«Святые» рощи
«Святые» (священные) рощи — явление традиционное в русской культуре. Такие рощи упоминаются в Тверской, Новгородской, Вологодской, Владимир- ской, Орловской и других областях. Но наиболее часто они встречаются на Рус- ском Севере. Уникальность Кенозерья в том, что здесь, на сравнительно неболь- шом пространстве, насчитывалось свыше 30 «святых» рощ.
Для определения леса в языке кенозеров есть разные слова: «осик» —ближ- ний лес, «бор» — сосновый лес; «лес» — смешанный лес, из лиственных и сос- новых пород деревьев; «суземок» — дальний лес; «шалга» — сосновый зарос- ший лес. Слово «роща» относимо только к небольшим лесным участкам, почи- таемым как святые.
«Святые» рощи обычно стоят на угоре, чётко выделяясь в окружающем пространстве. В роще много старых деревьев, чаще хвойных, возраст которых специалистами определяется в 150–200 и более лет. «Святые» рощи, как прави- ло, стоят при часовне или кресте. Некоторые из рощ не имеют при себе ни ча- совни, ни креста, но священный объект мог быть и утрачен.
«Святая» роща у д. Думино (фото М. Кулешовой)
Культурный ландшафт как объект наследия
Священным объектом мог быть также источник, дающий чудесное исцеле- ние, или камень как знаки явленного чуда. И действительно, некоторые из кено- зерских «святых» рощ стоят на ручье (дд. Тырышкино, Горбачиха, Тырнаво- лок), в котором «делали Йордан» — место для обрядового купания.
«Святые» рощи могли быть и на месте угорских капищ. Вот пример из на- блюдений Н. Н. Харузина, который также указывает на одно из оснований сак- рализации пространства. В Пудожском уезде на Водлозере «до сих пор показы- вают на Кинг-остров, на котором, по преданию, были уничтожены остатки раз- битой чуди, пытавшейся спастись на этом острове: тут и легла вся чудь. Этот остров считается священным: он порос лесом, и рубить этот лес считается гре- ховным и опасным, так как, если сама убитая чудь и не вступится непосредст- венно за свои права, то она впоследствии так или иначе отомстит оскорбивше- му её святыню.
И сам остров, и лес, его покрывающий, считаются священными, и при том настолько, что когда один из богатых водлозеров пожелал его срубить, то он не скоро, даже за очень высокую плату, мог найти рабочих, решавшихся побороть в себе суеверный страх. Вероятнее предположить, что на этом острове было древ- нее святилище хотя бы сказочной чуди, которая, быть может, именно здесь и бы- ла уничтожена новыми насельниками, и что, несмотря на то, что века прошли с того времени, это святилище осталось священным у новых местных жителей, ко- торые теперь, утратив в него веру, всё-таки продолжают его бояться. Другой по- добный священный лес находится на Илам-острове… Рубка этого леса также до последнего времени считалась греховной» (Харузин, 1889). Следует отметить, что на Водлозере угорский (чудской) компонент выражен в топонимах более яв- но. На Кенозере предания о языческих капищах не были зафиксированы.
В кенозерской традиции «святые» рощи стоят в одном смысловом ряду с церквями, часовнями, крестами — все они осознаются как православные святы- ни, наделяются едиными функциями — защиты человека, по отношению к ним существуют единые запреты, исходящие из их неприкосновенности (на разру- шение, вырубку деревьев и пр.). Если роща на угорских капищах мыслится как место нечистое, опасное, то в Кенозерье по отношению к рощам подобная оценка исключена. Роща — место святое, а потому доброе.
Расспросы жителей кенозерских деревень об основании рощ, причинах их появления и почитания показывают единодушное мнение: рощи наросли у ча- совен, крестов; часовни же, кресты, как и всё, что находится подле них, счита- лось неприкосновенным.
Николай Павлович Капустин (д. Зихново) дал такое толкование рощи: «Ро- ща — для Господа была, выращена специально. У часовни тоже роща выраста- ет. Молились ёлочке и часовне». В этом суждении один из главных признаков рощи — лес, «выращенный для Бога».
