Монастыри
Монастыри предстают связующими звеньями большой территории, име- нуемой Кенозерьем. Они обозначают его пределы на восточной, западной и юго-западной сторонах. Кенозеры почитали как «свои» монастыри: Кенский, Макарьевский и Ошевенский (Критский, Синяговский, 2002). Ближайшим мо- настырём был Кенский (Кенская Пахомиева пустынь) (Макаров, 2002), где чти- ли «святого Антония Великого (17/30 янв.) и Пахомушку Кенского (15/28 мая)» (Анна Фёдоровна Сивцева, д. Першлахта). Монастырь стоял в 4 км от устья Ке- ны, по дороге на Конево. Его последним служителем был Михаил Иванович Ухотский. Здесь же располагалось кладбище (у стен церкви хоронили священ-
290
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
нослужителей и членов их семей, на кладбище через дорогу — простой люд; та- кое разделение типично для Кенозера). В 1930-х годах монастырь был разорён, «кирпичная церковь, белая, как лебёдушка», и белокаменная ограда — разобра- ны; ныне о монастырском хозяйстве напоминает лишь название «Коровино» (прежде там был монастырский скотный двор, а затем организован леспром- хоз). Кенский монастырь сегодня помнят лишь жители Поромского да Перш- лахты. Очевидно, он был значим для жителей западной части Кенозера и дере- вень по реке Кене. В Першлахтинской часовне до ещё недавнего времени храни- лись иконы из Кенского монастыря (часовня была разграблена).
Ошевенский монастырь (Александрово-Ошевенский монастырь, основан в 1453 г., св. Александр Ошевенский — 3 мая1) посещался в основном жителями Ряпусовского куста. От Майлахты дорога уходила далее на Ошевенск. Ныне до- рога эта уже только просматривается, но памятна она всем. Можно даже, на ос- новании рассказов местных жителей, говорить о включённости этой дороги в пространство Кенозерья, ибо дорога была нахожена и наезжена, связывая Кено- зерье с Каргопольем хозяйственными и торговыми заботами, и, конечно, это был духовный путь — дорога паломников, которые шли по обетам и на мона- стырский праздник. Прохождение этого пути требовало соблюдения ряда обря- дов и обычаев (Щепанская, 1992). В Майлахте молились святым мученикам Ки- рику и Улите, затем для молитвы останавливались у обетного креста при выхо- де из деревни. Через километр, у края дороги, на Сотниковой пожне, благословлялись у часовни Тихвинской Божией Матери (после того, как часов- ню снесли, жителями деревни был поставлен обетный крест). Далее «по дороге будет озеро Седьбище, тут останавливаются, чаю попьют, потом до Важи идут, тут деревня — всем ночлег», потом шли до Чуреньги, по мосту (ныне разру- шен) переходили реку; здесь уже начинались Ошевенские поля и деревни, в д. Низ их встречала часовня Егория Храброго, оттуда и до монастыря рукой подать. Возвращались на следующий день (А. И. Никифорова, д. Майлахта).
Но наиболее чтимым был Макарьевский монастырь (Макарий Унжен- ский — 7 авг.), по преданию, поставленный по явленной иконе, приплывшей к мысу. К «Макарию» вели дороги отд. Спицыно, отд. Видягино, с Кенозера (По- госта), у монастыря выходили дороги с Ошевенска, Лёкшмозера и др. Для кено- зеров наиболее популярен был путь от д. Спицыно. До Спицына ехали на лод- ках. Как и по дороге в Ошевенск, путник подчинялся дорожным правилам: в Спицыно приезжали 5 августа, здесь «гостились», ночевали, 6-го отправлялись в путь; в 6 километрах по дороге «у Ляги» (так звалась пожня) стоял крест, в 10 километрах у Нотозера останавливались, чай пили, далее ещё 7 километров до монастыря, ночевали «на Макарии», в специально обустроенных «чуланчи- ках». Едва ли не каждый из старожилов Кенозера побывал у Дальнего Макария, который мыслился как самый надёжный помощник. Это отношение сохраняет- ся и поныне, хотя нет монастыря, но ещё стоит полуразрушенная церковь. По рассказам старожилов можно ещё восстановить планировку монастыря, исто- рию его запустения, память кенозеров хранит и имя последнего подвижника Макария в уже послевоенные годы — «Филюшки с Почозера», который ходил
1 Даты указаны по новому стилю.
