2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
Т. А. Исаченко
Русская усадьба — явление многомерное. Она является и природным и культурным феноменом; это и территория и культурно-исторический текст. В этом двуединстве — уникальность старин- ных усадеб и их современное значение для староосвоенных регионов России, где проживает основная часть населения страны.
Старинная усадьба — это не только территория, где располагались гос- подский дом, службы, хозяйственные постройки, церковь, парк, сельскохозяй- ственные и лесные угодья. Здесь соединялись природные условия местности, определенная система природопользования, культура бытовая и художествен- ная. Что выращивали на полях, по какому принципу разбивали парк, какую символику вкладывали в его обустройство, архитектура дома и служб, приез- жавшие гости, бытовая и духовная жизнь хозяев — все это входило в понятие русской усадьбы. Усадьба — это хозяйственный комплекс и жилище, но жи- лище особое — родовое гнездо, место, где рождались, жили и умирали не- сколько поколений. Здесь память личная переплеталась с памятью историче- ской: могилы предков, античные руины в парке, обелиски, посвященные ми- нувшим событиям и людям — все это помогало осознать себя в канве времени. Усадьба — это место, дававшее ощущение свободы, возможность творчества. Безграничность пространства, открывавшегося за пределами уса- дебного парка, определяла особый духовный склад живущих здесь людей. Усадьба — это родина. Недаром для многих потеря усадьбы, дома была равно- значна потере родины. В. Набоков (1991), уехав из «белой усадьбы на муравча- том холме», так никогда и не обрел другого дома, другой родины. Его роман «Другие берега» — это роман-прощание не только с усадьбами Рождествено, Выра, Батово, но и с Россией.
Для географов старинные усадьбы — это особое культурное и природное пространство, культурный ландшафт. К изучению любого культурного ланд- шафта должен применяться междисциплинарный подход, а для усадебного это особенно важно в силу специфики самой дворянской усадьбы. Сейчас изучени- ем феномена русской усадьбы занимаются самые разные специалисты: от эко- номистов, историков, философов, архитекторов, искусствоведов до ботаников и ландшафтоведов. Русская усадьба оказала влияние не только на формирова- ние нескольких поколений русской аристократии, культуру столиц и провин-
186
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
ции, но и изменила природу, создала уникальный усадебный ландшафт, напол- нив его особым смыслом.
Современные усадебные ландшафты — это культурные ландшафты, вклю- чающие сохранившиеся фрагменты старинных дворянских усадеб или несу- щие на себе отпечаток их воздействия 1. Усадебный ландшафт относится к ре- ликтовым, то есть культурным ландшафтам, которые продолжают жить и раз- виваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом; это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды (Веде- нин, Кулешова, 2001).
Конечно, тот усадебный ландшафт, который мы видим сегодня, отличается от существовавшего здесь в XVIII-XIX вв., в период расцвета усадебной культу- ры. Поэтому введем термин исторический ландшафт, понимая под ним срез культурного ландшафта на определенный момент времени в прошлом, то есть реконструкцию культурного ландшафта прошлого, например, на момент его создания или наибольшего расцвета.
Восприятие (и соответственно образ) усадебного ландшафта во многом за- висит от подготовленности человека, соприкасающегося с ним. Это роднит уса- дебный ландшафт с художественным произведением (книгой, картиной, музы- кой). Необходимо обладать некоторым культурным багажом, богатым ассоциа- тивным рядом, определенными знаниями, чтобы проникнуть в сущность такого ландшафта. Когда усадебный ландшафт создавался, человек, формиро- вавший и воспринимавший его, легко ориентировался в символике образовав- шегося пространства. Современному человеку приходится расшифровывать усадебный ландшафт, насыщенный символами, как расшифровывают древние рукописи. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира, она многослойна и рассчитана на ак- тивную внутреннюю работу воспринимающего (Философский энциклопеди- ческий словарь, 1983). Недаром в отечественной географии существует подход, который можно интерпретировать как герменевтику ландшафта, то есть про- чтение культурного ландшафта как текста. Ведь прагматическое в культурном ландшафте неотделимо от смыслового (Каганский, 2001).
