Деревянные кресты
Деревянные кресты, стоящие у дорог, деревень, в полях, по берегу моря — явление, характерное для Русского Севера. Н. М. Теребихин (1993) считает центральным символом религиозно-духовного движения русского населения к берегам Студёного моря крест, который служит основным знаком сакрализа- ции пространства. «Воздвижение креста на вновь открытой («обретённой») земле являлось исходным моментом формирования священной топографии».
Крест — предшественник часовни. Переходной формой от креста к часов- не служит защитный футляр вокруг креста. Эти представления ещё живы в соз- нании кенозеров. В Майлахте стояла часовня в честь Кирика и Улиты. Часовню разрушили. Жительницы деревни на месте часовни поставили крест, затем ого- родили его дощечками, а три года назад решили возродить часовню, «сделали домик — амбарушечку, а лес заготовили, видела, брёвна лежат? Хотели из тёса ставить, да не получилось, так домиком и оставили. Теперь старухи там молят- ся, года три назад приезжал батюшка, тогда будто часовню освятили и крестили, кто хотел» (М. И. Нифонтова). Такой же защитный футляр был сооружён и во- круг старого креста у д. Зихново.
Крест же ставился на месте разрушенной часовни и мог дать основание воз- ведению на этом же месте новой часовни. Потому и местоположение, и основ- ные функции креста и часовни во многом совпадают.
Кенозерская традиция — это возведение крестов, как и часовен, на погра- ничье, отделяющем деревню от полей и леса, то есть разграничение территории на «свою» и «чужую». «Чужая» территория потенциально опасна. На этой тер- ритории хозяйничает леший, обитают звери и змеи, могущие причинить вред человеку. И потому на Кенозере у околицы, «на отставе» едва ли не у каждой де- ревни можно видеть крест или часовню. У «пограничных» крестов, выходя за пределы деревни, творили молитвы, благословляясь на дневные работы, ограж- дая себя от неожиданных болезней, встречи во зверем, со змеями. Именно такое объяснение назначения креста дали мне жители Зихнова о кресте, стоящем у де- ревни — «этот крест общий был, на помоленье». Е. М. Мелехова на вопрос «А зачем кресты ставят?» ответила: «А пойдёшь работать и Богушку помолишь- ся, вот пойдёшь на работу, подойдёшь к кресту, к кресту подходишь и помо- лишься: «Господи, меня благослови, святой Иисус Христос! На весь день госпо- ден! Пособи, Господи, по-хорошему провести денёк, чтобы не заболеть и пора- ботать.— Раньше ведь лечились Господом Богом».
301
Культурный ландшафт как объект наследия
Кресты, как и многие часовни, принимают молитвы и «заветы». А. Ф. Селуянова на вопрос о кре- стах ответила поговоркой: «Крест молитву бережёт».
Н. В. Капустина по-своему по- нимает молитву у креста: по её мнению, всякий, поклонившийся кресту, молится и за тех, чьи «заве- ты» принесены в это место.
Поклонный ростанный крест у заветной сосны на околице д. Зихново (фото М. Кулешовой)
А. С. Третьякова рассказывает: «В Семёнове тоже крест был, в поле стоял, ныне его нет. В Тырышкине тоже крест был. Его ставил Филин Иван Иванович. Я уж на Семёнове была, замужем (это значит, крест был поставлен в 1930-е го- ды.— Н. В.), а он крест ставил на росстани. Одна дорога идёт в эту сторону, дру- га — в другую, вот он на это место поставил. Вообще, на росстанях ставили, на- верное, чтобы помолиться».
У дороги на Ошевенск при выходе из Майлахты стоят две могучие ели, под одной из них, лишь приблизившись вплотную, можно увидеть старый крест, на котором висят «заветы» — платки; крест этот «ставил Филипп Никитич Мерку- шев, лет 50 назад» (З. П. Шуйгина, д. Майлахта) Рядом, тоже с «заветами», крест поновее. По словам местных жителей, люди, отправляясь на моленье в Ошевен- ский монастырь, здесь останавливались и творили молитву. В километре по той же дороге на месте часовни можно видеть ещё три обетных креста. Один очень старый, почерневший, поставленный по «завету» во искупление вины за распи- ленную на дрова ель («святое» дерево), другой крест тоже давний, а тре- тий — совсем новый, появился совсем недавно, летом 2001 года. Крест был по- ставлен жителем Майлахты «за больную сестру», на кресте повешен красивый платок («завет»). Анна Григорьевна Шишкина (д. Качикова Горка) у Макарьев- ских крестов в прошлом году поставила свой крест.
