1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
М. А. Оболенская
Термин «культурный ландшафт» был введён в отечественную научную литературу Л. С. Бергом в начале XX века. В статье «Предмет и задачи географии» (1915) Берг, рассматривая географию как науку о ландшафтах, указывал, что «целью географического исследования является отыскание связей и законностей, какие существуют между распространением отдельных, интересующих географа, вещей». «Другими словами,— писал Берг,— конечную цель географии составляет изучение и описание ландшафтов как природных, так и культурных. Природными ландшафтами мы называем такие, в создании которых человек не принимал участия, в отличие от культурных, в которых человек и произведения его культуры играют важную роль. Город или деревня, по нашей терминологии, суть составные части культурного ландшафта».
В этой работе Берг развивал идеи своего учителя В. В. Докучаева о создании комплексной науки, охватывающей «единую, цельную и нераздельную природу». Докучаев полагал, что при изучении окружающего мира необходимо рассматривать «генетическую, вековечную, и всегда существующую связь, между мертвой и живой природой, между растительным, животным и минеральным царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и даже духовным миром — с другой стороны» (Докучаев, 1949).
Надо отметить, что для русской физической географии всегда был характерен именно комплексный природно-культурный подход к описанию изучаемых земель. Так, ещё в середине XIX века, разрабатывая теоретические основы географической науки, знаменитый учёный-путешественник П. П. Семёнов-Тян-Шанский отмечал, что «физиогеография земной поверхности имеет задачей описание как постоянных, неизгладимых веками черт её, набросанных самой природой, так и переменных, изгладимых, произведенных рукой человеческою» (Творцы отечественной науки, 1996).
В трудах другого знаменитого русского путешественника — Н. М. Пржевальского — интереснейшие экспедиционные описания всегда содержат обобщения географических и этнологических материалов. Так, в своей первой книге «Путешествия в Уссурийском крае в 1867–1868 годах» автор знакомит европейского читателя с неизведанной ещё в те времена далекой окраиной русской земли, с её богатейшей природой, а так же с жизнью и бытом коренного населения и
133
Культурный ландшафт как объект наследия
русских поселенцев, проблемами колонизации и хозяйством. Значение географических исследований, проведённых Пржевальским в Монголии, Западном Китае и Тибете, состоит не только в новых сведениях о природе Центральной Азии, но и в богатейшем материале, иллюстрирующем жизнь, быт и нравы народностей, населяющих эти районы. Итог его первого тибетского путешествия — это 8 тысяч километров пути по неизведанным ранее районам, открытие новых горных хребтов, ежедневные метеорологические наблюдения, позволяющие сделать важные выводы о климате Центральной Азии, огромная коллекция животных и растений, а также толстые дневники, где собрано множество фактов из жизни тибетцев, тангутов и китайского населения Нань-Шаня (Пржевальский, 1946).
Основанная на традициях русской физической географии XIX века идея культурного ландшафта, высказанная Бергом, была легко воспринята отечественными учёными, работающими в области как физической, так и экономической и социальной географии, и получила особенное развитие в послевоенные годы, когда ландшафтоведение оформилось в науку, охватившую широкие круги научной общественности. «Ландшафт превратился в реальный объект полевых натурных исследований, картографирования, хозяйственного проектирования и рационального природопользования» (Волкова и др., 1999). Нужды народного хозяйства и социалистической экономики стимулировали дальнейшее развитие идеи культурного ландшафта, формирование которой во многом определялось идейными установками того времени.