Усадебный ландшафт мы можем рассматривать с различных точек зрения, в зависимости от поставленных задач, а это может быть:
реконструкция исторического усадебного ландшафта на определенные моменты времени в прошлом;
прочтение усадебного ландшафта как текста;
выявление связи исторических усадебных ландшафтов с современными ландшафтами, которые несут в себе лишь отдельные черты наследия ста- ринных усадеб, сохраняющиеся после исчезновения соответствующей культуры;
изучение усадебного ландшафта как культурного и природного насле- дия;
сохранение усадебного ландшафта, его реставрация.
1 Термин «ландшафт» употребляется в разделе как синоним понятия ПТК (природно-тер- риториальный комплекс) вне зависимости от его ранга.
187
Культурный ландшафт как объект наследия
Задача настоящей публикации — рассмотреть лишь некоторые аспекты формирования и современного состояния усадебных ландшафтов, а также их роль в формировании культурного ландшафта России, одним из символов ко- торого стала дворянская усадьба. Имеются в виду не только и не столько круп- ные, достаточно хорошо сохранившиеся усадебные комплексы, не император- ские резиденции, а малые усадьбы. Таких усадеб насчитываются тысячи в ландшафтах европейской территории России, причем речь идет не о бывших когда-то, а лишь о тех, которые дошли до наших дней. Конечно, степень их со- хранности различна: где-то уцелел весь усадебный комплекс, как, например, в принадлежавшей директору Публичной библиотеки А. Н. Оленину усадьбе Приютино (ныне — музей-усадьба), а где-то — отдельные фрагменты парка или руины хозяйственных построек. Площадь таких усадеб варьирует от 1–2 га до 30–40 га. Однако во многих ландшафтах эти малые усадебные ком- плексы составляют культурно-исторический фон, неотъемлемую часть пейза- жа. Это выражается в их воздействии на формирование облика и образа терри- тории, причем для некоторых ландшафтных районов роль малых усадеб осо- бенно важна.
Исследования проводились на территории современной Ленинградской области, некогда входившей в состав Санкт-Петербургской губернии. Появле- ние усадеб в этом регионе связано с Санкт-Петербургом. Не задумай Петр «Рос- сию вздернуть на дыбы», не откажись он от Москвы-матушки, не появилось бы такого количества усадеб на приневских землях. Это самый северный ареал рас- пространения усадебной культуры в России.
Первые сведения об усадьбах на территории Санкт-Петербургской губер- нии относятся к 1714 году. Бытовавшие здесь в XVII в. шведские казенные и ча- стные мызы были разрушены во время Северной войны. Когда в 1732 г. по указу Анны Иоанновны в Сенат были поданы ведомости о пожалованных мызах и раздаче земель в Санкт-Петербургской губернии, там значились 73 усадьбы (Тихонов, 1998). Сначала мызы размещались по Выборгскому тракту, Петер- гофской и Царскосельской дорогам, затем началось освоение менее доступных территорий. Специфика раздачи земель под Петербургом состояла в том, что большинство земель получило так называемое новое дворянство за личные за- слуги; подчас земли жаловались вместе с дворянским титулом. Такие люди, в отличие от старой знати, не имели родовых имений в центральных областях России и рассматривали вновь пожалованные наделы как возможность созда- ния родовых гнезд. Многие дворяне имели нерусское происхождение, преиму- щественно были выходцами из Прибалтики, что также наложило отпечаток на специфику усадебных комплексов (Мурашова, Мыслина, 1990).
Расцвет усадебной культуры в Санкт-Петербургской губернии, как и в Рос- сии в целом, относится к столетию между 1762 и 1861 гг. В это время возникает или достигает наивысшего расцвета большая часть усадеб на интересующей нас территории. В 1762 году издан манифест «О вольности дворянства» — теперь дворянин мог не служить, а заниматься собственным поместьем. Дворянские усадьбы приобретают новые черты, меняется их облик: появляются роскошные особняки, парки дополняют фруктовые сады. Другим становится внешний вид парков; они становятся более символически насыщенными. Не случайно имен-
188
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
но в это время появляется теоретическое обоснование подходов к устройству усадьбы, модель идеальной усадьбы в трудах А. Т. Болотова.
