мирового феномена болотных массивов;
сохранение редких видов растительного мира (семейство орхидных, не- которые лишайники);
сохранение ландшафтной специфики региона (болотные ландшафты, кедровые гривы, озёра ледникового происхождения);
сохранение самой южной в Западной Сибири реликтовой популяции се- верного оленя, других охотничье-промысловых видов (особенно выдры и соболя), возрождение традиционных форм таёжного оленеводства, охоты, рыболовства.
Одной из важных функций болот является их роль в биосфере: влияние на водно-тепловой баланс, речной сток, рельеф, состав атмосферы. Болота играют значительную роль в глобальном цикле углерода, во многом регулируя кон- центрацию метана и углекислого газа в атмосфере. В свете современного изме- нения климата и роста температур, связанного с антропогенным увеличением содержания углерода в атмосфере, особенно важна охрана болот. На террито- рии проектируемого природного парка в течение почти двадцати лет ведутся комплексные исследования по оценке изменений природных условий и охране окружающей среды. Отсюда следует целесообразность организации комплексно- го природного мониторинга болотных систем Западной Сибири на базе природ- ного парка «Пунси».
Главными задачами сохранения культурного наследия, которые предпола- гается реализовать в рамках этого структурного блока, являются:
выявление и охрана памятников истории и культуры на всей территории природного парка (памятников археологии и объектов традиционной культуры хантов);
разработка комплексного подхода к охране мемориального пространст- ва, объединяющего следы различных исторических эпох на данной тер- ритории во всем их многообразии;
разработка концепции сохранения этнической самобытности группы са- лымских хантов и сохранение этнокультурного ландшафтного комплек- са хантыйских поселений в естественном пространстве;
разработка предложений по современным формам использования раз- личных объектов культурного наследия на территории природного парка.
Деятельность по выявлению и сохранению наследия является основной, специализированной для природного парка, но не единственной.
На основеглавной функции по сохранению природного и историко-куль- турного наследия существуют достаточные предпосылки для развития науч- но-образовательной деятельности. Этот вид деятельности может развиваться по нескольким направлениям.
Развитие научных исследований. Эта работа должна быть направлена, преж- де всего, на исследование уникальных природных комплексов данной местно- сти, отдельных редких видов растений и животных, изучение болотных ланд- шафтов, их генезиса, процессов торфонакопления, на сопоставление данных о
584
Управление культурными ландшафтами
состоянии окружающей среды и характеристик антропогенного воздействия. Очень интересным представляется также изучение культуры коренных жите- лей региона, их традиционного хозяйственного уклада. Природный парк может привлечь исследователей не только из различных научных учреждений страны, но и зарубежных специалистов, особенно интересующихся проблемами болот- ных комплексов и финно-угорскими народами. Основой для формирования научного направления деятельности парка может стать существующая здесь на- учная база биологического факультета Московского государственного универ- ситета имени М. В. Ломоносова.
Роль природного парка может быть весьма значимой в развитии образова- тельного потенциала региона. Здесь следует выделить разработку и реализацию программ, дополняющих школьные курсы (прежде всего экологическое образо- вание и краеведение) На территории природного парка может быть сформирован летний учебный лагерь для местных школьников и школьников Нефтеюганского района, основу которого могут составлять курсы по экологии, этнографические курсы, а также археологические занятия, краеведение. На базе тесного сотрудничества со школами и научными кадрами у природного парка появляется возможность подготовки в будущем своих собственных кадров, которые по-новому воспринимали бы экологические и культурные задачи возрождения родной земли.
Органичной частью этой структуры может стать информационно-изда- тельский блок с функциями создания специализированного банка данных, обобщения и обработки результатов экологического мониторинга, хранения и предоставления пользователям необходимой информации, а также всесторон- ней издательской деятельности.
Важным направлением в работе природного парка может стать турист- ско-экскурсионная деятельность. Это, как правило, немассовый туризм, а спе- циализированные программные туры для небольшого числа исследователей или просто лиц, заинтересованных в изучении уникальных природных комплексов или культуры и языка коренных жителей этого края — хантов. Подобный про- граммный тур может носить и характер собирания новых научных данных или коллекций, проведения целевых исследований в различных областях знаний.
Именно природный парк с его специалистами может обеспечить реализа- цию этих запросов и, учитывая небольшой поток туристов, самостоятельно ор- ганизовать его обслуживание, используя для этого или постройки местных хан- тов или имитацию традиционного жилища.
Подобные формы размещения и обслуживания туристов приняты в миро- вой практике, они практически не создают помех сохранению наследия и в то же время являются чрезвычайно привлекательными для исследователей, лиц с раз- личными научными интересами, туристов, специально выбирающих данную цель. Такой программный туризм может стать важным источником дополни- тельных доходов природного парка.