Очевидно, что советская наука, опираясь на идеи марксистской философии, обычно воспринимала отношения человека и природы как борьбу, конечным результатом которой должно было стать полное покорение и преобразование природы на благо общества. В связи с этим культурный ландшафт стал мыслиться учёными-географами как ландшафт, целенаправленно преобразованный человеком. Как пример такой интерпретации культурного ландшафта можно привести работы некоторых учёных, опубликованные в конце 40-х — начале 50-х годов XX века. Так, Д. В. Богданов в статье «Культурные ландшафты долин северо-западного Памира и возможности их преобразования» пишет: «В нашем социалистическом обществе развитие культурных ландшафтов осуществляется в интересах всего народа, на основе всех достижений науки, с научным предвидением многих результатов преобразования. Мы вступили в эпоху создания преобразованных культурных ландшафтов» (Богданов, 1951). Культурный ландшафт автор определяет как ландшафт, в формировании которого человек принимал активное, целеустремленное участие (имеется в виду целеустремленность в смысле достижения того или иного хозяйственного результата). По степени воздействия общества на природный ландшафт Западного Памира Богданов различает следующие типы ландшафтов: первоначальный, или первобытный ландшафт, ландшафт вне изменения и воздействия (область вечных снегов и скал), относительно слабо изменённый ландшафт (альпийские и субальпийские пастбища), культурный ландшафт (коренным образом изменённый ландшафт на заселённых конусах выноса). По мнению автора, общая тенденция развития ландшафтов в исторический период состоит в превращении первобытных ландшафтов в культурные, преобразованные человеком.
134
Методология изучения культурных ландшафтов
Об активной, преобразующей природу, хозяйственной деятельности человека пишет и экономикогеограф Ю. Г. Саушкин — один из инициаторов изучения культурных ландшафтов. По Саушкину, культурным называется такой ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему человеческого труда так изменило соотношение и взаимодействие предметов и явлений природы, что ландшафт приобрёл новые, качественно иные, особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием (Саушкин, 1951). Как экономико-географ Саушкин основное внимание в формировании культурного ландшафта уделяет хозяйственной деятельности человека. Автор считает, что культурный ландшафт является результатом длительного воздействия людей на природу в различных исторических условиях и что во многих культурных ландшафтах как бы «отпечатались» сменявшие друг друга способы производства, каждому из которых свойственны свои особенности изменения природы. Поэтому для успешного преобразования ландшафтов необходимо их изучение географами различных направлений: физической и экономической географии,— и создание особой ветви географии, которая взяла бы на себя изучение культурных ландшафтов, то есть специальной науки об истории развития природной среды в связи с историей общества.
С таких же позиций, только в русле социально-культурной географии, проблемы взаимодействия природы и общества освещены в работах Р. М. Кабо. Согласно мнению автора (Кабо, 1947), природа на всех исторических ступенях, через которые проходит развитие общества, навязывает человеку принудительную необходимость вести борьбу с ней за подчинение себе, за пользование её ресурсами и энергией для производства материальных благ. Ссылаясь на классиков марксизма, Кабо утверждает, что борьба с природой составляет самую важную историческую деятельность человека и что в условиях всех исторических формаций человек выступает преобразователем природной среды и создателем культурного ландшафта. Вокруг человека создается «пояс человеческого влияния», который включает предметы и явления, созданные человеческой деятельностью, и продукты этой деятельности, часто не предусмотренные, нередко отрицательные. Наличие тех и других предметов в окружающей человека природе делает этот «пояс», по словам Кабо, «выражением человеческой культуры со всеми её положительными и отрицательными чертами».
Надо заметить, что с середины XX века регрессивное, разрушительное воздействие человека на природу охватывает всё большие и большие территории, порождая целый ряд проблем в области экологии и охраны природы. В науке необходимость решения этих проблем стимулирует возникновение новых идей, концепций, методов, появляется новая терминология. С 70-х годов XX века в ландшафтоведении для обозначения природных комплексов, изменённых человеком, активно начинает использоваться термин «антропогенный ландшафт».