Конец благоденствию усадебного мира приносит реформа 1861 г. Реформа меняет многие составляющие социального, хозяйственного и бытового устрой- ства усадебного мира. Она расшатала основы замкнутости, самодостаточности вотчинного хозяйства. Уничтожен крепостной труд, на котором держалась усадьба. Бoльшая часть усадеб разоряется, а в оставшихся идет перестройка уса- дебного хозяйства на капиталистический лад. Повышается товарность сельско- го хозяйства, организуются и расширяются сельскохозяйственные опытные станции, большее внимание уделяется промышленным заведениям в усадьбах (винокуренные заводы, сахарные, кирпичные, бумажные фабрики)1. Другим способом спастись от разорения служила возможность сдать усадьбы под дачи; происходит сближение усадебной культуры с дачной. Немногие новые усадьбы, появившиеся в это время, либо строятся как дачи, например, Белогорка — дача дочери купца Елисеева, расположенная на реке Оредеж, либо имеют обширные, хорошо развитые хозяйственные комплексы, например, Торосово — усадьба М. Г. Врангеля.
С началом XX в. окончательно и бесповоротно закончился золотой век уса- дебной культуры. Вся её дальнейшая история — это история о том, как люди не смогли или не захотели сохранить уникальное явление — русскую усадьбу. В начале XX в. на рассматриваемой территории насчитывалось порядка 2000 дворянских усадеб (Мурашова, Мыслина, 2001), в настоящее время мы можем говорить о частичной сохранности лишь 300 усадеб (в ГИОП Ленинградской области на учёте значатся 283 усадьбы). В процессе работы над темой были про- ведены натурные обследования и описания 150 усадеб в различных районах Ле- нинградской области.
Рассмотрим вклад старинных усадеб в формирование современного куль- турного ландшафта на различных пространственных уровнях: 1) с точки зре- ния влияния конкретных усадеб на компоненты ландшафта и его морфологи- ческую структуру и2) в связи с воздействием усадеб в их совокупности на облик и образ современного культурного ландшафта.
При создании усадьбы под воздействием целенаправленной деятельности человека могли изменяться все компоненты природного комплекса, даже рель- еф. В усадьбах создавались пограничные валы, буленгрины, искусственные тер- расы, иногда выполаживались естественные террасы и склоны. При формиро- вании горок-парнасов и прогулочных валов использовался грунтиз искусст- венных углублений для прудов и водных систем. Благодаря наличию бесплатной рабочей силы, земляные работы, проводимые на территории усадь- бы, могли способствовать значительному изменению микрорельефа. В качестве примера можно привести Усть-Рудицу — усадьбу М. В. Ломоносова, где созда-
1 Надо отметить, что хозяйственные комплексы старинных усадеб неплохо сохранялись и использовались в Ленинградской области и в XX в. Втаких усадьбах, как Сельцо, Терпилицы, Рас- кулицы, Заполье совхозы активно использовали старые строения. Сокрушительный удар по ним нанесла перестройка конца 80-х гг. XX в.— тогда ликвидировались совхозы, и старинные строе- ния опять остались без хозяина.
189
Культурный ландшафт как объект наследия
ны прогулочные валы значительной протяженности и высоты. Рельеф — наи- более устойчивый компонент ландшафта, поэтому даже при полном уничтоже- нии усадебного комплекса привнесенные формы рельефа хорошо читаются в современном ландшафте.
Сложнее дело обстоит с измененной гидросетью. Пруды, протоки, водные лабиринты, запруды и каскады прудов с течением времени заиливаются, их бе- рега оплывают, плотины разрушаются и с большим трудом удается найти ос- татки былого великолепия. Однако в большинстве малых усадеб созданные водные системы и отдельные пруды сохранились, хотя и требуют значительных работ по очистке и поддержанию. В усадьбе Каменка, принадлежавшей инжене- ру Н. А. Беллио (Мурашова, Мыслина, 1999), создан уникальный водный лаби- ринт, который до сих пор оставляет сильное впечатление у видевших его. Ино- гда при нарушении плотин и запруд на месте былых водоемов сохраняются уг- лубления, некогда заполненные водой.
