3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
Горбунов А. В., Кулешова М. Е.
Территория Бородинского музея-заповедника (109,7 кв.
км), совпадает в границах с территорией Бородинского поля как достопримечательного места. Вся она является не только природ-но-ландшафтной средой для двухсот отдельных недвижимых памятников, но и целостным объектом культурного наследия. Природная составляющая этой территории имеет особую ценность именно в контексте мемориальности ландшафта. Если бы здесь в 1812 году не произошло Бородинское сражение, то эта территория, несмотря на наличие памятников предшествующего времени и ценных природных объектов, не была бы взята под особую государственную охрану. Более того, само название «Бородинское поле», отражающее целостность этой территории, появилось только после 1812 года. Таким образом, ме-мориальность как объективно возникший и сохранившийся отпечаток «битвы гигантов», а также как результат целенаправленной деятельности по увековечению этих событий является главным оценочным признаком территории Бородинского музея-заповедника. По этой причине именно мемориальность стала главным критерием выделения внутренних территориальных комплексов и вошла в их определение.
Сохранение памяти места — ведущая функция военно-исторического культурного ландшафта, один из критериев оценки его целостности. Признак мемориальности отражает связь отдельных участков территории и находящихся на ней объектов с историческим событием или его эпизодом. Применительно к Бородинскому полю это — основные эпизоды боевых действий и расположение войск обеих армий до и после Бородинского сражения. Поскольку на той же территории происходили бои в октябре 1941 года, учитывалось и это обстоятельство. Исходя из соотносительной значимости тех и других событий, 1941 год стал структурообразующим признаком при выделении только одного комплекса. Возможно также выделение ландшафтных комплексов на основе памятников предшествующих времен. При этом необратимость антропогенных изменений отдельных участков исторического ландшафта не может быть основанием для их исключения из историко-культурных ландшафтных комплексов. При полном отсутствии визуальных признаков прошлого в виде памятников-свидетельств мемориальная ценность участков историко-культурного ландшафта может быть выражена путем установки памятных знаков.
446
Культурно-ландшафтное районирование
Экспозиционность территориальных комплексов культурного наследия выражает ещё одно их целевое назначение — показ посетителям. Конечно, речь здесь идёт не столько о музейных интерьерных экспозициях, сколько о показе мемориальных ландшафтных комплексов как экспозиций под открытым небом. О том, что всё Бородинское поле является, а точнее — должно стать главной экспозицией музея-заповедника, впервые было сказано в Генеральный программе реставрации памятников и организации заповедника «Бородино» в 1975 году. Основным (хотя и не единственным) экспонатом этой экспозиции является исторический ландшафт или его сохранившиеся элементы. Экспозиционность комплекса подразумевает также возможность эффективного использования территории в культурно-просветительских целях путем его включения в обзорные маршруты по музею-заповеднику и создания отдельных ту-ристско-экскурсионных маршрутов и программ.
Необходимость решения задач сохранения, реставрации и использования объекта наследия в единой системе является аксиомой в практике работы музеев-заповедников. Поэтому структурообразующие территориальные комплексы Бородинского музея-заповедника определены нами как мемориально-экспозиционные, то есть по их основному предназначению.
Мемориально-экспозиционный ландшафтный комплекс — это исторически и географически целостная часть территории музея-заповедника, обладающая историко-культурной информативностью (как место свершения исторических событий и действия исторических персон) и предназначенная для сохранения и показа посетителям природных и культурных достопримечательностей, связанных единством исторического процесса.
Создание мемориально-экспозиционного комплекса—это задача для архитектурно-художественного и ландшафтного проектирования. Предварительное разделение всей территории Бородинского музея-заповедника на мемориально-экспозиционные комплексы было произведено в 1994 году в ходе разработки целевой Программы федерального значения «Сохранение и развитие территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника». В последующем, в ходе разработки программы «Сохранение и восстановление историко-культурного ландшафта Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника» (2000 г.), были сделаны необходимые уточнения, и в соответствии с указанными критериями проведено культурно-ландшафтное районирование; выделено 14 комплексов. Каждый из них включает в себя в различных сочетаниях как объекты культурного наследия, связанные с событиями 1812 и 1941 гг. и историко-краеведческой тематикой, так и современные элементы культурного ландшафта. Их классификация дана в разделе 2.4. Названия комплексам даны в соответствии с расположенными в них историческими населёнными пунктами.
