logo
Landscape

4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов

(на примере территорий российского Севера)

П. М. Шульгин

Вконце 1980-х годов благодаря комплексным исследова- ниям историков, этнографов и биологов, посвящённым изучению традиционной культуры малочисленных народов, и их предложени- ям по сохранению культурной самобытности этих народов или различных эт- нических групп в научные труды и практическую деятельность многих россий- ских учёных и законодателей стало активно внедряться понятие «этнических территорий» и «эколого-этнических территорий». Так, в 1989–1990 гг. для При- морского края и Чукотки были сформулированы предложения по созданию охраняемых территорий, на которых поддерживались бы традиционное приро- допользование, традиционно хозяйствование и привычный образ жизни мест- ного населения (Система охраняемых природных территорий…, 1989; Бого- словская, 1990).

Практически одновременно И. И. Крупником было сформулировано и проиллюстрировано на примере изучения традиционного образа жизни аркти- ческих и субарктических охотников на морского зверя и оленеводов российско- го Севера теоретическое представление об этноэкосистемах. Основу подобных этноэкосистем составляют устойчивые этнические коллективы, связанные со- вместным использованием земель, общим трудом и расселением на определен- ной территории (Крупник, 1989).

Этно-экологические территории, выделяемые в рамках данного подхода, в частности, могут быть представлены местами расселения малочисленных на- родов Севера или сравнительно изолированными местами проживания неболь- ших этнических групп других более крупных народов, в пределах которых сформировалась их традиционная культура, особая система расселения и облик поселения, находятся их традиционные хозяйственные угодья и священные места. Многие природные объекты связаны у местного населения с историче- скими преданиями или мифологическими представлениями, зачастую они да- же одушевляются (это могут быть реки, возвышенности, отдельные деревья и пр.). В рамках этой территории формируется и особая, свойственная данному этносу или этнографической группе, языковая система. Эта территория хранит историю народа и одновременно является хозяйственной и культурной осно- вой его современного проживания.

Вот почему огромную важность приобретает сохранение именно этниче-

576

Управление культурными ландшафтами

ского исторического пространства. Его выделение и защита от резких внешних производственных воздействий являются залогом сохранения традиционной культуры, традиционных форм хозяйствования, залогом использования на- ционального языка, сохранения самобытности местного населения. Именно как территория это этно-экологическое пространство может получить особый ох- ранный статус и законодательную защиту, что является гарантией сохранения здесь не только историко-культурного и природного наследия, но и гарантией сохранения данного этноса. Подобная территория напрямую связывается с тео- ретическим представлением об этнокультурном ландшафте.

В настоящее время вопросы сохранения этнокультурных ландшафтов не имеют чёткого законодательного регулирования и не входят прямо в компетен- цию того или иного государственного органа. Вместе с тем, на практике этно- культурные ландшафты могут получить некоторую защиту в рамках природо- охранного законодательства, а в последние годы проблема их охраны привлека- ет внимание ряда крупных музеев-заповедников, являющихся учреждениями, которые подчиняются Министерству культуры Российской Федерации и дейст- вуют в рамках основ законодательства о культуре.

Значительная часть национальных парков также имеет этнографическую составляющую, и их территории могут рассматриваться в качестве историче- ских или современных этнокультурных ландшафтов. Как пример можно при- вести один из созданных в последние годы национальных парков на террито- рии России — парк «Аланхай» в Агинском Бурятском автономном округе(1999 год). Самой большой достопримечательностью парка является гора Аланхай с отрогами. Территория парка отличается богатством видового состава растений и животных, источниками минеральных вод, на её примере можно проследить этапность геологического развития региона. Нов то же время эта гора на протя- жении сотен лет была местом поклонения коренного населения — бурят, испо- ведующих буддизм. Здесь расположен аланхайский культовый буддистский комплекс, который фактически является шестым по значению святым местом для буддистов всего мира.

