Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
Именно феномен сотворчества, творческого созидания отличает во многих случаях культурный ландшафт от антропогенных или техногенных ландшаф- тов, для которых учёт фактора гармоничного взаимодействия природы и со- циума не является определяющим. Творческие силы природы дарят человеку
197
Культурный ландшафт как объект наследия
красоту мира, приобщают его к прекрасному. Чтобы быть достойными соавто- рами, надо уметь понимать и создавать прекрасное.
Процесс сотворчества приводит к тому, что естественный (первоначаль- ный) ландшафт, при сохранении своих основных морфоструктурных черт и компонентов, обогащается новыми свойствами, качествами и материальными объектами культуры. Таковы ландшафты городских парков, усадеб, сельские и агролесные ландшафты. В этом контексте можно говорить и о монастырском культурном ландшафте, включающем фрагменты всех вышеназванных и имею- щем свои индивидуальные черты.
Монастырский культурный ландшафт наряду с прагматическими и эстети- ческими достоинствами обязательно включает семантическое наполнение, яв- ляется носителем важной смысловой нагрузки. Религиозная семантика ланд- шафта возникает благодаря присутствию в нём культовых сооружений, религи- озной символики, памятных мест, освященных преданиями, религиозных топонимов. Архетип православного монастыря может транслироваться через эту семантическую систему, а духовно-символическое пространство монастыря фиксируется через её элементы и обладает следующими существенными при- знаками (Столяров, 1997, 2001): основная религия (православие) и основная культура (русская монашеская); ареал (Соловецкий архипелаг); основные зако- ны формирования и воспроизводства (монастырский устав — Типикон); свя- щенная топография сакрального комплекса (духовно-символический каркас); духовная история (Соловецкий патерик, исторические документы, предания, топонимика); локальное время (духовно-символический календарь — события годового богослужебного цикла). Для сохранения монастырской культуры в «живом» виде необходимо учитывать эти факторы как обязательное условие сохранения всей историко-культурной среды.
Семантическое наполнение может быть присуще и иным типам культур- ного ландшафта, но оно не является для них ведущим признаком. Определяю- щую роль семантика приобретает в святых местах, на мемориальных и сакраль- ных территориях, к которым относятся и острова Соловецкого архипелага — Соловецкий монастырь.
Культурные ландшафты Соловецкого архипелага, несомненно, представ- ляют мировую ценность и должны рассматриваться с соответствующих пози- ций. Напомним, что по формальным основаниям к Всемирному наследию от- несены только архитектурные комплексы Соловков.
В соответствии с рассмотренной ранее типологией культурных ландшаф- тов, установленной ЮНЕСКО для объектов Всемирного наследия, культурные ландшафты разделяются, по степени их преобразованности, на рукотворные (целенаправленно созданные), естественно сформировавшиеся и ассоциатив- ные (см. раздел 2.1).
Рукотворные ландшафты представляют наибольший интерес в культуроло- гическом аспекте, поскольку их облик полностью подчинён творческому за- мыслу их создателей. Природная подоснова используется в качестве морфо- структурного каркаса, свойства которого находят отражение в планировке ланд- шафта и учитываются для придания ему большей пейзажной выразительности.
Естественно сформировавшиеся ландшафты — это полуприродные ланд-
198
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
шафты, приобретшие черты антропогенности в результате оказанного на них целенаправленного воздействия. Их существование зависит не только от рит- мики природных процессов, но также от систематического дополнительного «вливания» энергии (то есть ухода за созданными в них техногенными система- ми), без чего эти ландшафты могут начать регрессировать.
В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая может быть пред- ставлена как в материальной, так и в ментальной формах. В последнем случае физическое развитие ландшафта не выходит за рамки естественной (природ- ной) геодинамики. Наличие объектов материальной культуры, даже рукотвор- ных элементов ландшафта, не меняет характера, направленности или интенсив- ности природных процессов. К типу культурного такой ландшафт относится постольку, поскольку исторические события, персонажи и материальные па- мятники формируют его ассоциативно-ментальное поле и, в ряде случаев, уча- ствуют в создании его внешнего облика.