Размеры и границы мемориально-экспозиционных комплексов, кроме ме-мориальности и возможностей создания пространственных экспозиций под открытым небом, обусловлены географическим строением территории, ландшафтными взаимосвязями. Отдельные события битвы на Бородинском поле во многом зависели от ситуационного плана местности, от ландшафтных условий, где каждая группа участников соответственно её роли и задачам должна была
447
Культурный ландшафт как объект наследия
Культурно-ландшафтная дифференциация территории Бородинского поля
занять свои исходные типы местности. Естественно предположить, что каждая такая местность для каждой группы участников событий должна была обладать свойствами, которые позволяли бы контролировать обстановку в её пределах и на функционально взаимосвязанных сопредельных территориях. Так как основные событийные элементы битвы должны соответствовать участкам, отличающимся определённой ландшафтной организацией, то и мемориально-экспозиционные комплексы должны в основе своей обладать свойством ландшафтной целостности.
Анализ природно-ландшафтной структуры территории Бородинского поля выполнялся на основе ландшафтной карты В. А. Низовцева М 1:50 000 с текстовыми пояснениями к ней, топографической карты М 1:50 000 и схемы землеустройства М 1:25 000. Хорошо выраженных гряд, увалов, уступов, ступеней рельефа в масштабе данной территории не просматривается. Строение природ-
448
Культурно-ландшафтное районирование Спасо-Бородинский женский монастырь, возведенный на месте расположения в 1812 г. Багратионовых флешей (фото А. Любченко)
ного каркаса применительно к данной территории определяется в первую очередь эрозионной сетью, состоящей из речек, ручьёв, оврагов, а также расположением водораздельных поверхностей, локальных узлов распределения поверхностного стока, размещением лесных массивов и спорадическим распространением чётко выраженных на местности высотных доминант рельефа. Эрозионная сеть определяет и внутриландшафтную дифференциацию территории; преимущественно под её влиянием формируются оси природного каркаса, которые в определённых случаях становятся границами мемориально-экспозиционных ландшафтных комплексов.
Главными гидроморфными (водными) осями природного каркаса являются Москва-река, Можайское водохранилище (маргинальная ось) и река Колочь (центральная ось). Река Колочь структурно фиксирует, собирает преобладающую часть (девять) мемориально-экспозиционных комплексов, являясь одновременно основной внутренней географической границей. В местах слияния с Колочью наиболее крупных притоков образуются энергетически активные гид-роморфные узлы природного каркаса, наиболее важный из них — Бородинский, где в основную реку впадают сразу три притока — р. Воинка, руч. Стонец и руч. Семёновский. Этот природный узел совпадает с планировочным и связывает три мемориально-экспозиционных комплекса (Бородинский, Центральный, Горкинский). Два других значимых гидроморфных узла находятся на диаметрально противоположных границах Бородинского поля — в районе пос. Александровского, при впадении в Колочь р. Еленки и руч. Горнешня (Александровский и Ельнинский комплексы), что совпадает с важным хозяйственным центром, и в устье Колочи, при впадении её в Можайское водохранилище. Одновременно на Москва-реку и Колочь структурно ориентированы два долинных комплекса, Криушинский и Старо сельский.
449
Культурный ландшафт как объект наследия
Река Колочь на границе Валуевского и Шевардинского комплексов. Район переправы войск Наполеона при взятии Шевардинского редута (фото М. Кулешовой)
восточнее д. Доронино. Небольшое ответвление от этой оси по перпендикуляру уходит на юг, примерно по нему ограничивается восточная часть Ельнинского комплекса. Других линейно выраженных и значимых водоразделов-осей в границах Бородинского поля не прослеживается.
Притоки реки Колочь — соподчиненные элементы главной оси каркаса — выполняют как барьерные, так и связующие функции в геосистемах локальных бассейнов. Типичными барьерами при выделении мемориально-экспозиционных комплексов, помимо Колочи, являются р. Сетка и руч. Стонец, а типичными связующими структурами — речки Воинка и Ельня. Соответственно по этому эколого-функциональному критерию вся совокупность мемориально-экспозиционных комплексов может быть подразделена на несколько типов, а именно: межручьевой тип (превалирует барьерная функция эрозионной сети), к которому относятся Центральный, Горкинский, Багратионовский комплексы; бассейновый, наиболее многочисленный тип (превалирует связующая функция), представленный комплексами Бородинским, Шевардинским, Утиц-ким, Татариновским, Ельнинским, Мясоедовским; смешанный тип — комплексы Семёновский, Старосельский, Криушинский, Валуевский, Александровский. Для комплексов межручьевого типа характерна чёткая визуальная фиксация границ, что возможно только для границ-водотоков и эрозионных врезов. В такого рода местности располагались главные опорные пункты оборонительной позиции. Напротив, в комплексах бассейнового типа ярко выраженные визуальные границы отсутствуют — в этом не было необходимости, так как они не были оборонительными рубежами. Это комплексы, где военные действия носили локальный характер (Бородинский), либо сценарий обороны не ориентировался на водный рубеж (Шевардинский, Утицкий, Ельнинский), либо здесь располагались резервы, или эти территории вообще не были вовлечены в эпизоды битвы. Комплексы смешанного типа ограничиваются водными рубежами с какой-либо из сторон, но в основе своей могут ориентироваться и на иные
450
Культурно-ландшафтное районирование
природные и планировочные структуры (водоразделы, лесные опушки). По военно-стратегическому значению они преимущественно относятся к тыловым территориям, за исключением Семёновского и Криушинского комплексов, бывших главными рубежами оборонительной позиции.
