Центральные Русские земли — сердце России
Район охватывает обширные территории от Смоленской и Брянской областей на западе до Нижегородской области на востоке и от Тверской, Ярославской и Владимирской областей на севере до реки Оки на юге (в пределах Рязанской, Тульской и Калужской областей). Характерной чертой этого района является то, что в него вошло множество когда-то самостоятельных Российских княжеств, поскольку, в отличие от Северо-Запада и Севера России, в его истории был этап дезинтеграции и это, естественно, наложило отпечаток на всё дальнейшее его развитие; с другой стороны, именно здесь с особой силой ощущалось влияние такого гигантского центра, как Москва.
Значительная часть исторических городов, расположенных на территории района,— это древние столицы северо-восточных российских княжеств, где сохранились замечательные образцы архитектурного мастерства наших предков — кремли, крепостные валы, великолепные соборы; на территории этих исторических городов сохранился богатейший культурный слой. В те же годы на Центральных Русских землях образовалось множество монастырей, которые в дальнейшем сильно повлияли на жизнь этого края, в частности, на формирование промыслов, центров художественных ремёсел, иконописных школ. Особенную активность в этом проявляли Спасо-Ефимиев монастырь в Суздале и Троице-Сергиев монастырь под Москвой.
Ещё одна особенность района — высокая концентрация дворянских усадеб, большая часть которых расположена вокруг бывших губернских центров и, конечно, Москвы — исторического центра России.
Природа Центральных Русских земель — переходная. Мягкие возвышенности в сочетании с озёрами и реками придают особую живописность этому краю. Много здесь и сельскохозяйственных угодий — пашен, лугов, которые разделили когда-то безбрежные и монолитные лесные массивы на относительно небольшие и поэтому приятные для взора рощицы и кулисы.
Большая часть района — это уже хорошо обжитые места, и влияние на человека дикой, девственной природы здесь почти не ощущается.
Следы первых поселенцев, освоивших эти места (а это, прежде всего, финно-угорские племена — меря, весь, мурома), сохранились в названиях городов, сёл, рек — Кинешма, Нерехта, Москва. Сами же они растворились в пришед-
354
Культурно-ландшафтное районирование
ших сюда позднее славянских племенах. Однако в Тверской области сохранились поселения, где до сих пор живут карелы. Конечно, сегодня структура и морфология культурного ландшафта определяются не столько историей, сколько современными социально-экономическими и социокультурными процессами. Поэтому, несмотря на то, что Центральные Русские земли издавна заселены потомками славянских племён и именно здесь сформировался русский народ, состав их населения довольно пёстр. Связано это, прежде всего, с центральным положением района, его привлекательностью для жителей других регионов России, поскольку здесь больше возможностей для поиска свободных рабочих мест; кроме того, именно здесь, прежде всего — в самой столице, существуют и наиболее комфортные условия жизни. Поэтому в Центральных Русских землях особенно заметно проявились последствия процессов миграции — значительная часть городского и сельского населения сформировалась за счёт приезжих из других районов. Однако этнографы до сих пор находят следы традиционной культуры как в языке коренного населения этих районов, в сохранившихся говорах, так и в характере построек.
Богатая история, активность современных процессов и влияние пограничных ландшафтов предопределили неоднородность культурного пространства района. Здесь довольно чётко проявляется пространственная дифференциация культурного ландшафта.
В качестве самостоятельных подрайонов Центральных Русских земель выделены Московско-Владимирская земля и Смоленско-Брянские пограничные земли, а также Русское лесное Поволжье.
Московско-Владимирская земля включает в себя не только Московскую, Владимирскую, но и значительную часть Тверской, Ивановской, а также северные районы Рязанской, Тульской и Калужской областей. Современным центром этой земли выступает Москва — историческая и нынешняя столица России. Именно в Москве находятся крупнейшие и наиболее известные в России музеи, театры, учебные заведения, научные институты. Здесь более интенсивно, чем в других регионах, осуществляются творческие эксперименты в науке, рождаются авангардистские формы в искусстве, формируются новые политические движения. Наконец, здесь сходятся и наиболее значительные связи России с другими странами мира — через визиты государственных и политических деятелей, научные контакты, гастроли зарубежных актёров и музыкантов, организацию выставок и т. д.