Первые попытки создания охраняемых территорий, которые можно прямо отождествить с этнокультурными ландшафтами, относятся к периоду конца 1980-х — начала 1990-х годов. Именно это время, связанное с перестройкой и изменением многих устоявшихся шаблонов в различных областях государст- венной практики, стало катализатором новых идей и в деле сохранения истори- ко-культурного наследия малочисленных народов Севера и старожильческого населения северных территорий. Первой работой в этом направлении можно считать проект формирования системы охраняемых природных территорий в экологической программе Приморского края. Данная концепция была выпол- нена специалистами Биолого-почвенного института Дальневосточного отделе- ния Академии наук СССР в 1989 году (Система охраняемых природных терри- торий…, 1989).

Впервые в этой работе была поставлена задача создания системы «этниче- ских» территорий, предложенная Л. Я. Иващенко и разработанная ею при со- действии активной общественной деятельницы движения за развитие мало- численных народов бассейна реки Амур Е. А. Гаер. Цель работы заключалась в

577

Культурный ландшафт как объект наследия

обосновании предложений к общей экологической программе Приморского края. Помимо предложений о сохранении памятников природы, других цен- ных или эталонных природных объектов и территорий, в работе высказыва- лась обеспокоенность проблемами социальной и экономической жизни ко- ренного населения. В Приморском крае (как и во многих других территориях российского Севера) утвердилось представление о не перспективности многих мелких национальных поселений, значительно сокращались объемы традици- онного промыслового хозяйства в связи с приоритетом развития лесной про- мышленности.

В целях сохранения коренных народов этого региона в работе предполага- лось, наряду с необходимостью срочного решения социальных вопросов (обес- печение благоустроенным жильём, создание благоприятных условий для подго- товки национальных кадров, сохранение национальной культуры), решить зада- чи сохранения качества среды в местах традиционного проживания коренного населения края и восстановления ресурсов охотничьих угодий. С этой целью в местах исторического проживания и промысловой деятельности малочислен- ных народов предполагалось образование системы «этнических территорий» с особым режимом природопользования, фактически ориентированных на сохра- нение этнокультурных ландшафтов (Система охраняемых природных террито- рий…, 1989).

Для этих целей в Приморском крае выделялись четыре основные зоны про- живания и промысловой деятельности коренного населения. В основном это таёжные территории и прибрежные морские участки. Предполагаемая общая их площадь составляла около50 тыс. кв. км, то есть почти 30% территории При- морского края. Данные предложения, к сожалению, не были реализованы ни в трактовке, в которой они выдвигались (как создание «этнических террито- рий»), ни в форме особо охраняемых территорий. Частично они были учтены при разработке программы природоохранных работ на территории края.

Примерно в эти же годы предложение о создании эколого-этнической тер- ритории было выдвинуто Л. С. Богословской при разработке проекта создания особо охраняемой природной территории на Чукотском полуострове. В перво- начальном проекте данная территория выступала как международный нацио- нальный парк, расположенный в России и США по обеим сторонам Берингова пролива и получивший название «Берингия» (Богословская, 1989; International Park Programm…, 1989).

Ключевой задачей создания этого парка было сохранение этнической тер- ритории (и акватории) традиционного природопользования, возрождение тра- диционной системы расселения и заброшенных старых поселков коренных жи- телей этой земли — чукчей и эскимосов — как главного фактора сохранения и возрождения национальной культуры. Таким образом, объектом охраны здесь становился этнокультурный ландшафт (хотя в самом документе этот термин практически не использовался). Создание национального парка «Берингия» на территории двух государств по обе стороны Берингова пролива отвечало усло- виям сохранения природных черт и природного своеобразия этой единой тер- ритории. Оно также отвечало и условиям возобновления родственных и родо- вых контактов между чукчами и эскимосами, проживающими в разных стра-

578

Управление культурными ландшафтами

нах, которые были прерваны на несколько десятилетий в результате политики изоляции, проводившейся советским государством.

