В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
Если исходить из признания важности роли информации в формировании культурного ландшафта в контексте его понимания как объекта наследия, то в основу одной из классификаций ландшафта следует положить характер и степень сформированности его информационного компонента, а также его роль и место в общей структуре ландшафта. В качестве первого шага такой классификации следует ввести представление о наличии внутренних и внешних носителей информации. В качестве внутренних носителей информации выступает местное население, определённым образом описывающее и оценивающее разнообразные антропогенные и природные элементы ландшафта. При этом большая часть такого рода информации сохраняется в виде местных традиций, передающихся от поколения к поколению, в традиционных представлениях людей о значимости расположенных на территории ландшафта материальных и нематериальных объектов. Внешними носителями информации выступают как труды учёных — исследователей данного ландшафта или отдельных его элементов, так и произведения художников, литераторов, журналистов, кинооператоров и т. д. Все эти люди формируют устойчивый слой информации, что обеспечивает вхождение ландшафта в национальное или мировое культурное пространство. При этом между «внешними» и «внутренними» носителями информации нередко возникают весьма сложные взаимоотношения. Так, при активной популяризации ландшафта, хранящего в себе большой пласт традиционной культуры, возникает опасность её деградации и потери. Это особенно важно учитывать при включении таких ландшафтов в туристский рынок, когда ценности традиционной культуры становятся туристским продуктом и постепенно превращаются в китч.
72
Методология изучения культурных ландшафтов
В зависимости от соотношения между информационной составляющей и её носителями выделяется несколько групп ландшафтов. Среди них особый интерес представляют:
1. Группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или национальной культуры, но ещё не раскрытой информации. В качестве под групп выделяются:
А. Ландшафты, где в качестве носителей информации могут рассматриваться потенциальные памятники материальной культуры (археологические, архитектурные, этнологические и другие подобные объекты), а также природные объекты как потенциальные носители ценной научно-познавательной информации (памятники геологии, гидрологии, биологии и т. п.).
Б. Ландшафты, где в роли носителей информации выступает местное население как создатель и хранитель определённых культурных ценностей, выраженных, прежде всего, в традициях, представлениях и знаниях, зафиксированных в устной народной культуре.
2. Группа ландшафтов, обладающих носителями ценной для мировой или национальной культуры информации, зафиксированной средствами науки и искусства и распространённой среди специалистов и широкой публики. В этой группе ландшафтов так же, как и в первой, могут быть выделены две подгруппы:
А. Ландшафты, основу которых составляют реальные объекты — носители ценной информации, выявленные учёными и краеведами; в роли такого рода объектов могут выступать как местное население, так и памятники истории, культуры и природы.
Б. Ландшафты, в основе которых лежит мифология, сформированная средствами искусства, религии, народного творчества и существующая как в виртуальном, так и в реальном измерении; связь между реальными объектами и их виртуальными образами может быть весьма относительной.
3. Группа ландшафтов, существующих лишь в виртуальном мире. Это ландшафты, созданные воображением учёных, художников, писателей и не имеющие конкретных «прототипов» в реальном мире.
Первая группа ландшафтов может быть отнесена к категории культурных ландшафтов с определённой долей условности, поскольку их культурная значимость на сегодняшний день ещё не выявлена и они не введены в национальное и мировое культурное пространство как особый тип ландшафтов. Вместе с тем, выделение такого рода объектов вполне реально. В качестве основания для этого может быть рассмотрено наличие первичной информации, собранной краеведами, первые упоминания об этом ландшафте как объекте художественного творчества или научных поисков. Первые научные публикации, статьи в периодической печати, книги, передачи на телевидении или радио, посвящённые той или иной территории, выводят соответствующий ландшафт из поля безвестности и делают его объектом общественного сознания. Некоторые из этих объектов так и остаются «героями» случайных или эпизодических публикаций, пристрастием одного малоизвестного живописца или литератора, темой рядовой научной статьи. Другие, напротив, становятся популярными. Им посвящается множество научных трудов и художественных произведений, сообщений в прессе, видео- и киноматериалов. Всё это пробуждает интерес пуб-
73
Культурный ландшафт как объект наследия
лики к данному ландшафту. Он начинает активнее посещаться туристами или экскурсантами, начинает обсуждаться возможность реставрации материальных носителей ценной информации, прорабатываются режимы охраны и использования территории ландшафта и его отдельных элементов. Фактически именно на этом этапе благодаря творчеству учёных, журналистов, кинооператоров, писателей или художников, возникает принципиально новый культурный ландшафт. Среди такого рода ландшафтов могут быть не только антропогенные комплексы, но и природные объекты. Это, прежде всего, территории, связанные с важными научными исследованиями, места особо интересных научных открытий, ставшие предметом неоднократного упоминания в средствах массовой информации, места, выдающиеся по своим эстетическим достоинствам и поэтому популярные среди туристов. В качестве примеров можно назвать Галапагосские острова, остров Пасхи, вулканы Камчатки, горные районы Кавказа или Алтая. Важное место среди данной группы ландшафтов занимают исторические города, места, связанные с жизнью великих учёных, политиков, художников, места военных баталий, археологические объекты. Однако наибольший вклад в формирование такого типа ландшафтов был сделан представителями художественной культуры. Так, например, в наши дни уже невозможно представить себе Рязанскую или Владимирскую Мещёру вне образа, созданного К. Паустовским. Этот образ стал важнейшей частью культурного ландшафта Мещёры. Мещёра Паустовского — это поэзия и таинство разноцветных озёр, разбросанных среди позолоченных солнцем сосновых лесов, манящих к себе и в то же время пугающих болот, родство этой земли со множеством талантливых людей, оставивших свой след в мировой культуре и глубокими корнями связанных с этими местами, возможность встреч с удивительными стариками и весёлыми и вместе с тем очень серьёзными мальчишками, населяющими эти сказочные места (Веденин, 1997). В данном случае мы имеем дело с «авторским ландшафтом», ставшим общенациональным достоянием.