Новая концепция антропогенного ландшафта была введена Ф. Н. Мильковым и быстро получила широкое распространение. В своей работе (Мильков, 1973) он исследует роль антропогенного фактора в формировании ландшафтов Земли, анализирует свойства антропогенных ландшафтов и классифицирует эти ландшафты по ряду признаков, важных для целей практики: по содержанию (сельскохозяйственные, лесные, промышленные, водные, селитебные ком-
135
Культурный ландшафт как объект наследия
плексы); по глубине воздействия человека на природу (заново созданные, ранее не существовавшие в природе и преобразованные ландшафты); по генезису (техногенные, подсечные, пашенные, пастбищные, пирогенные ландшафты); по целенаправленности возникновения (прямые и сопутствующие ландшафты); по длительности существования (долговечные саморегулируемые, многолетние частично регулируемые и кратковременные регулируемые ландшафтные комплексы) и, наконец, по степени хозяйственной ценности, бонитету (культурные, или конструктивные, и акультурные ландшафты). По Милькову, культурные, или конструктивные, ландшафты — это обычно регулируемые человеком антропогенные комплексы, постоянно поддерживаемые в состоянии, оптимальном для выполнения возложенных на них хозяйственных, эстетических и других функций. Мильков рассматривает культурные ландшафты как результат рационального ведения хозяйства и считает, что бонитет (ценность) их, как правило, выше, чем ценность тех природных ландшафтов, на месте которых они возникли. «Большая часть наших возделываемых полей, полезащитных лесных полос, прудов, плодовых садов,— пишет автор,— принадлежит к типу культурных ландшафтов. Акультурные ландшафты — антропогенные комплексы низкого бонитета, так называемые бросовые земли, «антропогенный бедленд», возникшие в результате нерационального, неумелого ведения хозяйства». Таким образом, после работ Милькова термин «культурный ландшафт» приобретает новое оценочное значение, говорящее о рациональном ведении хозяйства, о культуре природопользования.
Именно такой оценочный подход к идее культурного ландшафта характерен для исследователя ленинградской школы А. Г. Исаченко. Разрабатывая теорию оптимизации природной среды, он считает, что путь оптимизации заключается в переходе от ландшафтов, нарушенных неумелой хозяйственной деятельностью человека, к культурным ландшафтам (Исаченко, 1980). Автор предлагает выделить два главных качества, присущих культурному ландшафту: 1) высокая производительность и экономическая эффективность и 2) оптимальная экологическая среда для жизни людей. Повышение экономической эффективности ландшафта достигается рациональным использованием и расширенным воспроизводством природных ресурсов. Воспроизводство относится только к возобновимым, прежде всего — к биологическим ресурсам. Для сохранения невозобновимых ресурсов и поддержания здоровой среды необходимо использование практически неисчерпаемых источников энергии — солнечной радиации, геотермального тепла, ветра, приливов. При этом предполагается исключение всех вредных воздействий производства на природу, а также предотвращение стихийных бедствий как природного, так и техногенного происхождения.
Культурный ландшафт должен обеспечивать не только биологические потребности людей, но и условия для воспитания и культурного развития человека. Автор отмечает, что не существует некоего эталона или идеала культурного ландшафта: многообразие природных ландшафтов, помноженное на многообразие форм человеческого воздействия, даёт необозримое число их конкретных современных модификаций. Поэтому пути оптимизации должны быть дифференцированы соответственно реальным ситуациям.
Можно различить три основных направления оптимизации геосистем.
136
Методология изучения культурных ландшафтов
Во-первых, это полная консервация, то есть сохранение естественного режима. Во-вторых, строго регламентированное, преимущественно экстенсивное использование, направленное на поддержание природного равновесия в ландшафте. Принцип оптимизации в этом случае можно характеризовать как заботу о ландшафте. Подобные ландшафты вполне можно отнести к категории культурных, хотя это не предполагает их коренного преобразования. Ив-третьих, активное воздействие преобразовательными методами. Здесь равновесие в ландшафте поддерживается в значительной степени искусственно.
Культурный ландшафт менее устойчив, чем его исходный инвариант. Задача состоит в том, чтобы из возможных модификаций выбрать наиболее устойчивую, а значит и наиболее экономичную, модификацию культурного ландшафта. Устойчивость ландшафта, как известно, зависит от его внутреннего разнообразия. По мнению автора, отличительная черта культурного ландшафта — это непрерывное поддержание и регулирование природных процессов в желательном направлении и на должном уровне. Таким образом, работы Милькова, Исаченко и других ландшафтоведов сформировали в географической науке представление о культурном ландшафте как региональной природо-хозяйственной геосистеме, оптимально выполняющей заданные ей социально-экономические функции.
