Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
В русской усадьбе, в её архитектурном оформлении, в характере усадебного ландшафта отразились вкусы и интересы владельцев, мастерство архитекторов и художников, отношение людей XVIII–XIX веков к природе и искусству, к комп- лексу социокультурных ценностей. Особо следует остановиться на том, как тон- ко учитывали создатели усадьбы роль окружающих ландшафтов при планиро- вании внутренней композиции дворцово-усадебного комплекса. Помещичьи усадьбы располагались, как правило, на берегах рек. Чаще всего выбирались те участки реки, где она резко меняла своё направление или в местах впадения в неё более мелких речушек и ручьёв. На малых реках или ручьях устраивались систе- мы каскадных прудов. Это можно было наблюдать во многих усадьбах Средней России. В местах речных излучин, на высоком берегу ставился главный дом, и это позволяло видеть широкие панорамы окрестностей непосредственно из окон до- ма. При этом наши предки очень остро ощущали красоту места и хорошо пони- мали истинное значение окружающих ландшафтов; поэтому окрестности усадь- бы включались в парковую композицию с большим тактом. В этом отношении было бы очень интересно и поучительно познакомиться с устройством двух под- московных усадеб — Яропольца Гончаровых и Никольского-Гагарина.
Первая усадьба, о которой выше уже упоминалось, расположена на высо- ком берегу Ламы. Главный дом усадьбы был поставлен над рекой, в том её мес- те, где она делает крутую петлю. Поэтому от дома, особенно с его верхних эта- жей, открывались перспективы на далёкие окрестности, включающие долину реки Ламы, луга с пасущимися на них коровами, деревни и лесные дали. Во вре-
175
Культурный ландшафт как объект наследия Усадьба Высокое в Смоленской области. Окрестности усадьбы (фото М. Кулешовой)
мя прогулок по парку все пейзажи, раскрывающиеся с дорожек парка, были ориентированы на окрестности усадьбы. При этом характер раскрывающихся пейзажей постоянно менялся: от небольших разрывов, неожиданно появляю- щихся в густой завесе деревьев и воспринимающихся как окна в стене, закры- вающей долину реки от гуляющих, до широких панорам, охватывающих всю пойму Ламы. Самые яркие и впечатляющие пейзажи — это виды на окрестно- сти, включающие в свою композицию силуэт церкви усадьбы Фёдоровское, рас- положенной, казалось бы, очень далеко от Яропольца и, тем не менее, становя- щейся главной темой всей парковой композиции усадьбы.
Усадьбу Никольское-Гагарино, расположенную в Рузском районе, относят к творчеству великого русского архитектора И. Е. Старова. Главный дом усадьбы и связанные с ним строения были поставлены на высоком холме. Вокруг усадьбы
Усадьба Ярополец Гончаровых в Московской области. Вид на долину р. Ламы (фото Ю. Веденина)
176
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
Усадьба Никольское-Гагарино в Московской области. Вид от главного дома (фото Ю. Веденина)
раскинулись тёмнохвойные леса и многочисленные бо- лота. Недалеко от усадьбы расположено одно из самых крупных в Подмосковье озёр — Тростянское. Оче- видно, что все эти досто- примечательности могли бы быть раскрыты непо- средственно от дома и со склона спускающейся вниз поляны. Так обычно и дела- ли при устройстве усадеб. Однако архитектор, созда- вавший парк в Николь- ском-Гагарине, решил, что пейзажи, обозреваемые с вершины холма, слишком суровы и не соответствуют той тёплой и домашней атмосфере, которая должна быть в усадьбе. Поэтому поляна на склоне делает лёгкий изгиб и образует замк- нутую композицию, в которой опушка паркового массива, замыкающая поляну, закрывает вид на суровые окрестности усадьбы со стороны главного дома. Эти пейзажи открываются только с дорожек парка, причём в отдалении от дома.
Архитекторы и владельцы усадеб использовали самые разнообразные при- ёмы для гармонизации взаимоотношения усадьбы с окружающими её ланд- шафтами. Среди наиболее распространённых в XVIII — начале XIX века плани- ровочных конструкций, позволяющих обеспечить постепенный переход от уса- дебного парка к окружающим ландшафтам — организация так называемых «зверинцев» — лесных массивов, примыкающих непосредственно к парку и пересечённых системой регулярных аллей, напоминающих лесные просеки. Ярким примером такого устройства является усадьба Голицыных Пехра-Яков- левское на реке Пехорка (около Балашихи). С другой стороны, А. Т. Болотов устраивал просеки в близлежащих лесах, открывая тем самым перспективы на дальние вертикальные ориентиры и, прежде всего, на колокольни расположен- ных вдали храмов. Использование последних достижений ландшафтной архи- тектуры в конце XVIII — первой половине XIX в. привело к тому, что вокруг усадеб не только устраивались пейзажные парки, но и «создавался» заново весь окружающий эти усадьбы ландшафт. Кстати, в этом также проявилось влияние Болотова. Многие страницы своих сочинений он посвятил устройству приуса- дебных ландшафтов. Ив своей практической деятельности он пытался реализо- вать эти же принципы. О. Н. Любченко в книге «Есть в Богородицке парк» при- водит рассказ А. Т. Болотова о том, как он украшал ближайший к имению лес, прорубая в нем просеки «и вдоль и поперёк, и вкось, в крест и накрест».
Другая тема, касающаяся взаимоотношения усадьбы с окрестностя- ми,— это рассказ об усадебных водоёмах — реках и прудах. Выше уже шла речь о том, как использовались реки при создании усадеб и усадебных парков. При
177
Культурный ландшафт как объект наследия Усадьба Узкое (г. Москва). Пруд (фото Ю. Веденина)
этом, если крупные реки включались в усадебную композицию в их естествен- ном виде, без каких-либо преобразований, то на месте малых рек довольно час- то устраивались искусственные водоёмы, как весьма обширные и напоминаю- щие по своим контурам и живописным берегам крупные речные артерии, так и каскадные системы небольших прудов. Усадебные пруды всегда были главным «действующим лицом» в парковых композициях русской усадьбы. Обширные и, вместе с тем, очень интересные по художественному решению системы уса- дебных водоёмов до сих пор можно увидеть в Суханове, Ольгове, Быкове, Воро- нове, Знаменском-Садках и других русских подмосковных усадьбах.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724