logo
Landscape

Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы

Веркольский ландшафтный заказник расположен в центральной части Пинежского района Архангельской области. Его создание связано с жизнью и дея­тельностью уроженца Верколы писателя Фёдора Абрамова. Несмотря на уда­ленность, туристов привлекает сохранившийся и сохраняемый традиционный культурный ландшафт как таковой, который включает и музей писателя, и живых прототипов его произведений, и возрождающийся Веркольский монастырь с часовней Артемия Праведного, и саму Верколу с обликом старинной рус­ской северной деревни и деревянными домами-кораблями второй половины XIX века, и традиционные промыслы, и окружающую таёжную природу, и за­поминающиеся окрестные виды (Иванова, Калуцков, 2000).

127

Культурный ландшафт как объект наследия

Пинежская деревня Явдора, Архангельская область (фото В. Калуцкова)

Топологическая организация Веркольского деревенского культурного ландшафта. Топосно - топонимическое картогра­фирование «внутреннего» Веркольского культурного ландшафта позволило вы­явить ряд закономерностей и лучше понять особенности и историю его форми­рования (Иванова, Калуцков, 2001). Территориальное распределение топосов характерно для северорусской деревни: в центре культурного ландшафта распо­лагаются селитебные топосы, далее сельскохозяйственные, затем речные, лесные и болотные. Сельскохозяйственные топосы, примыкающие к деревне, носят только русские названия: поле Глазыри, Абрамовское поле, поля Ондрюшинские печища, луг Крюк и т. д. Для более удалённых сельскохозяйственных топосов, унаследованных от финно-угорских предшественников, характерны «чудские» названия: луг Падчемень, луг Сельзеньга, луг Смутовенские Чуши и т. д. Эта за­кономерность ещё более наглядно проявляется в названиях ручьёв, которые поч­ти все имеют иноязычную основу (Рётова, Комбоя, Хярга и т. д.). Русские назва­ния ручьёв и речек сосредоточены почти исключительно на территории дерев­ни — Прокшин, Софронков.

Фольклорный ансамбль деревни Кевролы, Архангельская область (фото А. Ивановой)

Картографирование топосов позволило выявить ряд эндемических и релик­товых топосов, при этом было сделано несколько важных открытий, которые по­могли лучше понять особен­ности местной истории и культуры. Среди наиболее интересных моментов — выявлено широкое распростра­нение местного эндемичного реликтового топоса печище (в значении родовое место

128

Методология изучения культурных ландшафтов

Топологическая организация Веркольского культурного ландшафта: состав и соположение топосов

сто) в составе других полевых топосов: поле Поповско печище, поля Афанасьев­ские печища, поля Ондрюшинские печища, поле Абрамовское печище (Иванова, Калуцков, 2001). Последняя находка особенно значима в связи со спецификой Веркольского ландшафтного заказника, связанного с именем писателя Ф. А. Аб­рамова. При этом все выявленные топосы оказались локализованными в преде­лах пинежской поймы. Тем самым на примере Верколы выявлен феномен странствующего селения, характерный для всего Русского Севера (Калуцков, 1998). Полученные топонимические материалы в сочетании с историческими и архи­тектурными данными позволили сделать вывод о том, что переселение Верколы с поймы на «гору» произошло сравнительно недавно, в XIX веке.

Природно-культурные топологические комплексы Веркольского деревенского культурного ландшафта и их динамика. Картографирование топосов позволяет выявить природно-культурные топологические комплексы и исследовать их динамику.

При картографировании топосов выявляются центры территориально-культурной активности — селитебные и сакральные — и связанные с ними природно-культурные комплексы. При этом важен не столько момент террито­риального соположения топосов, сколько их топонимическое и смысловое взаимодействие.

129

Культурный ландшафт как объект наследия

К самым распространённым сакральным природно-культурным комплек­сам Пинежья относятся комплексы типа «крест — ручей», «часовня — ручей». Редко встречаются комплексы «крест — обетное дерево», или «храм — гора». Состав культурно-природных комплексов зависит от их значимости. Так, со­временный почитаемый сакральный комплекс в верховье Пинеги включает Ни­кольскую часовню, а также топосы Николин ручей и поля Под Николой. Другой комплекс у деревни Пиримень состоял из обетного креста, обетных сосен и Кре­стовой дороги. Иногда для образования природно-культурного топологического комплекса значение имеют визуальные связи, например, гора Поклонница находится в нескольких километрах от Сурского монастыря, через реку Суру.

В центральной части Веркольского культурного ландшафта выделяется три основных природно-культурных топологических комплекса: селитебный Абрамовский, Монастырский и «Чудской», образование которых связано соот­ветственно с деревенским, монастырским и «чудским» центрами культурного ландшафта.

Состав мощного Монастырского природно-культурного комплекса, обра­зованного Веркольским монастырём, следующий: на левом берегу Пинеги не­посредственно к монастырю примыкают Монастырские поля, Поповский ручей, место Под Николой и Вшива горка; на правом берегу — Монастырские поля, по­ле Поповско печище и Пономаревский ручей. С монастырём связано образование и других, территориально удаленных топонимов — Монастырской дороги, Свя­того озера и, возможно, болота Ангело.

Небольшой «Чудской» комплекс, расположенный в восточной периферии центра ландшафта, состоит всего из трёх топосов: ручья Чуша, места Чуши и луга Смутовенские Чуши. Его образование связано с действием широко распро­странённого принципа метонимии (переноса) одного и того же топонима, в данном случае Чуша, с одного топоса на качественно другой соседний — с ру­чья на луг, далее на поле и т. д.

Семантика природно-культурных комплексов существенно различается. Семантический анализ Монастырского природно-культурного комплекса без привлечения местных преданий и легенд, с точки зрения стороннего наблюда­теля, обнаруживает, что большая часть из них обладает нейтральной семанти­кой, выступая в качестве хозяйственных меток (Монастырские поля, Поповский ручей и т. д.), некоторые — отрицательной (Вшива горка) и только один — по­ложительной (Святое озеро).

Выявленные природно-культурные комплексы обладают разной динами­кой. Оказывается, что Монастырский природно-культурный комплекс свёрты­вается в результате утраты правобережных неустойчивых топосов, что связано с передачей в советское время бывших монастырских угодий деревне и укруп­нением (мелиорацией) хозяйственных угодий. Один из показателей неустойчи­вости топонимов — зафиксированные двойные названия, например, старое на­звание — Пономаревский ручей и новое — Матрёшкин косик.

В то же время деревенский Абрамовский природно-культурный комплекс, связанный с родом писателя Ф. А. Абрамова, имеет тенденцию к росту. Это проявляется в сознательном сохранении не только топонимов, но и топосов, связанных с жизнью писателя и героев его произведений. В качестве примера назо­вем Абрамовскую межу. Это единственный случай граничного топоса межа,

130

Методология изучения культурных ландшафтов

Топологическая организация Веркольского культурного ландшафта: природно-культурные комплексы и зоны топологической неустойчивости

имеющего важное значение для понимания культуры всего края, поддержи­ваемой в данном культурном ландшафте. Развивается семантика этого топоса: Абрамовскую межу нередко называют ещё и Палладьиной межой (по имени од­ной из героинь Ф. А. Абрамова). Так творчество писателя реально оказывает влияние на местную культурную традицию. В состав растущего Абрамовского комплекса ещё входят Абрамовское поле, Абрамовский косик и другие топосы

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4