Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
Вопросы предметной ценности природных и историко-культурных объектов достаточно хорошо проработаны на уровне Всемирного наследия. Согласно Руководящим указаниям по применению конвенции о Всемирном наследии (Operational Guidelines…), установлены самостоятельные группы критериев для отнесения объектов к участкам Всемирного природного либо культурного наследия. Эти группы включают как обязательные, так и вариантные критерии. Обязательные — аутентичность (для культурного наследия), целостность (для при-
37
Культурный ландшафт как объект наследия
родного наследия), гарантии охраны (для культурного и природного наследия). О свойствах аутентичности и целостности как основополагающих при отнесении объектов к Всемирному наследию речь шла в предшествующем разделе. Вариантные критерии фиксируют возможные свойства объекта, наличие одного из них даёт основание для отнесения объекта к Всемирному наследию. Вариантные критерии содержат параметры выдающейся, исключительной ценности объектов природного и/или культурного наследия. Применение раздельных групп критериев по природному и культурному наследию, составленных в различной логике, в ряде случаев создаёт искусственные барьеры между природой и культурой и препятствует признанию природно-культурного континуума системы объектов Всемирного наследия. Реальную взаимосвязь между природными и культурными объектами наследия обеспечивает концепция культурного ландшафта.
В 1992 г. культурный ландшафт был выделен как отдельная дефиниция и формально отнесён к культурному наследию, хотя в его определении был зафиксирован его природно-культурный генезис, а именно тот факт, что культурный ландшафт является результатом сотворчества, совместным произведением человека и природы. Отметим, что до формального выделения этого типа объектов наследия в ранних редакциях Руководящих указаний (Operational Guidelines…, 1989) некоторые из вариантных критериев ценности природного наследия фактически содержали признаки культурного ландшафта. В частности, система критериев оценки природного наследия с 1980 по 1992 гг. учитывала такие составляющие, как выдающиеся примеры взаимодействия человека с окружающей его природной средой (критерий 2) и необычные сочетания природных и культурных элементов (критерий 3). Впоследствии, как это ни парадоксально, они были изъяты из поздних редакций этого документа, который систематически уточняется и переиздается, и произошло жёсткое размежевание двух групп критериев.
В тексте «Конвенции», принятой в 1972 г., при перечислении групп объектов культурного наследия называются достопримечательные места (sites), в составе которых, в свою очередь, в числе прочего называются «произведения человека и природы». Вот почему, будучи введённым в систему основных номинируемых объектов наследия в 1992 г., культурный ландшафт по формальным признакам оказался в числе категорий культурного наследия и должен был проходить процедуры номинации по критериям оценки объектов культурного наследия. Следовательно, существовала и продолжает оставаться актуальной проблема отражения генетического дуализма предметных ценностей культурного ландшафта в типологии объектов Всемирного наследия и критериях их оценки.
Рассмотрение природных ценностей по установленным критериям не входит сегодня в формальную процедуру оценки культурного ландшафта. Характеристика его связей с природным наследием и природными достопримечательностями может быть дана в качестве литературного приложения и не является формально обязательной. Тем не менее в параграфах, раскрывающих содержание понятия «культурный ландшафт» (п.п. 35–42), было отмечено, что его сохранение непосредственно способствует сохранению биоразнообразия и что необходимо уделять внимание как культурным, так и природным его достоинствам. Наличие категории «культурный ландшафт» не исключает возможности выявлять и представлять смешанные природно-культурные объекты наследия,
38
Методология изучения культурных ландшафтов
оцениваемые по обеим группам критериев. Очевидно, что эти позиции не лишены внутренних противоречий, что закономерно должно было привести к дискуссии, которая и ведётся до настоящего времени в национальных и международных организациях, связанных с охраной наследия.
Культурологический «уклон» при идентификации ценностей культурного ландшафта, что предопределяет недоучёт его природного компонента, может вести к возникновению ряда экологических проблем. Очень важно для каждого типа культурного ландшафта (от городской застройки до «священных» рощ) найти и обозначить свой баланс природно-культурных ценностей, сохранение которых определяет стратегию действий. Между определением культурного ландшафта и существующими процедурами его номинации есть явное противоречие. По отношению к культурному ландшафту следует применять также критерии ценности природного наследия, адаптировав их формулировки (таблица). Именно в состав природных критериев вошли некоторые параметры, значимые не только для природных, но и для природно-культурных территориальных комплексов (культурных ландшафтов): параметры динамики, условие целостности, эстетические достоинства, разнообразие, роль ключевых местоположений, что очень важно для культурного ландшафта. Таким образом, концепция культурного ландшафта может стать связующим звеном между природными и культурными ценностями наследия.