Отметим, что предложенная типология намеренно не содержит жесткой понятийной границы между ландшафтом природным и культурным, отражая смысловую континуальность таких границ. Один и тот же территориальный комплекс может быть объектом как культурологического, так и чисто природо- ведческого исследования и рассматриваться с разных методологических пози- ций — в зависимости от целей его выделения, принятой системы приоритетов и планов освоения (сохранения) ресурсов наследия. Это особенно показательно по отношению к Соловкам, которые наряду с культурной представляют ис- ключительную природную ценность, имеющую самостоятельное значение на уровне объектов мирового наследия (Кулешова, 1998, Kouleshova, 1999; Черен- кова, 1999).
Систематизация культурного ландшафта с выделением рукотворного, ес- тественно сформировавшегося и ассоциативного типов служит весьма удоб- ным методическим приёмом, хотя применительно к конкретным территориям он требует уточнений. Так, для Соловецкого архипелага обычна ситуация, когда рукотворные ландшафтные комплексы образуют системное целое с эволюцио- нировавшими и ассоциативными комплексами, формируя единый культурный ландшафт. Так же эволюционировавшие и ассоциативные ландшафтные ком- плексы нередко образуют ландшафтное единство с сугубо природными ком- плексами.
Монастырская культура является наиболее показательным и ярким приме- ром для представления разнообразия культурного ландшафта, поскольку осно- вана на признании красоты и целесообразности мира как творения Божьего. Сле- довательно, любые вмешательства в природные процессы должны исходить из глубокого понимания законов природы, дабы не противоречить ей, а приукра- шать и очеловечивать её изначальную красоту и полезность. Поэтому монастыр- ские культурные ландшафты предельно адаптированы к природным условиям, их инженерные устройства и архитектурные сооружения очень деликатно «впи- саны» в морфоструктуру ландшафта природного. Очень хорошей иллюстраци- ей развития монастырского культурного ландшафта служит остров Анзер.
Прежде чем перейти к описанию монастырского ландшафта Анзера, отме- тим, что публикаций по проблематике исторических ландшафтных комплексов
199
Культурный ландшафт как объект наследия
монастырских территорий ещё очень мало. Несомненный интерес представляют работы В. Р. Рывкина, посвящённые историческим ландшафтам Валаама. Автор не использует термины «культурный ландшафт» и «монастырский ландшафт», не упоминает о сакральных функциях ландшафта; в то же время он фиксирует многие особенности именно монастырского ландшафта. В ряду типологических ландшафтных категорий, представленных на Валааме, он называет садово-пар- ковый, инженерно-технический, сельскохозяйственный и мемориальный. Дале- ко не все методологические установки автора согласуются с излагаемой здесь концепцией, но предпринятое им исследование содержит важные индикаторы культурного ландшафта конкретной монастырской территории.
На Валааме, начиная с XIII века, проводились широкомасштабные работы по террасированию склонов, насыпке грунта, созданию искусственных почв, осушительной мелиорации, интродукции растений. Вместе с тем, культурные «дополнения» получили литогенная и гидрологическая основы, рельеф, почвы, биота, то есть основные природные компоненты ландшафта. Основные архи- тектурные доминанты — храмы — подчёркивают ландшафтные особенности местности, исходя из принципов подобия либо, напротив, контраста. «Архитек- турная среда наследовала закономерности среды природной, как наиболее близкой и понятной человеку» (Рывкин, 1989). Садово-парковые комплексы, разнообразие и искусность которых служили характерной чертой архипелага, органично связаны со своим природным окружением и архитектурой скитов. Пространственно-планировочная структура сельскохозяйственных угодий представляет пример экологичного природопользования, где в полной мере были учтены рельеф местности и особенности формирования стока. Архитек- турно-планировочные композиции удачно аккомпанируют мемориальным ценностям ландшафта. «Заслуга валаамских зодчих в том, что они сумели увидеть главное в природе, осмыслить её, сделать так, что архитектура фикси- рует внимание на наиболее характерном — на сути ландшафта» (Рывкин, 1989).
Многие черты валаамских культурных ландшафтов и технологии их созда- ния прослеживаются на Соловецком архипелаге, несмотря на принципиальные различия природных (геологических и климатических) условий этих остров- ных монастырских территорий. Видимо, не случайно между ними существует и духовная связь: один из основателей Соловецкого монастыря, св. Савватий, прибыл на Соловки с Валаама, а на Валааме существовала утраченная теперь церковь соловецких святых Зосимы и Савватия.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724