Основой выделения мемориально-экспозиционных комплексов служат определённый исторический сценарий и восприятие конкретного пространства как места его развития. Эта историческая целостность подтверждается и при анализе типологической природно-ландшафтной карты. Выделяемые на ней типы урочищ (моренные и камовые холмы, равнины, болотистые западины, придолинные склоны и долины) образуют характерные сочетания природных элементов с преобладанием или группировкой того или иного их типа в рамках бассейновых или междуречных пространств, что достаточно хорошо соотносится с установленными границами комплексов. Учёт этого фактора имеет большое значение для управленческих целей, поскольку выделенные комплексы являются основными операционными единицами стратегического планирования деятельности музея-заповедника. Мониторинг их природных и натуро-морфных элементов значительно облегчается, если эти элементы рассматриваются как единая система.
Таким образом, границы мемориально-экспозиционных комплексов обосновываются также природно-ландшафтным строением территории. На местности они определяются по визуально значимым элементам исторического ландшафта: руслам рек и ручьёв, опушкам лесов, дорогам. Эти границы могут быть уточнены в ходе дальнейшего изучения ландшафта и его визуально-пространственных связей.
Каждый из мемориально-экспозиционных комплексов имеет свой «портрет», отражающий его функции, природные и культурные особенности, тип культурного ландшафта.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предисловие
- ВВведение
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия
- Понятие «культурный ландшафт»
- Культурные ландшафты и Всемирное наследие
- Свойства культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия
- Культурный ландшафт и особо охраняемые территории
- Культурный ландшафт и европейские стратегии защиты окружающей среды
- Литература
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта
- Критерии ценности культурного ландшафта в системе объектов Всемирного наследия
- Ценность культурного ландшафта в системе критериев ценности природного и культурного наследия, установленных Руководящими указаниями юнеско по применению Конвенции о Всемирном наследии
- Обобщённая система критериев ценности природного и культурного наследия, включая культурные ландшафты
- Применение оценочных критериев для целей создания особо охраняемых территорий
- Примеры обоснования универсальной ценности ряда культурных ландшафтов России для целей их отнесения к участкам Всемирного наследия
- Обоснование предложения о реноминации Соловецкого архипелага как объекта Всемирного природного и культурного наследия
- Основания для проведения реноминации Соловецкого архипелага по категории «mixed property» (смешанное наследие) — культурные ландшафты и природные комплексы
- Критерии соответствия статусу Всемирного природного и культурного наследия
- Обоснование предложения о включении Кенозерья в Список Всемирного природного и культурного наследия по категории «культурный ландшафт»
- Основания для отнесения к номинации по категории «культурный ландшафт»
- Литература
- 1.3 Информационная парадигма культурного ландшафта
- Основные характеристики информационного слоя культурного ландшафта
- В. Д. Поленов «Река Оять» Информация как основа классификации культурных ландшафтов
- Методы описания культурного ландшафта
- Культурный ландшафт и наследие
- Место культурного ландшафта в культурной политике и политической культуре
- Литература
- 1.4 Факторы культурно-ландшафтной диф-ференциации территории – природный каркас, его экологические функции и природно-культурный каркас
- Природный каркас и экологические функции территории
- Структуры природного каркаса
- Природно-культурный каркас
- Методология выявления природных и природно-культурных каркасов в связи с задачами создания особо охраняемых территорий
- Литература
- 1.5 О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры
- Литература
- 1.6 Топологическая организация традиционного культурного ландшафта
- НПостановка проблемы
- Культурный ландшафт: «внешний» и «внутренний»
- Топологическая организация культурного ландшафта и местное сообщество
- Топос - единица топологической организации культурного ландшафта
- Топологическая организация традиционных культурных ландшафтов Русского Севера (типологический аспект)
- Топологическая организация Веркольского ландшафтного заказника: территориальный аспект и природно-культурные комплексы
- Топосы как наследие
- Литература
- 1.7 Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке
- Литература