Высокий уровень социально-экономического и культурного потенциала в Москве и Московской городской агломерации проявляется в том, что именно здесь концентрируется сегодня наибольшее в России число ведущих учёных, деятелей культуры и искусства. Соответственно и роль производственных предприятий, престижность научных и учебных учреждений, творческих союзов здесь значительно выше, чем в других городах страны; именно в Москве задумываются и рождаются архитектурные и градостроительные проекты, в разработке которых принимают участие крупнейшие российские архитекторы, дизайнеры, художники. Реализация этих проектов захватывает всю страну, проникает в самые удалённые уголки, воздействуя на развитие всей системы расселения не только в России, но и в бывших союзных республиках.
355
Культурный ландшафт как объект наследия
Москва воспринимается мировой общественностью в качестве лидера науки и искусства России и чаще всего представляет её за рубежом. Многие учебные и художественные центры Москвы являются своеобразными символами художественной культуры России. Достаточно назвать Большой театр, Московскую консерваторию, Третьяковскую галерею, Музеи Кремля, Исторический музей или Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Москва чаще, чем какие-либо другие города России, выступает сейчас и как лидер многочисленных новаций в искусстве. Среди них — и новые театры, декларирующие самые современные направления в драматическом искусстве или балете, и выставки, демонстрирующие новые направления в изобразительном искусстве, и рок-фестивали. И это не случайный, а объективный, соответствующий реально сложившимся условиям процесс, что необходимо учитывать в практике планирования, в частности — при распределении капиталовложений в развитие культуры. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед государством,— это сохранение национально значимых культурных центров и школ. Таковыми являются, прежде всего, столичные учреждения, где сконцентрирован наиболее высокий творческий потенциал и где наиболее активно развивается научная и художественная мысль. Лишь Санкт-Петербург как старая столица России может в настоящее время составить конкуренцию Москве.
Вместе с тем, если бы культурный потенциал Московского региона формировался только за счёт инноваций, то темпы его развития через некоторое время начали бы замедляться. Очевидно, что нормальное существование региона возможно только при сочетании инновационной культуры и мощного культурного наследия, аккумулированного в научных и общественных архивах, исторических, художественных и других музеях, фондохранилищах, библиотеках и т. д.
Поэтому научные и художественные учреждения столицы ориентируются не только на развитие инновационной культуры, здесь накапливается информация, происходит восстановление утерянных технологий, связанных с традиционной культурой, культурным наследием. Учёные и художники столицы предпринимают энергичные усилия для возрождения давно забытых приёмов и методов народного творчества, в том числе ремёсел, традиционных форм производства.
Москва заметно выделяется среди других территорий России по степени концентрации памятников истории и культуры, по богатству и разнообразию сохранившегося культурного наследия. Несмотря на огромные разрушения, явившиеся следствием длительной реконструкции города, в столице сохранились целостные архитектурно-градостроительные ансамбли, среди которых особо выделяются Кремль с окружающими его Красной, Манежной и Театральной площадями и Александровским садом, царские дворцовые владения — Измайлово, Царицыно и Коломенское, комплекс городских усадеб и жилых зданий на Швивой горке около Яузы, улицы в Замоскворечье, Лефортове, районе Арбата, Бульварное кольцо и т. д. Нельзя представить старую Москву без её монастырей, прежде всего таких, как Донской, Свято-Данилов, Андроников, Новодевичий, Новоспасский и многих других.
Московский Кремль с примыкающей к нему Красной площадью, Новоде-
356
Культурно-ландшафтное районирование
Площадь перед Московским Кремлем с храмом Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы на Рву) в центре (фото М. Кулешовой)
вичий монастырь и церковь Вознесения в Коломенском вошли в список объектов Всемирного наследия.
Культурное наследие Москвы создавалось талантом и трудами великих архитекторов и художников России, многих других стран мира. В конце XIV — начале XV в. здесь работали замечательные живописцы Андрей Рублёв и Феофан Грек.