Этот проект, детально разработанный в начале 1990-х годов, был одним из наиболее обоснованных проектов, формулирующих конкретные перспективы этнического развития и одновременно сохранения этнокультурного ландшаф- та. К сожалению, он не мог быть реализован в те годы из-за отсутствия соответ- ствующего законодательства. Только после принятия в 1995 году закона «Об особо охраняемых природных территориях» в Чукотском автономном округе был образован природный парк «Берингия», имеющий региональное, но не фе- деральное подчинение (на территории США район Берингии является частью национального парка). Подчиненность парка местным органам охраны приро- ды Чукотского автономного округа и реализация на его территории только спе- цифических природоохранных задач, без должного учёта культурных про- грамм, не позволили в достаточной мере реализовать намеченный проект. Сле- дует, однако, подчеркнуть, что идеи, положенные в основу проекта «Берингия» в последующем активно использовались при разработке подобных предложе- ний в других регионах страны и при формулировании новых законодательных инициатив.

В середине 1990-х годов новые предложения по формированию охраняе- мых этнокультурных территорий стали разрабатываться на территории Хан- ты-Мансийского автономного округа. Это связано, с одной стороны, с очень интенсивным освоением нефтяных и газовых ресурсов этой территории и со всё нарастающей угрозой уничтожения природных ресурсов округа и традици- онной среды обитания хантов и манси. С другой стороны, формирование орга- нов окружной администрации и местного бюджета (Ханты-Мансийский округ в настоящее время входит в пятерку регионов с самым крупным бюджетом) по- зволило на месте решать многие вопросы регионального развития, в отличие от предыдущих лет, когда эти вопросы решались только в федеральном центре или же в областном центре этого региона — Тюмени.

В 1990-е годы в Ханты-Мансийском автономном округе постепенно реали- зуются два основных направления природоохранной деятельности: расшире- ние сети особо охраняемых природных территорий и формирование системы родовых земель, принадлежащих коренным жителям (Меркушина, Новиков, 1998). Общая площадь родовых угодий коренного населения составила почти 30 % от территории округа. Это, как правило, территории приоритетного тра- диционного природопользования.

Но в то же время правовое положение этих территорий очень непрочно. Закон о родовых землях только обсуждается и пока не принят в местном зако- нодательном органе. Обсуждение ведётся по двум вариантам этого закона. По одному из них родовые земли рассматриваются практически только в рамках актов земельного права, предполагающего исключительно имущественные от- ношения в связи с вопросами правового регулирования использования участ- ков традиционного природопользования коренных народов и этнических групп округа. По другому варианту (руководителем проекта является Л. С. Бо- гословская) родовые угодья рассматриваются как участки целостных экосистем с комплексом традиционных природных ресурсов, а также как основа социаль-

579

Культурный ландшафт как объект наследия

но-культурного и экономического развития коренных народов и этнических групп, ведущих традиционный образ жизни (Обсуждение концепций…, 1999). В этом случае родовые угодья реально могут выступать как законодательно ут- верждённые этнокультурные ландшафты.

В 1998 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа были образованы три природных парка. Два из них, которые находятся на традици- онных землях хантов,— «Нумто» и «Кондинские озера» — можно также счи- тать очень тесно связанными с этнокультурными территориями. Однако реали- зуемые сейчас в границах этих природных парков мероприятия в основном имеют природоохранный характер и в силу ведомственных причин мало затра- гивают область культурной и социальной политики.

В качестве нового конкретного регионального проекта, где сделана попытка совместить задачи охраны природы с активной деятельностью по реализации за- дач сохранения традиционного природопользования и социально-культурного развития, можно привести проект создания особо охраняемой природной и историко-культурной территории «Пунси» в Ханты-Мансийском автономном округе. Рассматриваемая территория расположена в южной части Нефтеюган- ского района в бассейне реки Большой Салым. Её название предложено по на- именованию озера и одноимённому названию поселения-юрт Пунси, что в пере- воде с местного хантыйского диалекта означает «утиный пух». Предполагаемая площадь этой территории примерно 6,5 тыс. кв. км.

Предложения по созданию здесь особо охраняемой природной территории были сформулированы достаточно давно (ещё в конце 1980-х годов) по ини- циативе биологов-болотоведов. Данная территория характеризуется сочетани- ем природных ландшафтов, типичных для подзоны средней тайги. Болотные массивы очень разнообразны по происхождению, стратиграфии торфяных от- ложений, структуре растительного покрова, гидрологическому режиму. Они включают типы болот, характерные для всей подзоны средней тайги, и являют- ся репрезентативным объектом для выявления пространственно-временных за- кономерностей их развития. По выраженности процессов заболачивания эта территория является мировым феноменом.

Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири вызвало необратимые нарушения природных комплексов. Участков, не затронутых техногенным воздействием, остаётся на этой огромной территории всё меньше. К их числу и относится рассматриваемый участок Салымо-Юган- ского междуречья. Спроектированная в 1980-х годах особо охраняемая природ- ная территория (в статусе природного заповедника) должна была включить уникальные ненарушенные болотные массивы, характерные для Ханты-Ман- сийского округа. В связи с этим было предложено сформировать границы охра- няемой территории по бассейновому признаку, когда выделяется не только ос- новной участок природного наследия, но и питающие его реки и ручьи, охрана которых является необходимым условием его сохранения. Вместе с тем данный проект совершенно не учитывал иное значение данного региона, связанное сего уникальными этнографическими характеристиками.

На этой территории сохраняется традиционная культура коренного насе- ления. Здесь существует около десяти традиционных поселений-юрт, жители

580

Управление культурными ландшафтами

которых представлены родами-фамилиями Каюковых и Когончиных. Истори- чески они относятся к юганской группе хантов и являются выходцами с Югана. Однако последние исследования позволяют сделать заключение, что к настоя- щему времени следует говорить о формировании здесь особой группы салым- ских хантов (Салымский край, 2000). Местные ханты сохранили практически всезнания и навыки, связанные с традиционным образом жизни, обладают ис- торическими технологиями и ремёслами.

На данной территории сохранилась самая южная в Западной Сибири попу- ляция северного оленя. Поэтому именно здесь возможно возрождение специ- фического традиционного вида хозяйственной деятельности — таёжного оле- неводства, намного отличающегося от тундрового оленеводства и практически к настоящему времени уже утраченного в этом и других регионах России. Здесь также существуют устойчивые популяции всех охотничье-промысловых видов животных, в том числе лося, выдры и соболя, что обеспечивает сохранение тра- диционного образа жизни.

В салымо-юганском междуречье сохранились традиционная система рассе- ления хантов, облик жилых и хозяйственных построек. Сохранность этого ком- понента этнокультурного ландшафта является уникальной, что видно на при- мере собственно поселения-юрт Пунси, где живет семья А. Д. Каюкова. Помимо жилых и хозяйственных построек (лабазов, предназначенных для хранения продуктов, печи и пр.), в структуру поселения входят: запасные лабазы, распо- ложенные в отдалении от основного жилища; охотничьи домики; рыболовец- кие домики и запруды; искусственно сооружённые в таёжном лесу загоны для оленей (оленьи огороды) вместе с небольшими домиками с дымокурами, пред- назначенными для их спасения от гнуса; установленные ловушки для глухарей, рыбные садки и пр.

Хантыйская ловушка для глухарей (фото П. Шульгина)

Весь этот занимаемый семьей А. Д. Каюкова участок размером примерно 20 на 20 км наполнен системой троп, проходящих как по твёрдым грядам, так и по болотистым территориям, на которых тропа поддерживается гатями. В це- лом система семейных угодий очень близка к схемам, приведенным в исследо- ваниях Э. Вигета (Очерки истории традиционного землепользования хантов…,

581

Культурный ландшафт как объект наследия

1999). Уникальность рассмот- ренному участку придаёт су- ществующий комплекс по- строек, связанных с таёжным оленеводством.

Хозяйственные лабазы в юртах семьи салымских хантов Каюковых (фото П.Шульгтна)

В пределах рассматривае- мой территории доминируют болотные ландшафты. Сред- няя заболоченность террито- рии колеблется в пределах 50– 70%. В соответствии с ботани- ко-географическим райониро- ванием, регион расположен в подзоне средней тайги. Лесные ландшафты с берёзово-кедро- во-сосновыми кустарничко- во-зеленомошными и ело- во-кедровыми мохово-травя- ными лесами не занимают больших площадей, они при- урочены к речным увалам и грядам. Болота обеспечивают существование редких, исчезающих или находя- щихся под угрозой уничтожения видов растений и животных. Кроме того, они являются ценными охотничьими и промысловыми угодьями.

