Культурный ландшафт и наследие
Признание культурного ландшафта как наследия обусловлено не только его объективной ценностью как носителя уникальной информации — эстетической, научной, исторической, но и его популярностью среди широкой публики. Наиболее ценные объекты культурного наследия — это национальные символы, которыми гордятся все люди, живущие в данной стране, регионе, городе. Таким образом, общий признак объектов культурного наследия, в том числе и культурных ландшафтов,— высокая развитость информационного слоя и, прежде всего, той информации, которая свидетельствует о научной, исторической и художественной ценности как всего ландшафта, так и входящих в него движимых и недвижимых материальных объектов. С другой стороны, это должен быть объект, где достаточно объёмно выражена его материальная основа, сохранились вполне конкретные носители исторической, научной или эстетической информации. Если вернуться к предложенной нами ранее дифференциации культурных ландшафтов на три группы, то в качестве полноценного объекта наследия могут рассматриваться только те ландшафты, на территории которых располагается множество памятников истории и культуры, ценных природных комплексов, где сохранилось коренное население. Все они являются
77
Культурный ландшафт как объект наследия
носителями ценной для общества информации. Для того чтобы понять сам механизм отнесения культурного ландшафта к объектам наследия, попытаемся рассмотреть и обсудить конкретные примеры и мировую практику включения культурных ландшафтов в Список Всемирного наследия. Как известно, ЮНЕСКО рассматривает в качестве наследия три типа культурных ландшафтов: созданные гениальным художником или инженером и являющиеся общепризнанным шедевром; естественно сформировавшиеся и рассматриваемые наукой как исключительно ценные образцы, позволяющие понять историю цивилизаций; ассоциативные, связанные с памятью о великих людях, значительных событиях или имеющих чрезвычайно высокое сакральное значение (Веденин, Кулешова, 2001).
Информационный слой целенаправленно созданных или рукотворных культурных ландшафтов формируется в результате исследований специалистов — учёных-искусствоведов, историков архитектуры или историков науки и техники, инженеров, подтверждающих выдающуюся ценность объекта как замечательного проявления искусства или инженерной мысли. Кроме того, информационный слой такого типа ландшафтов складывается из знаний, полученных в результате изучения архивов, литературных данных, формируется из других источников, свидетельствующих о высоком мастерстве автора и о его всемирном признании как великого художника или талантливого инженера. Важнейшей частью информационного слоя ландшафта является информация, содержащаяся в многотиражных изданиях популярных книг, путеводителях, фильмах, телевизионных передачах, CD, рассказывающих об уникальных свойствах ландшафта, представляющих этот ландшафт как замечательный образец взаимодействия человека и природы.
Информационный слой естественно сформировавшихся культурных ландшафтов создаётся, прежде всего, учёными, исследующими эту территорию, людьми, заинтересованными в сохранении археологического и архитектурного наследия, традиционных форм жизни, обрядов и обычаев аборигенов, коренных малочисленных народов, традиционных сообществ, живущих в согласии с природой. Во многих странах именно этот тип ландшафта уже давно стал одним из самых популярных объектов туризма. Примером могут служить археологические ландшафты, относящиеся к эгейской культуре, культуре Древней Греции и Древнего Рима, индейские резервации, где сохраняется традиционный ландшафт коренных жителей Америки и где продолжают жить люди, в результате деятельности которых этот ландшафт сформировался. Естественно, что туристические фирмы и рекламные агентства также активно участвуют в формировании устойчивого информационного слоя данного ландшафта. Это, в свою очередь, приводит к возникновению устойчивого туристского потока. А в тех живых традиционных ландшафтах, где сохранилось население — носитель традиционной культуры,— важнейшим источником информации являются коренные жители этих мест.
Наиболее интересен в контексте нашей темы третий тип культурного ландшафта — ассоциативный ландшафт. Информационный слой ассоциативного ландшафта формируется не только исследователями, но и представителями творческих профессий — писателями, поэтами, художниками. При этом имен-
78
Методология изучения культурных ландшафтов
но информация определяет истинную ценность ландшафта. В ряде случаев может возникнуть ситуация, когда почти не осталось материальных свидетелей тех или иных исторических событий. Однако сам факт связи этого места с определёнными событиями или личностями уже является основанием для рассмотрения его как ассоциативного ландшафта. Вспомним музей-заповедник Михайловское, где практически все усадьбы являются новоделами. Однако никто не может оспорить необходимость заповедания этого ландшафта и его связи с именем великого русского поэта.
Основной вывод, который следует из этого рассуждения — необходимость целенаправленного формирования информационного слоя культурных ландшафтов России. Многие из них, несомненно, достойны по своим научным, художественным и историческим качествам быть в Списке Всемирного наследия. Большинство из российских объектов, уже включённых в этот Список, чрезвычайно популярны, и их названия широко известны в обществе. Это Московский Кремль, центр Санкт-Петербурга и его знаменитые пригороды (Петергоф, Павловск, Царское Село и другие), архитектурные ансамбли Великого Новгорода, Владимира и Суздаля, Соловецкого архипелага, Кижей, озеро Байкал, вулканы Камчатки и т. д. Однако имеется и множество других мест и объектов, интересных в историко-культурном и научном отношении и ещё мало известных широкой общественности. Некоторые из них могут выступать вполне достойными кандидатами на включение их в Список Всемирного наследия. Но их ещё надо «раскручивать», увеличивать мощность их информационного слоя. Связь популярности объекта с объективными характеристиками, свидетельствующими об его научной и художественной ценности, в ряде случаев весьма относительна. Можно привести немало примеров, когда значимость тех или иных ландшафтов явно недооценивается общественностью. Таковы многие уникальные археологические объекты, места, описанные в замечательных художественных произведениях великих русских писателей, старинные города и усадьбы. С другой стороны, возможны ситуации, когда в силу ряда причин, в том числе политической конъюнктуры, ценность того или иного объекта представляется явно завышенной. Вспомним хотя бы множество мест в нашей стране, связанных с жизнью известных коммунистических лидеров, крупных советских чиновников или чекистов. Очевидно, что формирование «имиджа» объекта и определение его ценности отнюдь не всегда жёстко связаны друг с другом.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724