В конце XV века итальянский архитектор Аристотель Фьораванти строит новый Успенский собор. В конце XV — начале XVI в. в формировании Кремлевского ансамбля принимают участие и другие видные итальянские архитекторы — Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин Новый и т. д. В Москве создавался стиль «нарышкинского», или «московского», барокко. Среди наиболее известных сооружений, отражающих характерные черты этого стиля, следует назвать церкви Покрова в Филях, Воскресения в Кадашах, Троицы в Троицком-Лыкове. Однако наиболее заметный вклад в архитектуру Москвы, в формирование её градостроительных ансамблей был сделан в конце XVIII — начале XIX в. В этом участвовали как русские, так и иностранные архитекторы, живописцы, скульпторы. Среди них В. Баженов, М. Казаков, Е. Назаров, И. Еготов, В. Стасов, Дж. Кваренги, К. Бланк, Ф. Кампорези, О. Бове, Д. Жилярди и другие. Двадцатый век принёс новые имена, в том числе и приобретшие мировую известность,— К. Мельников, П. Голосов, братья Веснины, А. В. Щусев. Сохранилось в Москве и творение великого французского архитектора Ле Корбюзье — дом Центросоюза (1928-1935 гг.).
Москва — город, насыщенный историей. Почти все старые московские дома освящены памятью о великих людях России. Да и новая история не обошла Москву своим вниманием. Москва — это город А. Сахарова, В. Высоцкого, Б. Окуджавы и многих других наших современников, как ушедших, так и продолжающих делать историю России.
357
Культурный ландшафт как объект наследия
Вокруг Москвы сложился мощный пласт наследия. Примером этому служит, прежде всего, Московская область. Кроме того, в ней отразились все те особенности культурного ландшафта, которые мы отмечали в самом начале нашего рассказа о Центральных Русских землях. Многие из подмосковных городов — это бывшие столичные города, хранящие память о давно исчезнувших с карты России древних русских княжествах. В них до сих пор сохраняются остатки крепостных валов и кремлей, замечательные архитектурные ансамбли. Это Коломна, Можайск, Волоколамск, Сергиев Посад, Зарайск, Звенигород, Дмитров, Серпухов. Это и сеть многочисленных монастырей, всегда тяготевших к столицам: Иосифо-Волоколамский, Николо-Пешношский, Саввино-Сторо-жевский, Ново-Иерусалимский, Белопесоцкий и т. д. Наконец, это разветвлённая сеть старинных дворянских усадеб, многие из которых стали музеями или культурными центрами, домами отдыха и санаториями (Ярополец, Марфино, Петровское-Алабино, Большие Вязёмы, Дубровицы, Гребнево, Глинки, Серед-никово и т. д.).
Подмосковье — место жизни многих замечательных людей, с ним связана судьба таких людей, как Пушкин, Карамзин, Вяземский, Тютчев, Баратынский, Чайковский, Чехов и многие другие. Сохранились Абрамцево и Мураново — усадьбы, бывшие долгое время крупнейшими культурными центрами и сыгравшие особую роль в развитии русского искусства конца XIX — начала XX в.
Богаты по своему культурному потенциалу и другие территории Московско-Владимирского подрайона. Множество уникальных памятников истории и культуры располагается во Владимирской области. Мировую известность получили такие творения гения русского народа, как церковь Покрова на Нерли (1165 г.), архитектурные ансамбли самого Владимира с его историческим центром, остатками крепостных валов, замечательными памятниками архитектуры — Золотыми воротами (1164 г.), Дмитриевским (1194—1197 гг.) и Успенским (1158-1194 гг.) соборами с фресками Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Великолепные архитектурные ансамбли с остатками исторических центров и крем-
Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область (фото М. Кулешовой)
Культурно-ландшафтное районирование
лей, монастырскими строениями сохранились во многих городах области — Суздале, Юрьеве-Польском, Александрове, Муроме, Гороховце.
Примыкающая к Владимирской часть Ивановской области хорошо известна любителям исторического наследия: здесь расположен Палех — один из самых популярных в России художественных промыслов.
Воскресенская церковь у Торговых рядов в г. Суздале, Владимирская область (фото М. Кулешовой)
тей, расположенных в центре и на западе подрайона, относительно мало крупных и интересных в историческом отношении усадеб.
Основная их часть сконцентрирована в Тверской, Калужской, Рязанской Смоленской и Тульской областях. Среди них можно назвать знаменитые тверские усадьбы, созданные Н. А. Львовым — архитектором, поэтом, инженером, садоводом — человеком, воплотившим в своём творчестве идеалы культуры конца XVIII века (Знаменское-Раёк, Митино, Василёво и Никольское в Торжокском районе), а также калужские усадьбы: Полотняный Завод (XVIII в.) — комплекс усадеб Гончарова и Щепочкина, связанных с именем А. С. Пушкина, и Го-родню — усадьбу Голицыных под Калугой, построенную знаменитым русским архитектором А. Н. Воронихиным.
