Деревня
Произведения фольклора, касающиеся истории деревень, традиционной хозяйственной и промысловой деятельности, устные рассказы, былички, преда- ния, поверия о духах — «хозяевах» домов, бань, амбаров, полей и лесов — это взгляд кенозеров на свою землю, рассказ о самих себе, о том главном и ценном, что может быть названо «исторической памятью»; эти рассказы позволяют многое объяснить в обустройстве населённых мест, понять особенности тради- ционного бытового и хозяйственного уклада жителей Кенозерья.
Деревня Зихново при том, что она, как и многие кенозерские деревни, в по- следние десятилетия сильно обезлюдела, стала меньше (многие дома полураз- рушены, некоторые исчезли совсем), всё же сохраняет особенности, характер- ные для деревень Кенозера. Центр деревни обозначен часовней, стоящей на са- мом высоком месте, за часовней — дома, окнами обращённые к часовне и к озеру. Параллельно озеру по деревне идут две дороги, одна — большая, своего рода тракт, связующий все деревни Ряпусовского куста; другая — улица в пре- делах деревни, имеющая начало — у часовни и конец — у озера. Внутри деревни
306
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
Деревня Зихново, вид с часовенной колокольни (фото М. Кулешовой)
Николай Павлович Капустин — известный по Кенозеру плотник — так объяснил особенность постановки домов д. Зихново: «Место подбирали с умом, чтобы ровное было. Окнами дом должен смотреть на часовню. Задом дом по- ставишь к часовне — жизни не будет и у самих хозяев, и у их потомков. У Нико- лая поставили дом окнами на озеро (поветью к часовне) — вот рано и умерли все. Хотя, если дом у самого берега — это уже исключение, от водоёма отвер- нуться тоже нельзя».
Строительство дома — едва ли не главное событие в жизни деревенского жителя. Постановка дома, его заселение сопровождались определёнными обря- дами, смысл которых — обеспечить крепость дома и благополучие семьи. «Ко- гда намечают место (где будет стоять дом.— Н. В.),— продолжает рассказывать Н. П. Капустин,— по центру ставят столб размерный, но чтоб не виден был — его загоняют в землю, если поверх земли будет хоть на чет- верть — сгниёт. Потом на углы кладут камни, под большой угол (справа) кла- дут пятиалтынный. Большой угол — это где иконы будут, хотя большой угол может быть и слева. Пьют за «основу», когда кладут первый венец. Это, считай, половина стройки. Последнее бревно перед крышей тоже отмечают. Это — «че- репово дело». Матицу поставят — толокно мешают с маслом и рюмочку, конеч- но, матица — она весь верх держит. Высота стен должна быть более двух мет- ров — это жилое помещение. Печь сложат — тоже большое дело (я и печи клал). Когда въезжают, надо в дом людей позвать. Надо что-нибудь принести в
307
Культурный ландшафт как объект наследия
дом. Обычно люди найдут, дрова тащат — с кореньем, с берёстой — полена. Делают«зимовки» (зимняя изба) — боковые пристройки. Низкие входные две- ри держат тепло». Николай Павлович шутливо добавляет: «И чтоб не забыл до- му поклониться».
При том, что интерьер современных деревенских домов сильно обновлён городскими вещами, каждый дом сохраняет его знаковые части: печь — в жи- лом помещении, «двор» — в хозяйственной пристройке.
Печь символизирует в доме жизнь. Это один из его сакральных центров. Печь — многофункциональное сооружение, с несколькими ярусами, нишами, плоскостями. Каждая из частей имеет название: затопка, жарaток, плита, пе- чурок, подпечье, лежанка, палатка, галзун, вьюшка. На печи готовят, сушат ве- щи, спят, под печью зимой держат кур, за печью, в «прирубе»,— хозяйствен- ный закуток, у входа вдоль печи — лавки, где стоят вёдра с водой. Матица (по- толочная балка), проходящая над печью, разделяет жилую и хозяйственную части избы. Пройти за матицу, за печь, постороннему можно лишь с пригла- шения хозяев.
Традиционной частью северного дома служит «сарай», или «двор», кото- рый занимает едва ли не половину всей постройки и делится на «полати» (са- мая верхняя его часть, под крышей, где складируется сено), «сарай» (срединная часть с бревенчатым полом-настилом и широкой дверью-воротами) и хлев (под сараем, где стоит скот — коровы, лошади, овцы). Летом двери сарая обычно распахнуты: переменчивое северное лето заставляет досушивать сено на сарае. Три яруса сарая взаимосвязаны: сено с полатей перебрасывается на сарай, с сарая — во двор. Зная устройство хозяйственного двора, понимаешь слышанную фразу: «Така вода была — скотину из хлева на сарай ставили». На сарае хранится также хозяйственная утварь, зимой это было место игрищ мо- лодёжи.