Пример Мещёры Паустовского свидетельствует о том, что художник может создать настолько привлекательный для широкой публики образ, что он становится неотъемлемой частью данного ландшафта, знаковым для него. К этому следует добавить и то, что книги о Мещёре были изданы огромными тиражами. Мещёрская тема получила своё продолжение в средствах массовой информации, в кинематографе и стала чрезвычайно популярной у советских людей в 60–80-е годы прошлого века. Закономерно, что уже позднее, в 1990-х годах, на территории Рязанской и Владимирской Мещёры были организованы национальные парки.
К группе «авторских ландшафтов» относится и Коктебель, который сейчас уже невозможно представить вне творчества Максимилиана Волошина, его акварелей и поэтических произведений. Такими же объектами стали Плёс, воспетый Исааком Левитаном, берега Оки, ассоциирующиеся с полотнами Василия Поленова.
Образ места оказывается более устойчивым, нежели сам объект, предопределивший его возникновение. Нередко в результате различных деструктивных социально-экономических и социокультурных процессов возникает ситуация, когда исчезает носитель информации, в своё время предопределившей значимость
74
Методология изучения культурных ландшафтов
И.И. Левитан «Плёс»
Нередко возникает необходимость в реставрации культурного ландшафта. Как известно, многие историко-культурные объекты, когда-то находившиеся
В.Д. Поленов «Ока»
Культурный ландшафт как объект наследия
на территории современных музеев-заповедников, либо пришли в полный упадок, либо исчезли. Таким образом, культурные ландшафты потеряли свою целостность, утратили очень важные структурные элементы и свойства. Вместе с тем, многие из разрушенных сооружений или элементов обустройства ландшафта остались в памяти людей, литературных текстах, документах, обмерах, фотографиях и т. д. Именно такая ситуация была характерна для музея-заповедника А. Пушкина в Михайловском, музея-усадьбы А. Блока в Шахматове, музея-усадьбы М. Глинки в Новоспасском. Для восстановления целостности культурного ландшафта и утраченных его элементов там были воссозданы многие усадебные постройки, в том числе главный дом, флигели, служебные постройки, проведена работа по восстановлению парковых насаждений.
В третью группу входят культурные ландшафты, существующие как бы в виртуальном пространстве. Хотя большинство из них и возникло как реакция на реально существующие места, нов дальнейшем они фактически потеряли свой конкретный географический адрес.
Приведём в качестве примера так называемый «типичный русский ландшафт». В качестве характерных его признаков чаще всего называют: деревни с маковками церквей, расположенные чаще всего на берегах рек или озёр, поля с перелесками и колками берёз, крестьян на сенокосе, звуки колоколов и народных песен. Такие представления о русском национальном ландшафте сформировались, прежде всего, благодаря творчеству популярных русских писателей, художников, музыкантов. Типичные черты русского ландшафта нашли своё воплощение в живописи Саврасова, Левитана, Поленова, Нестерова, Шишкина, в поэтических и прозаических произведениях Пушкина, Кольцова, Есенина, Белова, в произведениях популярных композиторов-песенников. Конечно, мы можем найти примеры подобного ландшафта и в натуре. В этом случае мы говорим, что перед нами замечательные образцы традиционного русского ландшафта, которых сегодня сохранилось очень немного. Чаще всего мы имеем дело с виртуальным ландшафтом, созданным средствами науки, литературы, изобразительного искусства и музыки,— ландшафтом, который образовался в результате очень длительного отбора признаков, характерных для образцового, с точки зрения широкой публики, русского ландшафта.
В качестве другого примера следует рассказать об «авторских» культурных ландшафтах; к ним могут быть отнесены виртуальные культурные ландшафты, появившиеся в результате творчества отдельных художников, литераторов, музыкантов, учёных и т. д. Примером этому могут служить виртуальные ландшафты в произведениях Дж. Толкиена.
Конечно и он, как правило, создавал свой виртуальный ландшафт, имея в виду вполне конкретные континенты, регионы, страны. Так же поступали и многие другие писатели и художники, в том числе А. Грин, Н. Рерих, Ф. Богаевский. Однако эта связь отнюдь не всегда очевидна и нередко требует специальных исследований. Так, ландшафты Средиземья, в которых развёртывается действие «Властелина колец» Дж. Толкиена, ассоциируются с историческими ландшафтами Британских островов, представлениями археологов об ушедших культурах, о которых напоминают развалины средневековых замков Англии, Уэльса и Шотландии, памятники культуры, устные сказания, cаги и песни,
76
Методология изучения культурных ландшафтов
характерные для многих древних культур мира; здесь же и отголосок впечатлений о войнах, которыми была насыщена история европейского континента, и даже о Великой Китайской стене.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724