291
Культурный ландшафт как объект наследия Руины Макарьевского монастыря на Хергозере (фото М. Кулешовой)
служить за дьякона, принимал «заветы», хотя от монастыря оставались уже лишь голые стены.
Больше всего рассказов о Макарии связано с выполнением «заветов». Один из «заветов» был — пройти путь босым, другой — на коленях обойти святое озерцо. Девяностолетняя А. Ф. Селуянова (д. Семёново) вспоминала: «Я девкой ходила. Так попов было! И на воду ходила. Это коней кропили, купали в озе- ре — к Макарию гоняли (коней), у которых спины болели (стёрты). По Спицыно дорога, а это своя — в Видягино через Думино. Завет есть — ноги болят и идём, пойдем да отдохнем, пойдем да отдохнем, ноги сами бегут к Макарию, завет кла- ли — на коленках вокруг озера пройти 3 километра. В Макарий — 7 июля — ко- сить начинали». Елена Максимовна Мелехова (85 лет) тоже хорошо помнит, как с «заветами» ходила к Макарию: «А ходили к Преподобному Макарию, там ведь был-от монастырь, туды ходили Богу молиться. Идёшь, если что со скотиной, полезное берёшь: шёрсточку, маслице, берешь там всего, всего — и всё несешь Макарию Преподобному, приносишь и всё это складаешь в церкву — по завету. Я вот завечала скотинку, ладила, чтобы Господь простил. Там Господь разбирает- ся — и простят. Ходила я два раза. Второй раз болела желудком, я завечалась и пошла к Макарию. Я выкупалась в озере ещё до церквы, потом пришли к Мака- рию, где церкви стоят, скипятили чайничек, сели попили, поели, потом — в церкву — Богу помолилися, потом спать ушли. Я тот раз спала в доме, никто уж не жил, а клопов много было. Нас много было. Там была бабка Глаша, так боси- ком сходила к Макарию, сапоги носила на руке. Она завечала Витьку: с ногами что-то было. И вот она сапоги сносила на руке, в ту сторону семнадцать (кило- метров), в другую — семнадцать». К. М. Нифонтова (д. Щанниково) с «заветом» по случаю заболевания дочери ходила к Макарию ещё в 1953 году.
Очень много рассказов, как «завечали» детей. «У меня дети болели, как па- ралич у девки был — недвижима, а у парня голова не держалась. Я сделала завет: поправятся — к Макарию сходить. Поправились, и свекровь водила» (Надежда Павловна Спицына, д. Спицыно). Рассказывает Александра Александровна Ка- пустина (д. Зихново): «Я после войны в 47 году пошла (к Макарию), пошла од- на, завет справлять. Я маленькая была, болела, и у отца было завечано, он завечался,
292
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
что как только на ноги взовьется, пойдет к Макарию. Мать и говорит: «У отца было завечано, так сходи к Макарию». У Спицына старичок пристал из Тарасова да старушка с Майлахты, и пошли. На середины пути хорошо идти было — народу много собралось: там со всех уголков дороги к Макарью сходят- ся, и кенозеры (идут), и поржаване, и ошевенцы. Тогда там церковь была, дома деревянны, монахов уж не было. Из Щанникова мужик болел ногами, годом раньше ходил, вокруг озера шёл на коленках».
Св. Макарий почитался и на Лёкшмозере как самый скорый и надёжный за- ступник и избавитель от всех болезней и напастей. «Ходили на Макарье целыми деревнями, верили, что, дав обет (завет) святому, и больной поправится, и ребёнок окрепнет. Обеты давали по-разному: если голова болит — вешали на икону св. Макария платок, если тело — отрез, ноги — чулки вешали» (Цехан- ская, 1998).
Таким образом, Кенский, Ошевенский и Макарьевский монастыри мы вправе включать в культурное наследие Кенозерья как крупнейшие консолиди- рующие духовные центры. Монастыри и пути, ведущие к ним, точно и подроб- но запечатлённые в памяти людей, становятся и частью культурного ландшаф- та Кенозерья.