С таких же позиций подходит к оценке культурного ландшафта профессор МГУ В. А. Николаев. Используя геоэкологическую концепцию культурного ландшафта, он пишет: «В составе современных антропогенных ландшафтов могут быть ландшафты разной степени экологического совершенства. К истинно культурным, к сожалению, относится лишь малая их часть. Порой среди антропогенных ландшафтов встречаются акультурные, возникающие в результате нерациональной хозяйственной деятельности, деградированные ландшафты» (Николаев, 2000). Николаев выделяет три основных составляющих культурного ландшафта как природно-антропогенной системы, три подсистемы: природную, социальную и производственную. По мнению автора, гармоничность культурного ландшафта в первую очередь определяется антропогенным фактором, то есть в культурном ландшафте социальная составляющая должна обладать высокой экологической культурой. Для поддержания устойчивого функционирования культурного ландшафта необходимо антропогенное управление, без которого ландшафт неизбежно деградирует.
Николаев рассматривает два основных вида антропогенного управления: «мягкое» и «жёсткое». «Мягкое» управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путём воздействия, главным образом, на биоту и природные воды. «Жёсткое» ландшафтное регулирование, или управление, производится, как правило, путём создания инженерно-технических сооружений. При проектировании и создании культурных ландшафтов необходимо учитывать важный принцип природно-хозяйственной адаптивности и разнообразия природно-хозяйственных систем. Антропогенный ландшафт тем легче поддается управлению, чем лучше его территориальная и временная организация приспособлена к морфологии и динамике природного ландшафта. Одной из характерных черт культурного ландшафта автор называет здоровую, экологически благоприятную
137
Культурный ландшафт как объект наследия
среду обитания, для поддержания которой необходимо проведение постоянного экологического мониторинга.
Ещё одной характерной чертой является внешний облик культурного ландшафта (его пейзаж), восприятие которого должно удовлетворять высоким эстетическим требованиям. Эстетика ландшафта — это направление ландшафтоведения, изучающее красоту и живописность ландшафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки (Николаев, 1999).
Изложенные выше представления о культурном ландшафте как оптимально действующей антропогенной геосистеме существуют в рамках традиционной физической, экономической и социальной географии. Наряду с этим в современной географической науке возникли новые направления в изучении культурного ландшафта, сформировавшиеся на стыке теоретической географии и других областей знаний, в частности, наук о культуре.
Автор известной концепции поляризованного ландшафта Б. Б. Родоман, предлагая свою модель идеального культурного ландшафта как территориального симбиоза человека и природы, большое значение придаёт культурной составляющей ландшафта. В работе, посвящённой охране культурных ландшафтов России, он пишет: «Родной ландшафт — это не только творение природы, но и наше культурное наследие, продукт и памятник труда и всей жизнедеятельности наших предков. Любые недвижимые памятники природы, истории и архитектуры, вырванные из ландшафтного контекста, как правило, теряют своё культурное значение» (Родоман, 1984). Автор считает, что культурный ландшафт должен обладать высокой эстетичностью. Необходимо развивать эмоционально-эстетическое отношение к ландшафту, представляющему собой не склад случайных вещей, а цельную систему, красота которой свидетельствует о его жизнеобеспечивающей целесообразности. «Красота ландшафта — это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в том числе и духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на Земле» (Родоман, 2000). По мнению автора, ландшафт красив, если ему присущи черты живого организма или биоценоза: иерархичность, многоярусность, округлённость очертаний, обилие всякого рода ядер, центров, границ, сетей, оболочек, бордюров, переходных (экотонных) зон, смягчающих контрасты; постепенное обновление частей; сотрудничество новых и старых элементов. Художники, архитекторы, ремесленники всегда заимствовали у природы идеи рационального и красивого обустройства жилищ и построек, усадеб, разумного природопользования. Таким образом, культурный ландшафт по многим своим характеристикам должен рассматриваться как квазиприродный ландшафт. Разделяя гипотезу Л. Н. Гумилева о том, что этнос связан со своим ландшафтом, как животное — с соответствующей ему экологической нишей, Родоман предупреждает: «Лишившись эстетически ценных благоприятных ландшафтов Центральной России, мы тем самым потеряем некоторые специфические пласты нашей культуры» (Родоман, 1984).