Одновременно рассматриваемая территория имеет и огромную археологи- ческую ценность. Здесь выявлено более 200 археологических памятников (посе- лений, городищ, могильников, святилищ, относящихся к разным эпохам). Это очень высокая концентрация памятников для данной природной зоны, и этот участок можно назвать одной из центральных археологических зон хантыйской истории. Большая часть археологических памятников, прослеживаемых по не- высоким грядам, поросшим в настоящее время соснами, связана с предками хантов. Древние городища упоминаются в легендах, многие из которых могут быть связаны с реальной историей.

Можно утверждать, что выделенная территория является местом концент- рации памятников истории и культуры, сохранения проживающей здесь само- бытной этнической группы хантов и сохранения традиционного природополь- зования в родовых угодьях. Это уникальный участок этнокультурного ланд- шафта в его естественности и полноте. Здесь также может идти речь об изучении и сохранении этнокультурного археологического ландшафта.

Сочетание на сравнительно небольшой территории этих двух важных осо- бенностей — уникального природного явления и редкого социокультурного фе- номена — является основанием для придания этому региону статуса особого охраняемого. В условиях существующего в настоящее время законодательства и местных экономических возможностей статус природного парка может соответ- ствовать как задачам охраны и использования уникальных природных систем, так и сохранению самобытной этнической группы коренного населения.

582

Управление культурными ландшафтами

Наталья Каюкова (справа) в традици- онной рабочей одежде салымских хантов (фото П. Шульгина)

В общем подходе такая идея была сформулирована в рамках международ- ного семинара «Болота и археология», проходившего в 1988 году. Более деталь- но проект создания здесь природной и этнографической территории выполнен в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного на- следия им. Д. С. Лихачёва совместно со специалистами Центра историко-куль- турного наследия Нефтеюганского рай- она, биологического факультета Мос- ковского государственного университета им. М. В. Ломоносова, исследователями из Тюмени, Екатеринбурга, Санкт-Пе- тербурга (Болота и люди…, 2000). Его ре- зультаты были заслушаны и одобрены в администрации Нефтеюганского района с присутствием всех заинтересованных сторон и представителей различных служб местной власти. В настоящее вре- мя по созданию природного парка «Пун- си» готовится специальный документ ад- министрации Ханты-Мансийского авто- номного округа. В качестве основной цели организации природного парка «Пунси», создаваемого в салымо-юган- ском междуречье, определена охрана природных комплексов и уникального ис- торико-культурного наследия салымских хантов. Решение этой проблемы предполагает реализацию двух основных направлений деятельности природно- го парка. Первое сопряжено с выявлением природного наследия и обосновани- ем системы мероприятий по охране природных характеристик данного участка. Второе направление связано с принятием мер по возрождению традиционного природопользования, сохранению традиционного образа жизни, системы рас- селенияи архитектурных особенностей жилища хантов этого региона и органи- зации своеобразной ландшафтной и этнокультурной территории.

Фактически в качестве основной цели деятельности парка формулируется задача создания особого природно-этнографического комплекса (этнокультурно- го ландшафта), специализация которого базируется на охране уникального при- родного наследия и на сохранении и использовании специфического культурного наследия коренных жителей при привлечении ряда других видов деятельности, на- пример, научных исследований, музейного дела, туризма.

Функционирование природного парка «Пунси» может сочетать в его орга- низационных рамках несколько направлений деятельности. Их совокупность может быть представлена следующим образом.

Сфера природного и культурного наследия. Она фактически составляет цент- ральное ядро, основу природного парка.