Критерии, принятые ЮНЕСКО для отбора участков Всемирного наследия, отражают информационную ценность объекта и насчитывают 6 вариантных и 2 обязательных критерия по культурному наследию и 4 вариантных и 2 обязательных критерия по природному наследию (Operational Guidelines…, 1999). В настоящее время эксперты ЮНЕСКО обсуждают возможность объединения этих двух групп критериев и использование единой их системы. С 2001 г. в Центре Всемирного наследия ведутся работы по подготовке новой редакции Руководящих указаний, где предусматривается формальное объединение оценочных критериев с сохранением их существующих формулировок.
Вариантные критерии природной ценности включают: i) исключительное значение для иллюстрации важнейших этапов истории развития Земли, в том числе наблюдаемых геологических процессов развития её морфоструктур или особенностей физико-географического строения; ii) исключительное значение для иллюстрации наблюдаемых эволюционных процессов в экосистемах и сообществах живых организмов; iii) наличие уникальных природных феноменов или территорий особой природной красоты и эстетической ценности; iv) наличие ключевых местообитаний для сохранения биоразнообразия и особо ценных исчезающих видов.
Наиболее часто в аргументации отнесения ко Всемирному наследию используются факторы наличия уникальных природных феноменов, ключевых местообитаний и высокого биоразнообразия. Высокая эстетическая ценность считается довольно субъективным параметром, и многими экспертами ставится под сомнение правомочность применения этого критерия. Первые два критерия по существу отражают репрезентативность — историко-географическую (критерий i) и эволюционно-экологическую (критерий ii). Помимо вариантных критериев, существуют два обязательных — целостность территории и га-
39
Культурный ландшафт как объект наследия
рантия её охраны (наличие той или иной формы охраны). Однако если на международном уровне эти критерии являются условием отбора, то на уровнях национальном, региональном или локальном это — признаки уязвимости, которые должны рассматриваться не в системе ценностных критериев, а в ряду критериев риска, что должно в приоритетном порядке учитываться при разработке природоохранных мероприятий.
Критерии ценности культурного наследия сводятся к следующим шести позициям: i) объект должен представлять собой шедевр творчества; ii) иметь ключевое значение для развития того или иного культурного явления; iii) служить выдающимся свидетельством культурной традиции или типа культуры; iv) иллюстрировать собою важный этап истории народов; v) обладать исключительной репрезентативностью в отношении той или иной культуры; vi) обладать исключительным ассоциативным звучанием в отношении особо выдающихся личностей, событий, традиций, идей. К перечисленным вариантным критериям в качестве обязательных добавляются аутентичность и, как и в случае с природным наследием,— гарантии охраны.
Критерии оценки культурного наследия, все без исключения, могут быть применимы к феномену культурного ландшафта. В двух из них понятие ландшафта непосредственно упоминается (таблица) — развитие ландшафтного дизайна может служить иллюстрацией смены человеческих ценностей (критерий ii), а ландшафт способен служить иллюстрацией к важным событиям человеческой истории (критерий iv).
Для решения проблемы гармонизации оценочных критериев могут быть использованы разные подходы. Наиболее простым и не требующим существенных изменений в текстах Руководящих указаний подходом служит механическое объединение существующих критериев в одну группу и применение их для оценки любого объекта — вне зависимости от его генезиса, что и предусматривается в проекте новой редакции этого руководящего документа. Однако могут быть и другие подходы. В частности, можно адаптировать существующие группы критериев к задачам оценки исключительно культурного ландшафта и рассматривать его в качестве самостоятельной номинации как природно-культурную целостность наряду с сохранёнными номинациями природного и культурного наследия. В таблице представлена авторская попытка осуществить такую адаптацию. По существу, это попытка соединить преимущества культурологического и природоведческого подходов к наследию и показать эти преимущества на примере оценки культурного ландшафта.
Более кардинальный подход — применить единую логику для гармонизации всех действующих критериев, предложив изменённую редакцию соответствующих параграфов Руководящих указаний, где отдельные критерии могут быть объединены или дополнены и сведены в единую группу. Это способствовало бы более строгой систематизации критериев, но нарушило бы преемственность и сравнимость оценочных процедур и мало привлекательно для основного руководящего документа, существенные изменения в который должны вноситься только в особых случаях. Тем не менее, на национальном и региональном уровнях такой подход может оказаться предпочтительнее, и вариант его решения предложен ниже в качестве методической рекомендации.
40
Методология изучения культурных ландшафтов
Таблица
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724