Ученик Родомана, представитель гуманитарного направления в географии, В. Л. Каганский в своих работах развивает идею о доминирующей роли культурной составляющей ландшафта. Он отмечает, что культура всегда представляет собой сопряжение человека и ландшафта, поэтому культуру можно рассматривать как существенный аспект ландшафта, а ландшафт является средой,
138
Методология изучения культурных ландшафтов
Сферой и ценностью культуры — «видение культуры подразумевает ландшафт, видение ландшафта подразумевает культуру» (Каганский, 1995). Создавая теоретическую модель культурного ландшафта, автор исходит из того, что культурный ландшафт — это одновременно земное и семантическое пространство, некий пространственный феномен. На основе этого теоретико-географического подхода Каганский создает концептуальный образ культурного ландшафта нашей страны, предлагает свои способы и методы «чтения» общества по его культурному пространству (Каганский, 2001).
Надо отметить, что не всегда исследователи, работающие в области изучения взаимодействия человека и ландшафта, используют в своих работах термин «культурный ландшафт». Но новые подходы, которые они демонстрируют, и предлагаемые ими методы исследований свидетельствуют об успешном развитии гуманитарного направления в ландшафтоведении.
Например, в работах В. А. Низовцева (МГУ) предложен ландшафтно-исторический метод, сущность которого заключается в «сквозном» ландшафтно-историческом исследовании территории с сопряжённым изучением ландшафта и хозяйственной деятельности в нём. При таком подходе исследователь сопоставляет изменённые человеком ландшафты с коренными или естественными, а также с ландшафтами, изменёнными человеком в различные периоды. В результате этих сопоставлений выявляется существование так называемых природно-хозяйственных систем, которые можно охарактеризовать как результат конкретной хозяйственной деятельности в конкретных ландшафтных условиях. Но большинство природно-хозяйственных систем, существовавших в историческом прошлом, до настоящего времени не сохранилось и сейчас представлено ландшафтно-историческими памятниками (археологическими и историческими), которые образуют с окружающей природой единое целое и отражают разные периоды хозяйственной и культурной деятельности человека в конкретных ландшафтных условиях (Низовцев и др, 1999).
Своеобразный подход к изучению культурного ландшафта содержится в монографии Н. М. Теребихина «Сакральная география русского Севера» (1993). В этой работе автор реконструирует религиозно-мифологический образ Русского Севера, созданный поморами. По мнению автора, этот образ складывается, с одной стороны, из религиозно-мифологических представлений о строении сакрального ландшафта земель Севера и о свойствах народов, населяющих эти земли, а с другой стороны — из реальных географических объектов, наделённых определённым сакральным смыслом. Теребихин реконструирует этноцентрическую модель мира поморов, представляющую собой своеобразную «карту мира», которая преобразует географию Русского Севера в космографию сакрального мира и позволяет отделить пространство «своей» земли, расположенной в центре мира, от пространства «чужих» земель, «чужого» мира. Среди объектов макрогеографии поморов выделяется, например, образ «моря» — символа Пути, ведущего в иной мир. Подчёркивая религиозно-мифологический характер микрогеографии, или топографии, Русского Севера, автор указывает на такие важнейшие элементы, как крест, часовня и храм. По мнению автора, крест является одним из ключевых символов православной культуры и занимает центральное место в сакральной географии Русского
139
Культурный ландшафт как объект наследия
Севера, являясь обязательным компонентом его архитектурно-природного ландшафта. Выдвинутые в работе идеи и методы исследования позволили автору выделить этнически своеобразные типы отношения к пространству и специфические механизмы его освоения как поморами, так и другими народами Европейского Севера, что особенно важно при изучении культурного наследия этих народов.
Очевидно, что представление о культурном ландшафте в работах разных исследователей во многом зависит от того, насколько широко они определяют роль культуры в формировании ландшафта. Одни авторы говорят о культурном ландшафте как об оптимально работающей геосистеме, обладающей благодаря культуре природопользования экологическими и эстетическими достоинствами, другие — как о пространстве, освоенном и преобразованном людьми той или иной культуры.