Особо следует остановиться на дворцово-промышленном комплексе Баташовых (XVIII-XIX вв.) в рабочем поселке Гусь-Железный Рязанской области. Такое сочетание было довольно типичным для Центральной России — примером этому могут служить Полотняный Завод Гончаровых в Калужской области, Грузины — в Новгородской и многие другие объекты.
Своеобразное место в культурном ландшафте занимает город Касимов, в культурном наследии которого хранится память о том времени, когда этот город был центром татарского княжества. Именно здесь, внутри русских земель сохранился целостный архитектурно-градостроительный комплекс XV—XVIII вв., включающий древнюю мечеть с минаретом и текие (мавзолей) Шах-Али-Хана. В городе расположен еще один памятник татарской культуры XVII века — текие Авган-Мухамеда. Сохраняется и живая традиционная культура, поскольку здесь всё ещё довольно много татарского населения, сохранившего память о старинных обычаях, фольклор.
Многие известные монастыри, расположенные в границах Московско-Владимирской земли, находятся вне крупных городов и окружены живописными природными ландшафтами. В качестве примера таких монастырей следует назвать: в Тверской области — Нилову Пустынь на берегу Селигера или Борисоглебский монастырь в Торжке; в Калужской области — Пафнутьев-Боровский
359
Культурный ландшафт как объект наследия
(XV-XVIII вв.) и Воротынский (XVI-XVII вв.) монастыри; в Рязанской — Со-лотчинский (XVII в.) и Богословский (XVII-XVIII вв.) монастыри.
Русское лесное Поволжье охватывает Ярославскую, Кост-ромскую, частично Ивановскую и Нижегородскую области. В отличие от большинства других исторических территорий России здесь особое значение приобретает природный фактор — Волга — крупнейшая река Европейской России, на протяжении многих веков имевшая исключительное стратегическое, экономическое и культурное значение в жизни Российского государства. Именно вдоль Волги концентрируются основные культурные центры лесного Поволжья — Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, расположены крупнейшие православные монастыри, всегда игравшие заметную роль в культурной жизни страны; это и места известных в России ярмарок (в частности, знаменитых Нижегородской и Макарьевской ярмарок).
Лесное Поволжье хранит в себе память о многих людях, имевших здесь свои поместья, отразивших эти края в своём искусстве. В связи с этим достаточно назвать Карабиху, связанную с жизнью Н. А. Некрасова, или Щёлыково А. Н. Островского; поэзия этого района и прежде всего — мест вокруг маленького волжского городка Плёса нашла своё воплощение в полотнах И. И. Левитана. Лесное Поволжье — это традиционное место расселения старообрядцев, культура и быт которых были описаны замечательным русским писателем Андреем Печерским (П. И. Мельниковым).
Несмотря на определённую целостность и своеобразие этого подрайона, следует иметь в виду и его особое положение по отношению к Москве и Северу России. Многие исследователи рассматривали культуру этой части России как переходную, воплотившую в себе многие элементы северной народной культуры и в то же время — близкую культуре Московско-Владимирских земель.
Культурное наследие Русского лесного Поволжья — это прежде всего исторические центры городов Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Галича и Солигалича, Переславля-Залесского, Ростова, Тутаева и Углича. Хорошо известна историко-культурная значимость крупных городов, когда-то губернских, а сейчас областных центров. При этом Ярославль запоминается, прежде всего, ансамблями древнерусской архитектуры, относящимися к XVI— XVII вв. В отличие от Ярославля Кострома — это город, где ведущую роль играют архитектурные памятники XVIII-XIX веков. Среди них выделяются, прежде всего, торговые ряды — Большие и Малые Мучные, Красные, Мелочные, Пряничные Рыбные, Овощные и Масляные.