При создании малых усадебных комплексов рельеф и гидросеть могли из- меняться, а могли и оставаться неизменными. Однако один компонент ланд- шафта всегда изменялся при создании усадеб — это растительность. Измене- ния ее, как правило, ведут к увеличению биоразнообразия. Изучаемая террито- рия находится в зоне тайги. Появление здесь в усадьбах широколиственных пород, с одной стороны, привносит элемент контрастности, а с другой стороны, требует непрерывной деятельности по уходу за парком и возобновлению расти- тельности. Рекогносцировочное обследование усадебных парков в различных ландшафтных районах Ленинградской области показало наличие в них таких экзотических для данного региона видов, как сосна веймутова (Pinus strobus) и сосна сибирская (Pinus sibirica), лиственница (Larix sibirica), пихта (Abies sp.), псевдотсуга (Pseudotsuga menziesii), липа крупнолистная (Tilia europaea), бобов- ник альпийский (Laburnum alpinum). Как правило, древесная растительность парков представлена широколиственными породами, довольно редко встре- чающимися в окрестных лесах,— липами (Tilia cordata), дубами (Quercus robur), вязами (Ulmus sp.), ясенями (Fraxinus excelsior). В кустарниковом ярусе «индика- торами» усадебных парков являются: карагана (Caragana arborescens), рябинник (Sorbaria sorbifolia), спирея (Spiraea sр.), бузина (Sambucus racemosa.), свидина (Swida sp.), реже встречаются жостер слабительный (Rhamnus cathartica), береск- летевропейский (Euonymus europaeus), чубушник (Philadelphus sp.). Эти кустар- ники в усадебных ландшафтах не только возобновляются, но и «захватывают» новые территории. Например, в усадьбе Усть-Рудица рябинник (Sorbaria sorbifo- lia) настолько разросся, что это создает трудности при продвижении по усадьбе. С древесной растительностью все обстоит не так просто. В некоторых парках в подросте в обилии обнаружены клены и ясени, причем их подрост часто требу- ет уничтожения, так как заглушает парковую растительность. Реже встречается подрост липы и дуба, прочие же виды требуют деятельности человека по их возобновлению. При исследовании травяного покрова также выявляются виды, редкие для данной территории — наследие старинных парков. Это мятлик шэ (Poa chaixii), лилия-саранка (Lilium martagon), маргаритка (Bellis perennis), ожика беловатая (Luzula luzuloides), лунник многолетний (Lunaria rediviva).
При изменении рельефа, гидрологического режима и растительных сообществ
190
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
соответственно появляются новые морфологические единицы ландшаф- та — фации и урочища; меняется и микроклимат в пределах усадебных ком- плексов.
Вновь созданные ландшафтные элементы несли и символическую нагрузку: очертания прудов, местоположение горок, видовой подбор растительности име- ли определенный смысл и могли многое рассказать посвященному человеку.
В настоящее время усадьбы являются объектом мифотворчества местного населения. Истории о золотых каретах и кладах, зарытых в горках-парнасах, о поисках обручального кольца хозяйки усадьбы на дне спущенного пруда и многое другое можно услышать в старинных усадьбах от местных жителей. Все эти истории не стоило бы и упоминать, но случается, что подобная мифология находит свое выражение не только в создании образа ландшафта, отношении к нему, но и материализуется в действиях населения по отношению к ландшафту (срываются горки, спускаются пруды, взламываются склепы).