Церкви
В системе сакральных центров Кенозерья следующий уровень представлен пятью церквями. Большинство из них являлись приходскими для куста дере- вень (исторически сложившийся тип расселения). Это: Преображенская цер- ковь (д. Погостна Кенозерском берегу), церковь Сретенья (д. Погостна Ряпу- совском берегу), церковь Егория Храброго (Порженский Погост) и более позд- няя церковь — Ильи Пророка (д. Видягино), церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (д. Филипповская на Почозере).
Ныне нет ни одной постоянно действующей церкви: одни стоят в руинах, другие вяло реставрируются. Но в памяти людей они остаются как знаковые по- стройки, хранящие память о временах, когда звонили колокола и престольный праздник собирал кенозеров со всех деревень. «Радостно было!» — так опреде- ляет то время одна из старейших жительниц д. Горки (близ Филипповской) Марфа Дмитриевна Богданова.
Как особо значимые в духовной жизни людей, церкви порождали и про- должают порождать вокруг себя предания и легенды.
Видягинская церковь — одна из поздних (конец XIX в.), её история обросла легендамии стала частью истории Кенозера. «В Видягине, где церковь, старики ви- дели, к месту, где церковь сейчас, икона приплыла. Старики взяли — икона Ильи Пророка. Приплыла икона к тому месту. На этом месте церковь сделали. Старики говорят, церкви уж больше 100 годов. Мужики строили» (К. М. Нифонтова). В от- личие от других церквей, Видягинская церковь выстояла в годы разрушений, по- родив легенду. «Там, знаешь, церковь Ильи Пророку (в Видягине) поставлена. Они приехали, ворочать церковь хотели, разобрать, кирпич увезти — всё ведь разрушали. Так столько вышло змея, что никто не мог к церкви подойти. А там живет змей в церкви, его частенько видят. А там, говорят, столько вышло змея, что
293
Культурный ландшафт как объект наследия
всё шевелилось. Не дали нару- шить церковь. Вот они собра- лись, строители, и уехали об- ратным путём» (Е. К. Мелехо- ва). Эту историю в деревнях знают и подтверждают все, с кем пришлось беседовать: «В Видягине сколько раз пыта- лись нарушить церковь, а не смогли. Выплыли отовсюду змеи, пришли — на паперти лежат змеи, на ступеньки улег- лись — не пройти» (А. А. Спи- цына).
Церковь Ильи Пророка в д. Видягино (фото М. Кулешовой)
Погост (Ряпусово) ны- не почти исчезла, сохранилось лишь несколько домов, прежде же была большая деревня с приходской церковью. «В Погосте церковь Сретенья, платки веша- ли — завет давали, у тебя, к примеру, болят рученьки, скажи: «Сретенье Господ- не, помоги мне»,— и вешают кто что. А когда церковь разрушали, пришли раз- бойники (все плохие люди — разбойники), схватили священника, утащили в холодное гумно и бороду жгли. Теперь от церкви и деревни уж ничего не оста- лось» (К. М. Нифонтова). «Така церковь была красивая, с двумя куполами, ко- локол какой! — 32 пуда, когда рушили — стреляли в уши — упал — так в зем- лю ушёл. (— Когда это было? — Н. В.) — До войны. Потом зерно ссыпали, по- том школу заводили» (Т. Н. Фофанова, д. Сысово). В Сысове и Майлахте рассказывают, как не задалась школа в церкви: «там детей пугало», «учиться не могли — всё кирпичи на столы летели».
Примечательно и то, что с закрытием и разрушением церквей сохранялось восприятие их как святого места. Людмила Васильевна Мелехова (д. Тырышки- но) рассказала, как её молитва у Видягинской церкви помогла дочери при родах. Таким образом, в народной памяти они остаются знаковыми святыми местами. Церковь в Ряпусове (Погост) настолько разрушена, что уже никогда не вернёт своего облика, но жители в полуразвалившемся здании обустроили скромную часовню. Это и желание противостоять разрушению, и проявление возрождаю- щейся традиции.
294
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724