Это наблюдение подтверждается и мнением Н. М. Теребихина: «Посадка деревьев вокруг нового храма знаменовала появление новой священной рощи, которая в данном случае была вторичной производной от храма. Но схема их отношений могла иметь и обратный характер в том случае, когда храм (часовня, крест) возводился в старой священной роще, на месте или около священного дерева» (Теребихин, 1993).
288
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
Роща есть место соборное, где, видимо, проводились сельские обрядовые праздники. В Майлахте, например, в роще с горки катали пасхальные яйца. Позднее рощи воспринимались как места праздничные, где гуляют, прогулива- ются; в советское время в рощах отмечались официальные торжества, напри- мер, День молодёжи; вполне возможно, что эта новая функция спасла многие рощи от вырубки.
В сознании кенозеров наблюдается известная градация «святых» рощ. Са- мая известная и почитаемая роща — в д. Порженское, а также в Шишкине. «Святую» рощу показывают на Мамоновом острове. Это возвышенное место, поросшее соснами, обозначенное крестом.«В Рыжове заветная роща стояла. Тут всегда надо остановиться: сосна направо — широкая, низкая, роща — налево. Была часовня, только сгнила — Иванов День праздновали. Ивановская часов- ня — 7 июля» (Н. П. Капустин). На острове Медвежьем тоже есть роща с кре- стом. Наиболее сохранившиеся рощи с часовнями можно сегодня видеть в д. Горбачиха, д. Минино и в Тамбичлахте. Вд. Майлахта роща зелёной горой по- дымается за деревней. Прежде, вспоминают местные жители, «на горе крест сто- ял. Роща выросла, никакой прутик — ничего там не ломай».
Признаками «святой» рощи служит общественный запрет на рубку деревь- ев, сбор хвороста, уборку поваленных деревьев. «Туды с топором не сунешь- ся — грех большой» (Н. П. Капустин).
Неким аналогом рощ являются заветные деревья. Как и рощи, это деревья, выросшие у часовен, или церквей, или обетных крестов (такова лиственница у часовни в д. Семёново, ели у придорожных крестов у д. Зихново и близ д. Май- лахта). Ели у часовни в д. Зихново — это остатки рощи. Прежняя еловая роща у часовни выродилась, ныне осталось лишь несколько живых деревьев. У часовни наросли сосны, но отношение к ним двойственное уже потому, что это не ели. Высокие ели у часовни получили название — «Буйновские» (по названию кря- жа «Буевый», на котором стоит часовня). Вместе с тем, любопытно сообщение, приводимое С. В. Максимовым: при описании «святых» рощ упоминаются «буйные» деревья (Череповецкий уезд), таким деревьям приписываются особые свойства, скрытые, тайные, разрушительная сила (Максимов, 1908–1913). По отношению к почитаемым деревьям соблюдаются запреты и поверия, связан- ные со святыми местами. Самую большую «буйновскую» ель в Зихновской ро- ще после войны свалило, поваленное дерево до сих пор лежит и трогать его местные жители не решаются. Рассказывает Никита Максимович Болознев: «Пришёл с войны, лошадей нет, дрова-то нужны. «Дай,— думаю,— сухую ель распилю (у часовни.— Н. В.)». Распилил, так вот, потом, когда руку-то себе от- стрелил, старые-то говорили: «Это тебе случилось за ту ель» (вскоре после того случайно выстрелило в лодке ружье и тяжело ранило Н.М.). Подобных историй рассказывают много: «Где часовня была (Тихвинской Божией Матери, по доро- ге от Майлахты в Ошевенск), там ель упала, там Филька ель распилил — и у не- го ноги отнялись, с ним что-то сделалось. Так он крест там ставил» (М. И. Ни- фонтова).
Поскольку деревья у крестов (это обычно высокие могучие ели и сосны) никогда не трогали, их возраст может достигать ста и более лет. Сам вид этих деревьев, выделяющихся среди прочих, должен был вызывать особое отноше-
289
Культурный ландшафт как объект наследия
Поклонный крест в «святой» роще на о. Медвежьем (фото М. Кулешовой)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724