302
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
Обетные кресты ставились на святых местах — у святых деревь- ев, на месте часовни, кресты стави- ли также в полях, поскольку вери- ли, что крест в поле оберегал уро- жай. И ещё одно традиционное место постановки крестов — пере- сечение дорог (росстань).
Плат с вышитым крестом — замена сгнившему деревянному кресту — на границе исторических сельскохозяйственных угодий куста деревень Ряпусного берега (фото М. Кулешовой)
Росстань — место знаковое в народной топографии. Это место нечистое. На росстанях гадали в святки, на росстанях заговаривали. Крест на росстани очищал опасное место, обережная молитва здесь была особенно значимой, а заговор наиболее действенным. Крест на росстани становился атрибу- том обрядовой традиции. У крестов на росстани молитва переходит в заговор.
Анна Федоровна Спицына рассказала: «Пойдёшь в лес, перед крестом на росстани перекрестишься и змеи никогда не увидишь; а сказать надо «Кирика- Улиты, святому Адаму аминь». М. В. Капустина также у креста заговаривала се- бя от змей.
Чтобы скот не потерялся в лесу, у креста на росстани читали заговор, сопро- вождая слово магическим действом:
«Возьмешь ниточку золоту, одну конфеточку, в узялок завяжешь и на кре- сты сходишь, там одна дорога так идёт, другая так, и скажешь: «Вот вам, хозя- юшка и хозяин лесовые! Я вам принесла подарочек не простой, а золотой, воро- тите мою скотинку (овечку ли, телёночку ли (всех приходилось ворожить — и овечек, и телёночков). Напойте, накормите, на путь на правильный домой за- воротите». Где дороги расходятся, повернёшься хребтом, спиной к лесу вста- нешь, а лицом сюды (к деревне.— Н. В.), а узелок через лево плечо и бросишь ко кресту» (Е. К. Мелехова).
В случае пропажи скотины у крестов на росстани также читали заговоры. Скотину могли отыскать только люди «знающие». Таковой была Елена Кон- стантиновна Мелехова, которой передала своё умение «готовить узелки» одна из жительниц д. Спицыно.
303
Культурный ландшафт как объект наследия
«Вот корову искали — следов не могли найти. Утром она (соседка из Спи- цына.— Н. В.) заколотилась: «Ой, тётя Лена, ради истинного Христа, отложи дверь. Вот у коровы груди выпучило, ушла. Ночь с Иваном проискали. Вот, по- ди!» Вот я села в лодку: через воду узялка не давают, переехала с Спицыно, сде- лала узялок, бросила (у креста на росстани.— Н. В.). Сперва на след напали, а потом пришли на поляну, а облако как раздвинулось. А сколько раз на этом месте были! Не видели. И корова стоит — разродилась двумя, а телятки только умерли».
А вот рассказ Никиты Максимовича Болознева: «Баранчик ушёл в Спицы- но, убежал в поле, два или три дня не был. Я сходил к бабушке Маланье. Она че- го-то наговорила, дала конфету: «Иди, на росстанях брось и скажи: «Царь Лес- ной, царица Лесная с малыми детками, напойте, накормите мою животинку и на путь правильный домой снарядите»,— и эту конфету брось через левое пле- чо».А тут прямо у церкви и барашек стоит. Раньше много было таких женщин».
Разрушить крест считалось большим грехом. Об этом свидетельствуют рассказы о зихновском кресте. М. В. Капустина рассказывает, что бывший пред- седатель ободрал строение вокруг креста — и в то же лето у него пропало четы- ре лошади. Никита Максимович Мелехов в 1950-е годы случайно, проезжая по дороге, зацепил комбайном крест и повалил его. Рассказывают, что сноха его увидела сон, где было сказано: пока крест не поставишь, счастья не будет. Это подтвердил и Никита Максимович. Крест сделал новый, меньшего размера. Но деревня приняла этот крести вновь на нём вешают«заветы». Сейчас националь- ный парк реставрирует старый крест с тем, чтобы вернуть его на прежнее место.
В случае разрушения часовни или креста, деревья принимали на себя функ- ции последних, то есть принимали «заветы». По дороге с Кенозера на Почу можно видеть старое дерево, увешанное лоскутами — «заветами».
Таким образом, фольклорные материалы показывают, что церкви, часов- ни, кресты, будучи значимыми визуальными приметами культурного ланд- шафта Кенозера, являются и содержательными доминантами, выявляя опре- делённые закономерности духовной организации пространства. В сакральной географии Кенозерья особенно велика роль часовен и крестов. Их вклю- чённость в обрядовые и бытовые традиции, подтверждённая преданиями, ле- гендами, устными рассказами, делает их частью живой традиционной культуры Кенозера.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724