Необходимо отметить ещё одну интерпретацию культурного ландшафта, в основе которой лежит концепция учёного и философа XX века В. И. Вернадского о ноосфере как результате творческой, интеллектуальной и созидательной деятельности человека по преобразованию и целенаправленному развитию биосферы. В этом случае культура рассматривается как результат разнообразных видов материальной и интеллектуальной деятельности человека и его отношения к окружающему миру, обусловленному сложившимися у него ценностными критериями (Веденин, Чалая, 1997). Такой подход к проблеме культурного ландшафта осуществлён в Институте культурного и природного наследия. Культурный ландшафт определяется как целостная и территориально локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечивающей деятельности людей (Веденин, 1997).В культурном ландшафте накапливается потенциал интеллектуально-духовной деятельности, который наиболее чётко проявляется в культурном слое ландшафта. Этот слой по мере своего развития становится всё более значимым в ландшафте и со временем превращается в доминирующий фактор его развития. Поэтому Ю. А. Веденин считает, что при рассмотрении культурного ландшафта как системы важно выявить строение именно культурного слоя, то есть наряду с элементами материальной культуры выделить нематериальные информационно-ментальные пласты (духовно-религиозные, морально-нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие ценности), являющиеся необходимыми характеристиками культурного ландшафта.
В последнее время в международной практике концепция культурного ландшафта всё чаще используется как методологическая база решения многих проблем охраны природной и историко-культурной среды. С таких позиций культурный ландшафт может быть рассмотрен как принципиально новый объект природного и культурного наследия, что особенно важно для решения вопросов, возникающих в связи с включением культурных ландшафтов в Список Всемирного наследия. Культурные ландшафты как комплексные историко-культурные и природные образования являются носителями исторической памяти, запечатлённой в архитектурных, археологических, топонимических и
140
Методология изучения культурных ландшафтов
иных памятниках, в архивных и библиографических источниках, в разнообразных природных и антропогенных объектах, указывающих на связь ландшафта с историческими событиями прошлого, с жизнью и деятельностью великих людей. Таким образом, концепция культурного ландшафта позволяет связать природные и культурные ценности наследия и рассматривать сохранение ландшафта как интегрального целого (Веденин, Кулешова, 2001).
На современном этапе развития теоретических основ культурного ландшафтоведения активно идёт процесс не только формирования новых концепций и подходов, но также обновления и развития классических направлений географических исследований. Так, на кафедре ландшафтоведения МГУ под руководством В. Н. Калуцкова получила новый импульс развития этнокультурная концепция культурного ландшафта. Этнографическая составляющая исследований антропогенных ландшафтов в той или иной степени издавна была присуща русской географической науке. Новое, этнокультурное, направление в ландшафтоведении формируется на стыке естественнонаучных и гуманитарных знаний: физического ландшафтоведения, этнографии, фольклористики, топонимики, культорологии (Калуцков, Красовская, 2000). Базовыми понятиями для этнокультурного ландшафтоведения являются: «место», «местное сообщество» и «культурный ландшафт». Предметом этнокультурного ландшафтоведения является культурный ландшафт, который понимается как природно-культурная среда развития определённого этноса или определённого местного сообщества (Калуцков, 2000). При этом материальные проявления культурного ландшафта в виде своеобразия местной природы, традиционных построек, особенностей быта, организации хозяйства, планировочных особенностей поселений не могут рассматриваться в отрыве от местной мифологии, духовной культуры, фольклора, традиций. Предложенная автором в рамках этого направления модель культурного ландшафта представляет собой сложную шестикомпонентную систему, которую образуют духовная культура, местное сообщество, местное хозяйство, селенческая подсистема, местная языковая система (включая топонимию) и природный ландшафт. Такой подход, по мнению автора, позволяет охватить всю целостность традиционной культуры, выявить и описать основные свойства культурного ландшафта.
В заключение необходимо отметить, что культурное ландшафтоведение является одним из успешно развивающихся направлений современной географии. Термин «культурный ландшафт» продолжает активно использоваться как в традиционных физико-географических и геоэкологических исследованиях, так и в области социальной и исторической географии, этнографии и культурологии. Это во многом объясняется универсальностью самого понятия «ландшафт», что помогает целостному восприятию окружающего пространства. Понятие «культурный ландшафт» удобно для интеграции разнообразных природных и культурных явлений. Возникающие в последнее время новые концепции, новые подходы, новые методы в изучении культурного ландшафта всё больше расширяют область применения этого термина и позволяют говорить о культурном ландшафте как об одном из фундаментальных понятий современной географии.
141
Культурный ландшафт как объект наследия
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724