logo
Landscape

1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта

Основной причиной неразвитости правовой основы сохранения культур- ных ландшафтов является новизна понятия «культурный ландшафт как объект наследия». Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ланд- шафтами как объектами наследия в системе действующего законодательства представлено в настоящее время только общими нормами, относящимися к объектам культурного наследия, под которыми традиционно понимаются па- мятники истории и культуры. Эти нормы могут быть использованы для защи- ты культурного ландшафта, необходимо расширять практику их применения.

Кроме того, особую важность приобретают индивидуальные правоуста- навливающие документы для конкретных особо охраняемых территорий. К ним, в частности, относятся «Положения» о конкретных особо охраняемых территориях, «Положения» о землях в границах охраняемых территорий без изъятия из хозяйственной эксплуатации. В рамках этих документов можно пре- дусмотреть нормы, непосредственно направленные на поддержание культур- ного ландшафта как объекта культурного и природного наследия.

Программа предусматривает разработку и корректировку ряда норматив- но-правовых документов с учётом специфики культурного ландшафта парка. Эти документы призваны упорядочить управленческие действия администра- ции парка в границах культурного ландшафта и её взаимоотношения с местным

536

Управление культурными ландшафтами

населением и организа- циями. Сельскохозяйственная, лесохозяйственная и другие ви- ды деятельности организаций и частных лиц в границах куль- турно-ландшафтных комплек- сов парка должны отвечать тре- бованиям особо охраняемой территории.

Традиционный северный «дом-корабль» в д. Сысово (фото М. Кулешовой)

Управленческая задача «Корректировка Положения о Кенозерском национальном пар- ке с учётом специфики сохране- ния культурных ландшафтов» предусматривает внесение из- менений в существующее «По- ложение о Кенозерском нацио- нальном парке». Для этого необходимо провести анализ его управленческой эффективности, подготовить проект и утвердить новое «Положение» с учётом специфики сохранения культурного ландшафта.

Одной из важнейших управленческих задач в рамках формирования пра- вовой основы сохранения культурных ландшафтов является разработка, согла- сование и утверждение Положения о землях без изъятия из хозяйственной эксплуа- тации с учётом специфики сохранения культурных ландшафтов. Этот необхо- димый для территории нормативно-правовой документ призван определять правила и режим использования земель, которые находятся в границах охра- няемых культурно-ландшафтных комплексов, но не изымаются из хозяйствен- ного использования.

Для поддержания реликтового культурного ландшафта, каковым является ландшафт Кенозерского национального парка, особое значение приобретает хо- зяйственная деятельность местного населения, его этническая и историческая па- мять, обеспечивающие воспроизводство основных черт и структур ландшафта. В связи с этим важно установление льгот и компенсаций для местного населения, а также других землепользователей в границах парка. Программой предусмотре- на подготовка соответствующих предложений, направленных на создание усло- вий экономического благоприятствования сохранению и восстановлению куль- турных ландшафтов. Управленческая задача «Содействие внедрению системы льгот и компенсаций собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, осуществляющим деятельность в границах парка» в рамках ме- неджмент-плана будет решаться совместно с блоком задач по социально-эконо- мическому развитию.

В течение пяти лет должна быть сформирована правовая основа сохране- ния культурного ландшафта. Это существенно облегчит усилия администра- ции парка, других заинтересованных сторон, направленные на поддержание ди- намической устойчивости и целостности культурного ландшафта.

537

Культурный ландшафт как объект наследия

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4