Среди пожилых людей сохраняется вера в «хозяина» дома, который всё знает о домочадцах, бережёт полюбившийся ему скот. «Хозяина» называют «домовик» или «жихарь». Он может принимать вид ласки («ласука»). «Я в ста- ром доме жила,— рассказывает М. В. Капустина,— куры в подпечье были. Вот петух: „Ко-ко-ко!“ — вылетел и от страха запел, а курица вылетела — и голова набок. Бабушка говорит: „Это ласук“». Домового можно вызвать, но при этом подготовив особое угощение — простоквашу и ягоды. Н. М. Болознев расска- зывал, как вызывали жихаря: «В каждом доме есть хозяин. Потерялась телуш- ка. Мне сказали: «Ты спроси у хозяина». Вот жихаря надо выманивать. Ягод поставил, простокваши налил (показывает на угол у двери). Окна все заперты. «Где,— говорю,— телушка?» И вот парень весь в шерсти выскочил, неболь- шой (показывает рукой), пляшет! — «Твоя телушка цела!» Домовой хозяйни- чает во дворе (в хлеву), понравившуюся скотину холит, расчёсывает гривы, хвосты, не полюбившуюся гоняет до пота. Чтобы скотина «стояла», в хлеву ки- дали жито по четырём углам, при этом говорили: «Хозяин да хозяюшка, при- мите мою скотину, пойте да кормите и берегите. Мне люба — и вам люба» (М. И. Нифонтова, д. Майлахта).
Пространство деревни, наиболее значимые объекты обозначены топони- мом, устным рассказом, быличкой. Помимо жилых домов, в деревнях были амбары,
308
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
овины, бани. В амбарах хранят уже не зерно, а старые вещи, возможно, поэтому исчезли поверия и рассказы о «хозяине» амбара. Об овине напоминает лишь заговор, записанный от М. И. Нифонтовой: «Овин мой, овин, возьми мой утин. Не возьмешь утина, сожгу у овина!». Бани же сохраняются; как и прежде, строят «рудные» бани, то есть те, что топятся по-чёрному, и обычаи, связанные с почитанием «хозяина» бани, сохраняются. Н.М. Болознев рассказывает: «Ука- ждого хозяина есть баня. Вот была баня на самых росстанях. Мы с отцом раз по- шли — ещё до колхоза, я небольшой был. А слышим, кто-то парится, как чело- век: «А-а-а!» Дверь открыли — никого нет. Он (отец) говорит: «Хозяина сбили, не дали помыться». Само мытьё требует соблюдения определённых правил (например, постучаться, прежде чем войти в баню, не мыться ночью, не остав- лять в бане без присмотра ребёнка и пр.). Правила неукоснительно соблюда- лись. В бане обычно и лечились. В быличке, рассказанной в Майлахте, баенный имеет имя — Оверько-костоправ (возможно, персонаж заговора).
О каждом доме, амбаре, бане точно известно, когда и кем поставлены. Эти рассказы, как и былички, которые бытуют в каждой семье и которые точно со- относятся с постройками и их владельцами, составляют историю семей, исто- рию деревни.
Прежде в деревне были приметны мельницы. В Зихнове остатки старой во- дяной мельницы видны до сих пор. Мельница, на которой крестьяне мололи зерно, занимала важное место в системе культурных ценностей деревни. Мель- ница, запруда — места, с которыми связаны особые поверия. Н. М. Болознев рассказал, как его «будило» на мельнице: «Я зерно-то привёз, мешков семь, жду и заснул. Сплю, а кто-то говорит: «Хватит спать!» Глаза открыл — никого нет. Подошёл, а уж пыль от зерна идёт».
Ручей Студенец, родником выходящий у мельницы, тоже знаковое место. На Студенце у мельницы брали воду знахарки. Е. М. Мелехова рассказала: «Сту- денец-ручей (в Зихново), он там из-под земли течёт. Все мы ходили, брали во- душку у мельницы из-под битого колеса. Где колёса вертятся, тут у стеночки, из-под битого колеса воду и брали. Этой водой детей мыли, грыжу и от призору заговаривали: «Встану я, раба божья Алёна, благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот воротами. Выйду я в чистое поле. В чистоем поле стоит дубище, на этоем дубище сидит серое котище. Он омывает, очищает все думы, призоры, все переговоры с белого тела, с ретивого сердца, с буйной головуши, с серых очей, с чёрных бровей. Аминь моим словам (Почитаешь над водой, водой окатишься, омоешься и от чистого сердца перекрестишься.)».
У Студенца Елена Максимовна Мелехова узнавала и о пропавшей скотине. Об этом же рассказала и М. В. Капустина: «Мелехова к роднику ходила, вызыва- ла кого-то и спрашивала: «Такая-то животинка, Пеструшка ли, жива ли нет? А там ответят — «да» или «нет». У дедка потерялась лошадь, пошли к Алёне. Она: «Ладно, я позари схожу к роднику. Там ей сказали — «да». Она говорит: «Идите ищите». Нашли, запуталась в траве».