583

Культурный ландшафт как объект наследия

Перед природоохранными структурами природного парка «Пунси» ставят- ся следующие задачи:

Одной из важных функций болот является их роль в биосфере: влияние на водно-тепловой баланс, речной сток, рельеф, состав атмосферы. Болота играют значительную роль в глобальном цикле углерода, во многом регулируя кон- центрацию метана и углекислого газа в атмосфере. В свете современного изме- нения климата и роста температур, связанного с антропогенным увеличением содержания углерода в атмосфере, особенно важна охрана болот. На террито- рии проектируемого природного парка в течение почти двадцати лет ведутся комплексные исследования по оценке изменений природных условий и охране окружающей среды. Отсюда следует целесообразность организации комплексно- го природного мониторинга болотных систем Западной Сибири на базе природ- ного парка «Пунси».

Главными задачами сохранения культурного наследия, которые предпола- гается реализовать в рамках этого структурного блока, являются:

Деятельность по выявлению и сохранению наследия является основной, специализированной для природного парка, но не единственной.

На основеглавной функции по сохранению природного и историко-куль- турного наследия существуют достаточные предпосылки для развития науч- но-образовательной деятельности. Этот вид деятельности может развиваться по нескольким направлениям.

Развитие научных исследований. Эта работа должна быть направлена, преж- де всего, на исследование уникальных природных комплексов данной местно- сти, отдельных редких видов растений и животных, изучение болотных ланд- шафтов, их генезиса, процессов торфонакопления, на сопоставление данных о

584

Управление культурными ландшафтами

состоянии окружающей среды и характеристик антропогенного воздействия. Очень интересным представляется также изучение культуры коренных жите- лей региона, их традиционного хозяйственного уклада. Природный парк может привлечь исследователей не только из различных научных учреждений страны, но и зарубежных специалистов, особенно интересующихся проблемами болот- ных комплексов и финно-угорскими народами. Основой для формирования научного направления деятельности парка может стать существующая здесь на- учная база биологического факультета Московского государственного универ- ситета имени М. В. Ломоносова.

Роль природного парка может быть весьма значимой в развитии образова- тельного потенциала региона. Здесь следует выделить разработку и реализацию программ, дополняющих школьные курсы (прежде всего экологическое образо- вание и краеведение) На территории природного парка может быть сформирован летний учебный лагерь для местных школьников и школьников Нефтеюганского района, основу которого могут составлять курсы по экологии, этнографические курсы, а также археологические занятия, краеведение. На базе тесного сотрудничества со школами и научными кадрами у природного парка появляется возможность подготовки в будущем своих собственных кадров, которые по-новому воспринимали бы экологические и культурные задачи возрождения родной земли.

Органичной частью этой структуры может стать информационно-изда- тельский блок с функциями создания специализированного банка данных, обобщения и обработки результатов экологического мониторинга, хранения и предоставления пользователям необходимой информации, а также всесторон- ней издательской деятельности.

Важным направлением в работе природного парка может стать турист- ско-экскурсионная деятельность. Это, как правило, немассовый туризм, а спе- циализированные программные туры для небольшого числа исследователей или просто лиц, заинтересованных в изучении уникальных природных комплексов или культуры и языка коренных жителей этого края — хантов. Подобный про- граммный тур может носить и характер собирания новых научных данных или коллекций, проведения целевых исследований в различных областях знаний.

Именно природный парк с его специалистами может обеспечить реализа- цию этих запросов и, учитывая небольшой поток туристов, самостоятельно ор- ганизовать его обслуживание, используя для этого или постройки местных хан- тов или имитацию традиционного жилища.

Подобные формы размещения и обслуживания туристов приняты в миро- вой практике, они практически не создают помех сохранению наследия и в то же время являются чрезвычайно привлекательными для исследователей, лиц с раз- личными научными интересами, туристов, специально выбирающих данную цель. Такой программный туризм может стать важным источником дополни- тельных доходов природного парка.

Историко-хозяйственная сфера должна стать неотъемлемой частью суще- ствования природного парка, без которой задачи сохранения этнической само- бытности и туристско-экскурсионной деятельности не реализуются в достаточ- ной степени. Она включает сохранение и возрождение традиционных форм природопользования во всём их многообразии и в исторически обусловленном

585

Культурный ландшафт как объект наследия

виде. Это различные формы местных промыслов, способы охоты, ловли и при- готовления рыбы и дичи, восстановление таёжного оленеводства, изготовление традиционных изделий.

