logo
Landscape

Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта

Есть культурные ландшафты, информационная составляющая которых чрезвычайно велика. Она накапливается и сохраняется в многочисленных пе­чатных изданиях, фильмах, архивах, в устном творчестве; включает сведения о местном населении и окружающей его среде, о характере обустройства террито­рии, о движимом и недвижимом наследии, об исчезнувшей и сохранившейся до нашего времени системе культурных ценностей, о современной культуре, о сходстве и отличии одних культурных ландшафтов от других. В некоторых ландшафтах система ценностей фиксируется только в устной культуре, проду­цируемой и сохраняющейся среди местного населения. Она ещё недоступна для людей, проживающих в других районах, странах, регионах. Имеются и такие ландшафты, где нет постоянного местного населения. Однако в их культурном слое накоплен огромный потенциал культурного наследия и ещё нераскрытой информации об истории страны, о жизни известных личностей и об особых са­кральных свойствах этих мест. Наконец, возможно появление новых культур­ных феноменов в любой точке земного шара, что будет определяться дальней­шим ходом истории. Может быть, здесь будут работать замечательные худож­ники и литераторы, и их творения коренным образом поменяют представление о месте этого города, села или посёлка в культурном пространстве страны.

Здесь могут поселиться люди, которые создадут свою собственную культуру — устную или письменную, что определённым обра­зом может изменить ма­териальную и духовную среду обитания местного населения, и т. д.

И. И. Левитан «Золотая осень»

При определении значимости информаци­онной составляющей не­ обходимо учитывать ин­тенсивность её распро-странения в культурном

70

Методология изучения культурных ландшафтов

И. И. Шишкин «Рожь»

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

пространстве региона, страны, мира. Это зависит, прежде всего, от массовости и доступности источников информации. Ещё недавно в нашей стране наиболь­ший эффект в распространении такого рода информации достигался благодаря активной издательской деятельности, изготовлению многомиллионных тира­жей книг, копий и репродукций пейзажей популярных художников, изобра­жающих конкретный городской, сельский или природный ландшафт. Эти копии и репродукции развеши­вались всюду: в частном жилье, в об­щественных учреждениях, в гости­ницах и ресторанах. Не менее важ­ное значение имели литературные тексты, романы, рассказы известных писателей, стихи поэтов, включён­ные в школьные учебники. То же са­мое относилось и к репродукциям картин, постоянно воспроизводи­мых в букварях, учебниках родной речи, истории и литературы. Тако­вы, например, картины Левитана, Шишкина, Саврасова, Поленова. В настоящее время ведущую роль в распространении информации о гео­графических объектах играют теле­видение, Интернет, видео прокат.

71

Культурный ландшафт как объект наследия

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4