logo
Landscape

1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта

Ю. А. Веденин

Внастоящее время существует довольно широкий разброс представлений о культурном ландшафте. Об этом мож­но прочитать в обзоре В. Н. Стрелецкого, посвящённом проблемам становле­ния культурной географии. Эта тема нашла отражение в книгах и статьях Б.Б. Родомана, В.Н. Калуцкова,Ю.А. Веденина, Ю.Г. Симонова, В.Л. Каганского и некоторых других авторов. В последние годы у многих авторов, занимаю­щихся исследованием культурных ландшафтов, всё заметнее стал проявляться интерес к использованию культурологических методов в подходах к данной проблеме. Современные исследователи подчёркивают значимость интеллекту­альных и духовных культурных ценностей и рассматривают их не только в ка­честве одного из эффективных факторов формирования ландшафта, но и как его самостоятельный компонент (Веденин, 1997, Калуцков, 1998, Туровский, 1998). При этом, по мере усиления роли ландшафта в национальном или миро­вом культурном пространстве, значение его духовно-интеллектуального ком­понента возрастает. Наука, искусство, религия начинают восприниматься в ка­честве его важнейших элементов, предопределяющих функционирование и развитие ландшафта, отражающих его сущность как особой социокультурной и природной геосистемы. Особенно остро эта тема стоит при рассмотрении культурного ландшафта в контексте проблемы сохранения культурного насле­дия (Веденин, Кулешова, 2001).

Ландшафты становятся объектами исследования или источниками творче­ского процесса — «героями» литературных произведений или той натурой, на базе которой создаются произведения изобразительного искусства. В результа­те этой деятельности вокруг каждого такого объекта формируется некий ин­формационный слой, который не только создаёт образ данного ландшафта, но и входит в последний в качестве одной из важнейших его составляющих. Суще­ственной частью информационного слоя являются представления местного на­селения, журналистов, учёных, художников, реставраторов и других специали­стов о полезности, важности и ценности расположенных на территории ланд­шафта объектов движимого и недвижимого наследия, а также таких категорий, как, например, религиозные верования, фольклор, социальные отношения.

В формировании информационного слоя ландшафта особая роль принад­лежит историческому фактору. Это касается не только предметов материальной

68

Методология изучения культурных ландшафтов

культуры, наглядно свидетельствующих об истории ландшафта. Многие люди, уже давно оставившие этот мир, продолжают быть реально действующими субъектами и влияют на современную жизнь общества, на сегодняшние соци­альные и культурные процессы. Они продолжают жить рядом, поскольку со­храняется память о них и их деяниях. Об этом очень точно сказала Анна Ахма­това в своём стихотворении, посвящённом Летнему саду:

В душистой тиши между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века, Любуясь красой своего двойника. И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов. А шествию теней не видно конца…

Об этом же явлении написал Г. Ю. Стернин, анализируя картину Борисо­ва-Мусатова «Призраки». Эта картина написана в Зубриловке, усадьбе Прозо­ровских-Голицыных. Художник населил парк этой усадьбы воображаемыми фигурами её давних обитательниц. Стернин считает, что «это не только мечта о прошлом, но и способ поэтической реконструкции времени, особый тип тайновидения, позволяющий измерить историю живыми преданиями» (Стернин, 1994). В настоящее время появились интересные и принципиально важные для развития науки разработки, позволяющие представить место и роль образа гео­графического объекта в общей картине познания мира (Замятин, 1998). Однако в этих работах образ географического объекта рассматривается только как отра­жение географического объекта в поле культуры, вне самого ландшафта.

Оригинальное исследование о связи образа и функции ландшафта проведено Г. А. Исаченко (Исаченко, 1998). Автор детально изучает взаимодействие физико-географических процессов в ландшафте с историей освоения конкрет­ного региона и показывает, как результаты этого взаимодействия определяют образ ландшафта в тот или иной исторический период.

В. Э. Борисов-Мусатов «Призраки»

Нам представляется, что в контексте концепции культурного ландшафта появляется возможность не просто выявить всё многообразие связей меж­ду ландшафтом и его об­разом, но и показать, что образ может стать неотъ­емлемой составляющей ландшафта. Это может произойти только в том случае, когда результаты интеллектуально-духов­ной деятельности будут воспроизведены и сохра­нены в виде устойчивого

69

Культурный ландшафт как объект наследия

информационного слоя, то есть зафиксированы в средствах массовой информа­ции, книгах, научных статьях, произведениях изобразительного искусства, кино­фильмах, художественных альбомах и т. д. Таким образом, именно информация выступает в качестве важнейшей созидательной силы, определяющей формиро­вание и развитие культурного ландшафта. При этом по мере эволюции культур­ного ландшафта роль информации постоянно возрастает. Важно подчеркнуть, что при рассмотрении культурного ландшафта как объекта наследия в качестве основной ценности рассматривается не сам объект как некое материальное тело, а информация, которую данный объект несёт в себе.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4