В результате в круг сохраняемых и возрождаемых объектов наследия вво- дится также совокупность элементов традиционного природопользования и исторических технологий.

Вся система как непосредственно охранительных, так и хозяйственных ме- роприятий обязательно должна быть связана с функционированием социаль- ного комплекса. Он предполагает, наряду с созданием системы жизнеобеспече- ния структур природного парка (включая кадровую политику, привлечение специалистов и участие местных жителей), разработку и реализацию специаль- ной социальной программы, направленной на улучшение условий и уровня жизни коренных жителей, проживающих на территории парка. Это очень важ- ный элемент будущей программы развития парка, поскольку именно прожива- ние здесь в естественных ландшафтных условиях специфической группы хан- тов, бытование традиционной культуры, навыков и умений позволяет выде- лить данную территорию не только как чисто природный участок, но и как территорию историко-культурного наследия.

Организация природного парка может стимулировать такие важные на- правления социального развития, как создание дополнительных рабочих мест, разработка культурно-просветительной и образовательная программ, форми- рование системы хранения и сбыта местной продукции. Важным социальным аспектом является и разработка различных форм участия местного населения в программах развития природного парка.

Предполагается, что довольно сложная функциональная структура парка «Пунси» будет складываться достаточно длительное время (в зависимости от фи- нансовых и организационных предпосылок). Важно подчеркнуть, однако, что вы- деленные функции в той или иной форме будут учитываться при формировании управленческих звеньев парка, в структуре его организационной деятельности. Многофункциональностьдеятельностиприродногопаркатакжепозволитобеспе- чить устойчивость его развития и создаст дополнительный экономический ресурс.

С реализацией предложенных концептуальных направлений развития природный парк сможет стать не только природоохранным учреждением, но и особой организацией, имеющей гуманитарную направленность и выполняю- щей важную социальную функцию на фоне интенсивной промышленной спе- циализации Нефтеюганского района. Деятельность природного парка может сказаться на социальном и экономическом развитии района в целом.

Создаваемая в Нефтеюганском районе особо охраняемая природная и ис- торико-культурная территория является одной из немногих попыток форми- рования подобной природно-этнографической территории в России. Она мо- жет стать в перспективе достаточно мощным импульсом социокультурной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа, а также важным фактором национального культурного развития народов Севера в целом.

В то же время данный проект не является единственным. Можно привести также пример разработки и обоснования ещё нескольких научных проектов, на- правленных на сохранение именно этнокультурных ландшафтов. Наиболее ак-

586

Управление культурными ландшафтами

тивно данные проекты разрабатываются на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Эти работы ведутся на территориях уже созданных природных парков «Нумто»и«Кондинские озёра». Проводится работа по выделению и охране священных мест коренного населения (Балалаева, 1999).

Можно также отметить, что в работах Всероссийского общества охраны природы, помимо предложений о выделении и создании новых охраняемых природных объектов и территорий, также отдельно выделены «территории тра- диционного природопользования» — 34 территории, которые представляют из себя этно-экологические зоны — ареалы компактного проживания малочис- ленных народов Севера и северные старожильческие поселения, а также терри- тории на Северном Кавказе (Особо ценные территории…, 1997).

Таким образом, идея выделения и охраны этнокультурного ландшафта ак- тивно выдвигается и обсуждается в российской науке уже более 10 лет. Законо- дательная практика пока не проявляет должного внимания к проблемам фор- мирования этнокультурных ландшафтов, и отсутствие законодательных актов значительно сдерживает внедрение в практику уже наработанных идей и пред- ложений. В то же время в последние годы частично удаётся реализовать некото- рые предложения по сохранению этнокультурных ландшафтов в рамках воз- можностей, создаваемых российским законодательством об охране природных территорий. Такая политика наиболее активно осуществляется на северных территориях при формировании новых природных и национальных парков. Существующие научные разработки и имеющиеся практические результаты позволяют активизировать усилия по внедрению на федеральном и на регио- нальном уровнях новых законодательных предложений, способствующих со- хранению этнокультурных ландшафтов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4