Меньше всего усадеб рас- положено в Лужско-Оредеж- ском ландшафте (26), хотя по площади это самый большой ландшафтный район в преде- лах западной части Ленинград- ской области. Для Лужско-Оре- дежского ландшафтного рай- она характерны моренные равнины, как естественно дре- нируемые, так и избыточно ув- лажненные. Имеются отдель- ные всхолмления, озовые гря- ды и озёрно-ледниковые впадины. Поверхность корен- ных пород рассечена глубоки- ми древними долинами, кото- рыми отчасти воспользовались
современные реки (Луга, Тосна,
Фрагмент схемы ландшафтного районирования Ленинградской области
Культурный ландшафт как объект наследия Расположение усадеб в пределах Лужско-Оредежского ландшафта
Оредеж). Междуречья большей частью заболочены. Дренированные приреч- ные урочища заняты ельниками и вторичными мелколиственными лесами. Распахано менее 10 % площади. Здесь усадебные комплексы располагаются, как правило, по берегам рек (Белогорка, Выра, Батово, Рождествено — на Оредеже; Кобрино — на Кобринке; Пустынька — на Тосне). Это объяснимо, с художест- венной точки зрения, живописностью речных берегов, а с практической — улучшением дренажа вдоль рек, что исключает заболачиваемость, характерную для данного ландшафта. К тому же появляется возможность использовать ши- роколиственные деревья, встречающиеся по склонам речных долин. Берега озёр низкие и заболоченные, поэтому усадьбы на них встречаются редко (Орлино на Орлинском озере). Парковые насаждения в усадьбах не имеют четких границ, сливаются с лесными массивами, постепенно растворяясь в них. Наиболее на- сыщенная усадьбами территория — долина реки Оредеж и его притоков Суйды и Кобринки. Усадьбы здесь связаны с именами А. С. Пушкина, В. В. Набокова, что облегчает поиск средств на их сохранение и развитие, хотя и не снимает всех проблем. В целом для района усадебные ландшафты не имеют большого значе- ния, хотя отдельные усадебные комплексы достаточно выразительны инеплохо сохранились.
Иная картина наблюдается в Лужском и Верхне-Лужском ландшафтных районах. Округлые холмы (камы), вытянутые гряды (озы), террасированные
192
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов Усадьба Дружноселье Витгенштейна. Костёл св. Стефаниды, арх. А. П. Брюллов. Лужско-Оредежский ландшафт (фото Т. Исаченко)
равнины на песках и моренных суглинках, обилие озёр представляют облик дан- ных территорий. В Лужском и Верхне-Лужском ландшафтах усадьбы располага- ются на реках или берегах озёр; на участках междуречий усадебные комплексы практически не встречаются. Таким образом, выделяются местности, для кото- рых усадьбы играют важную роль, и местности, где их влияние отсутствует. Су- ществование довольно крупных озёр (Череменецкое, Врево, Нелайское и др.) с удобными берегами, наличие более плодородных (в том числе дерново-карбо- натных) почв способствовало появлению здесь большого количества усадеб, что сыграло заметную роль в формировании образа ландшафтного района.
193 Расположение усадеб в пределах Лужского и Верхне-Лужского ландшафтов
Культурный ландшафт как объект наследия
Усадьба «Заполье». Въездные ворота. Верхне-Лужский ландшафт (фото Т. Исаченко)
194
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов Расположение усадеб в пределах Ижорского плато
объектов, ни выигрышным холмистым рельефом. Как правило, парки здесь создавались на плоской территории, не имеющей ни лесной растительности, ни водных объектов, целиком являясь рукотворными. Дерново-карбонатные поч- вы Ижорской возвышенности — самые плодородные в регионе, поэтому земля здесь ценилась очень высоко. Вследствие этого усадебные комплексы неболь- шие и непременно окружены пограничными валами. Сажая деревья, владелец земель фактически «заращивал» сельскохозяйственные земли; позволить себе обширный парк мог только очень богатый человек. Зато в каждой усадьбе вы-
Усадьба Ф. М. Брискорн «Пятая гора». Ижорское плато (фото Т. Исаченко)
Культурный ландшафт как объект наследия
копаны пруды, в некоторых созданы водные системы, подчас довольно хитро- умные; насыпаны горки, посажены экзотические растения. Очевидно, что именно здесь воздействие усадебных комплексов на ландшафт значительно. На Ижорской возвышенности наиболее ярко осознается необходимость сохранять усадьбы как исторический фон ландшафта. Образ этой территории — распа- ханные поля с островками лесов и усадебных парков (Исаченко, 2001).
Усадебные ландшафты — это реликтовые, деградирующие ландшафты. Они разрушаются естественным порядком: зарастают пруды, гибнут деревья, определяющие планировку парков, исчезают привнесенные виды растений. Люди также активно участвуют в уничтожении остатков усадеб: застраивают их частными домами, сараями и свинарниками, вырубают парковые насаждения, разбирают каменные строения, превращают пруды в свалки и т. д. А между тем, усадьбы должны быть оставлены потомкам как уцелевшие примеры деятельно- сти человека по созданию гармоничного культурного ландшафта. Деградация усадебных комплексов приведет к снижению духовности и символичности ландшафтов Европейской России.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724