Историко-хозяйственная сфера должна стать неотъемлемой частью суще- ствования природного парка, без которой задачи сохранения этнической само- бытности и туристско-экскурсионной деятельности не реализуются в достаточ- ной степени. Она включает сохранение и возрождение традиционных форм природопользования во всём их многообразии и в исторически обусловленном
585
Культурный ландшафт как объект наследия
виде. Это различные формы местных промыслов, способы охоты, ловли и при- готовления рыбы и дичи, восстановление таёжного оленеводства, изготовление традиционных изделий.
В результате в круг сохраняемых и возрождаемых объектов наследия вво- дится также совокупность элементов традиционного природопользования и исторических технологий.
Вся система как непосредственно охранительных, так и хозяйственных ме- роприятий обязательно должна быть связана с функционированием социаль- ного комплекса. Он предполагает, наряду с созданием системы жизнеобеспече- ния структур природного парка (включая кадровую политику, привлечение специалистов и участие местных жителей), разработку и реализацию специаль- ной социальной программы, направленной на улучшение условий и уровня жизни коренных жителей, проживающих на территории парка. Это очень важ- ный элемент будущей программы развития парка, поскольку именно прожива- ние здесь в естественных ландшафтных условиях специфической группы хан- тов, бытование традиционной культуры, навыков и умений позволяет выде- лить данную территорию не только как чисто природный участок, но и как территорию историко-культурного наследия.
Организация природного парка может стимулировать такие важные на- правления социального развития, как создание дополнительных рабочих мест, разработка культурно-просветительной и образовательная программ, форми- рование системы хранения и сбыта местной продукции. Важным социальным аспектом является и разработка различных форм участия местного населения в программах развития природного парка.
Предполагается, что довольно сложная функциональная структура парка «Пунси» будет складываться достаточно длительное время (в зависимости от фи- нансовых и организационных предпосылок). Важно подчеркнуть, однако, что вы- деленные функции в той или иной форме будут учитываться при формировании управленческих звеньев парка, в структуре его организационной деятельности. Многофункциональностьдеятельностиприродногопаркатакжепозволитобеспе- чить устойчивость его развития и создаст дополнительный экономический ресурс.
С реализацией предложенных концептуальных направлений развития природный парк сможет стать не только природоохранным учреждением, но и особой организацией, имеющей гуманитарную направленность и выполняю- щей важную социальную функцию на фоне интенсивной промышленной спе- циализации Нефтеюганского района. Деятельность природного парка может сказаться на социальном и экономическом развитии района в целом.
Создаваемая в Нефтеюганском районе особо охраняемая природная и ис- торико-культурная территория является одной из немногих попыток форми- рования подобной природно-этнографической территории в России. Она мо- жет стать в перспективе достаточно мощным импульсом социокультурной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа, а также важным фактором национального культурного развития народов Севера в целом.
В то же время данный проект не является единственным. Можно привести также пример разработки и обоснования ещё нескольких научных проектов, на- правленных на сохранение именно этнокультурных ландшафтов. Наиболее ак-
586
Управление культурными ландшафтами
тивно данные проекты разрабатываются на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Эти работы ведутся на территориях уже созданных природных парков «Нумто»и«Кондинские озёра». Проводится работа по выделению и охране священных мест коренного населения (Балалаева, 1999).
Можно также отметить, что в работах Всероссийского общества охраны природы, помимо предложений о выделении и создании новых охраняемых природных объектов и территорий, также отдельно выделены «территории тра- диционного природопользования» — 34 территории, которые представляют из себя этно-экологические зоны — ареалы компактного проживания малочис- ленных народов Севера и северные старожильческие поселения, а также терри- тории на Северном Кавказе (Особо ценные территории…, 1997).
Таким образом, идея выделения и охраны этнокультурного ландшафта ак- тивно выдвигается и обсуждается в российской науке уже более 10 лет. Законо- дательная практика пока не проявляет должного внимания к проблемам фор- мирования этнокультурных ландшафтов, и отсутствие законодательных актов значительно сдерживает внедрение в практику уже наработанных идей и пред- ложений. В то же время в последние годы частично удаётся реализовать некото- рые предложения по сохранению этнокультурных ландшафтов в рамках воз- можностей, создаваемых российским законодательством об охране природных территорий. Такая политика наиболее активно осуществляется на северных территориях при формировании новых природных и национальных парков. Существующие научные разработки и имеющиеся практические результаты позволяют активизировать усилия по внедрению на федеральном и на регио- нальном уровнях новых законодательных предложений, способствующих со- хранению этнокультурных ландшафтов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724