И наконец, Нижний Новгород, основанный в 1221 году, в XIV веке — столица Нижегородско-Суздальского княжества, город Минина и Пожарского. Долгое время он носил имя своего уроженца Максима Горького. Древняя история города запечатлена в архитектуре Нижегородского кремля, в его стенах (1500-1502) и башнях, в Михайло-Архангельском соборе (1631), в древнем Благовещенском монастыре, где сохранились постройки XVI-XVII вв. и в других церковных и светских зданиях, раскиданных по территории города. Важную роль в формировании архитектурного облика Нижнего Новгорода сыграла Нижегородская ярмарка, переведённая туда в 1817 году. Кстати, именно влиянием ярмарки, активно реагировавшей на развитие русской промышлен-
360
Культурно-ландшафтное районирование
ности в конце XIX — начале XX в., и организованной на её основе Всероссийской художественно-промышленной выставки можно объяснить широкое распространение в городе модерна, эклектики конца XIX века, неоампира, необарокко, неоклассицизма.
Смоленско-Брянские пограничные земли — эти, казалось бы, истинно русские земли, места проживания исключительно русского населения, долгое время входили в зону влияния Великого княжества Литовского. Помимо современных Смоленской и Брянской областей, к ним тяготеют юго-западная часть Тверской области (прежде всего — Торопецкий район) и запад Калужской. Все они имели тесные контакты с Польшей, Белоруссией и украинской Черниговщиной. Конечно, в настоящее время влияние Москвы явно преобладает над влиянием всех остальных соседей. Однако, если мы рассматриваем наряду с современными процессами и историческое наследие, то Смоленско-Брянские земли могут претендовать на определённую автономию в культурно-ландшафтном пространстве России.
На Смоленщине сохранились памятники архитектуры домонгольского периода; здесь сформировалась своя художественная школа иконописи; расположенные на территории Брянской и Смоленской областей усадьбы близки по стилю и планировочной структуре к украинско-польским поместьям.
Близость к Москве, к Смоленской дороге, которая когда-то связывала Москву с европейскими странами, по которой нередко двигались войска многих государств, стремившихся к завоеванию России, а в промежутках между войнами — путешественники, торговцы и туристы; тесная связь с Черниговщиной — уже украинской землей — предопределили насыщенность Смолен-ско-Брянских земель мемориальными территориями, поместьями, историческими городами, а это, в свою очередь, явилось основой для формирования здесь множества музеев, историко-культурных заповедников. Среди них — усадьба Овстуг Ф. И. Тютчева, Красный Рог А. К. Толстого, Новоспасское М. И. Глинки, Хмелита Грибоедовых, Талашкино М. К. Тенишевой. На территории Смоленской области создан национальный парк, основой для которого стала не только уникальная природа, но и российская история — на территории парка расположена усадьба известного русского путешественника Н. М. Пржевальского.
Как мы уже говорили, Смоленская дорога — это не только дорога туристов, путешественников; долгое время она была и дорогой войны. Эти земли пропитаны кровью. Памятники, могилы, разрушенные деревни — следы былых войн — также вошли в культурный ландшафт этих земель. Смоленская земля нередко выступала героем художественных произведений. Она вошла в творчество таких популярных когда-то поэтов, как М. Исаковский и А. Твардовский, уроженцев этой земли, а также в поэзию многих поэтов-фронтовиков.
История края отразилась и в характере культурного наследия. Блестящие дворцовые ансамбли XVIII века (Ляличи — усадьба Завадовского, построенная великолепным Дж. Кваренги, или собор в Почепе — творчество столичного зодчего Ж. Б. Валлен-Деламота) соседствуют с памятниками истории партизанского движения 1812 года и памятниками последней войны.
361
Культурный ландшафт как объект наследия
И конечно, города Смоленщины и Брянщины и примыкающих к ним районов Тверской и Калужской областей — это также объекты наследия. Среди них особое место занимает Смоленск — один из наиболее древних городов России. Здесь сохранились уникальные и наиболее древние памятники русской архитектуры, относящиеся к XII веку — церкви Петра и Павла на Городянке (1146 г. или конца XII века), Иоанна Богослова на Варяжках (1173-1176), Михаила Архангела (1173-1176). Чрезвычайно интересные и важные для формирования образа города крепостные стены и башни Кремля (1595-1602), ансамбль на Соборной площади, включающий величественный Успенский собор (1677), многие другие памятники.
Яркое впечатление оставляют и другие города этого края, прежде всего, Вязьма и Торопец. Кроме того, следует учитывать, что вся Смоленская дорога — это единый комплекс памятников истории, культуры, природы, объединяющий в себе множество историко-культурных и природных объектов, в том числе — топонимику, память о людях, недвижимые объекты культурного наследия и т. д.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724