Особое своеобразие культурному ландшафту кенозерской деревни прида- ют изгороди в деревне и за деревней, тянущиеся вдоль дорог и троп, огоражи- вающие огороды, пожни, поля. Известная северная загадка об изгороди создаёт зримую живую картину: «Криво-лукаво, куда побежало?» — «Зелено-кудряво,
309
Культурный ландшафт как объект наследия
тебя стерегчи». Изгороди в деревне разные. «Забор» (из вертикально поставлен- ных тесовых реек) выделяет участок около дома со стороны улицы. «Огорoда» (изгородь из горизонтальных жердей) — огораживает огороды. В Зихнове огорoда с воротами со стороны Мудр-ручья отмечает границу деревни. «Косяк» (наискось положенные тонкие жерди, скрепляемые «вицами») отгораживал «поляны и пожни», оберегая участки от скота. Таким образом, изгороди стано- вились своего рода метками территории. Здесь можно вспомнить, что в запре- ты, которые налагаются на пастуха, входит как один из обязательных — не пе- релезать через изгородь. В основе этого запрета, думается, лежит магия подо- бия — как пастух не должен нарушать ограду, так и скот не должен выходить за пределы того места, где он пасётся.
Для выгородок земли в пределах деревни и за ней существует несколько названий: «рассадник» («рассадина»), «поле», «поляна», «пожня», каждое из на- званий определяет назначение делянки, раскрывая особенности местного при- родопользования. Словом «рассадник» называют огород, где сажают карто- фель и другие овощи. «Поля» — это общинные земли, на которых сеяли рожь, ячмень, лён, коноплю. Поскольку хорошей пахотной земли было немного, об- щинные земли («поля») делили по числу «душ» — лиц мужского пола. При недостатке пахотной земли семьи разрабатывали небольшие участки песчаной земли, которые назывались «поляны»; часто под поляны использовали «паре- нины» (лесная поляна на месте вырубленного, а на следующий год, когда засо- хнет листва, сожжённого леса). «Полей не хватало, давали на душу, а быват, в семье один парень и семь девок, вотв лесу и делали себе поляны» (М. В. Ка- пустина). «Пожни» — места для покосов. На пожнях можно видеть «зароды» сена разной формы. Это «заколины» — сено, собранное на нескольких кольях в виде вытянутой пирамиды, и конусообразные «стога». В заколины собирали недосушенное сено, в стога — хорошо высушенное («Стоят две заколины на берегу — на зиму оставили»).
Многочисленные пожни и поляны, как правило, имеют названия по про- звищу («деревенской фамилии») владельца. Официальные фамилии жителей Зихнова: Абрамовы, Капустины и Болозневы. Прозвища помогали выделить семьи внутри рода. Так, в роду Болозневых были Шиловы, Лепины, Жировихи- ны, Стукаловы; в роду Капустиных: Крижаухины, Грушины, Малковы, Херу- шины, Мелеховы. В сохранившихся названиях полян (прозвищах владельцев) можно прочесть и время их появления, и историю семей. Название земельных участков могло определяться и местными природными особенностями. Так, пожня в деревне на заболоченном участке (близ Студенца) называется «Клочко- ватик», поляна близ Онькового озера носит название Ониковская. За ней «Кря- жиха Ближняя» и «Дальняя», есть «Мельничная поляна», «Плоская», «Черезго- рье», «Заозерко-поляна» и т. д.
Одно из названий заболоченного участка за мельницей — «Маслена-ляга», о которой бытует шутливый рассказ: «Маслена-ляга никогда не высыхала, хотя никакой ручей в неё не втекает, стоячая вода. Така лужа, дак утки скрывались, вода тёмна, маслена, весной лягушки нерестятся. Старик Николай Васильевич рассказывал: «Один старик пожадничал, думал масло там, зыбку взял, чтоб уне- сти поболе воды, унёс, а там — головастики». Николай Васильевич Капустин,
310
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов Традиционные «заколы» у д. Горбачиха. Вдали — «святая» роща (фото М. Кулешовой)
рассказав эту байку, уже серьёзно пояснил: «На самом деле правильно — „Мочёна-ляга“ — лён мочили, мочили лён в стоячей воде».
В пределах деревни и близ неё всё имеет собственное имя: мыс «Лисий нос» (действительно, напоминает лисий нос, особенно осенью), залив «Зайчиха» (около залива зайцы водились), Кит-гора похожа на спину кита, а песчаная гора носит название Рассыпочка… Топонимы несут в себе характеристику, большей частью поэтическую, оценочную. Имя наречение территории — один из важ- ных признаков культурного ландшафта.
Сохранившийся традиционный культурный ландшафт — это визитная карточка Кенозерского национального парка. Но много деревень исчезло, ос- тавшись лишь в памяти старожилов. На Мамоновом острове уже давно нет де- ревни. Пелагея Николаевна Ножкина — её последняя жительница, ныне живу- щая в Вершинино, ступив на берег острова, где не была уже более десяти лет, с поклоном перекрестилась, направилась к зарослям малины — здесь была ча- совня, оглядев луг, перечислила стоявшие прежде дома, повела ко кресту через поросшее зверобоем поле по уже не существующей дороге, у разрушенного креста, еле приметного в соснах, встала на колени, прочла молитву, пошла даль- ше, туда, где были поля, поляны, пожни. В её рассказах деревня оживала, обре- тая очертания, названия, имена, историю.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724