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 2.1 Систематика культурных ландшафтов
- Литература
- 2.2 Русский усадебный ландшафт и его место в культурном ландшафте России
- 2.2.1 Усадебный ландшафт как тип культурного наследия
- Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России
- Выделение усадебного ландшафта как объекта наследия
- Усадебный ландшафт как арена жизнедеятельности
- Роль искусства в формировании усадебного ландшафта
- Связь усадьбы с окружающим природным и антропогенным ландшафтом
- Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта
- Современное состояние усадебного ландшафта и перспективы его сохранения
- Литература
- 2.2.2 Старинные усадьбы окрестностей Петербурга и их роль в формировании культурных ландшафтов
- Литература
- 2.3 Монастырский ландшафт: пример острова Анзер (Соловецкий архипелаг)
- Типологические особенности монастырского культурного ландшафта
- Ассоциативные ландшафты
- Рукотворные ландшафты Анзера
- Естественно сформировавшиеся ландшафты
- Археологический ассоциативно-эволюционировавший ландшафт мыса Колгуев
- Природный каркас острова
- Природно-культурный каркас
- Литература
- 2.4 Ландшафт полей сражений: генезис, структура, развитие
- 1. Памятники-свидетельства
- 2. Памятные места и объекты
- 3. Памятные знаки
- 4. Объекты наследия, не связанные с военными событиямиили относящиеся к другим историческим периодам
- Литература
- 2.5 Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера
- 2.5.1 Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья
- Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья
- Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
- Крестьянский ландшафт Кенозерья как центрическая полизональная структура
- Модели описания культурного ландшафта отдельных деревень Кенозерья
- Литература
- 2.5.2 Фольклор как способ отражения культурного ландшафта
- «Святые» рощи
- Монастыри. Церкви. Часовни. Кресты
- Монастыри
- Часовни
- Деревянные кресты
- Кладбища
- Деревня
- Литература
- 2.6 Индустриальный ландшафт Рёроса как объект Всемирного наследия
- Индустриальный ландшафт Рёроса
- Основания для присвоения Рёросу статуса объекта Всемирного наследия
- Критические замечания
- 1. «Окружность» как символическая граница
- 2. Чьё культурное наследие должно охраняться и от кого?
- 3. Являются ли объекты Всемирного наследия элитарными?
- 4. Продолжение —в дискуссии
- Литература
- 2.7 Русский средневековый ландшафт как объект археологических исследований
- Литература
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 3.1 Введение в проблему культурно-ландшафтного районирования
- 3.2 Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России
- Культурно-ландшафтное районирование России
- Русская Европа
- Русский Север — живая память России
- Новгородско-Псковская земля — исторический форпост России на западе
- Санкт-Петербург — европейский центр России
- Центральные Русские земли — сердце России
- Русское Черноземье — поэтическая душа России
- Русское Предкавказье — земля древних греческих колоний, казачьих станиц и курортов
- Русские степные Поволжско-Приуральские земли — восточное лицо России
- Русский заводской Урал — земля сказов, зелёного камня и металла
- Русская Азия
- Русская Западная Сибирь — земля первых сибирских переселенцев и первого сибирского университета
- Русская Восточная Сибирь — земля Байкала, тайги и крупнейших индустриальных гигантов
- Русское Приамурье и Приморье — земля смелых путешественников, тигров и женьшеня
- Заключение
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края
- Основные особенности территории1
- Природно-культурный каркас исторической территории «Кунгурский край»
- Гидроморфные и планировочные оси природно-культурного каркаса с взаимосвязанными узловыми структурами
- Экоморфные оси и узлы природно-культурного каркаса
- Буферные автоморфные структуры природно-культурного каркаса
- Культурно-ландшафтные районы Кунгурского края
- Перспективы охраны и освоения природно-культурного наследия
- Литература
- З.4 Культурно-ландшафтная дифференциация территории национального парка «Угра»
- Угорский участок парка
- Жиздринский участок парка
- 3.5 Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка
- 3.6 Культурно-ландшафтное районирование территории Бородинского поля
- Центральная зона боевых действий 1812 г.
- Периферийная зона боевых действий 1812 г.
- Зона расположения войск и резервов 1812 г.
- Зона боевых действий 1941 г.
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 4.1 Управление культурными ландшафтами на охраняемых территориях
- Предпосылки и мотивации
- Зарубежный опыт управления культурными ландшафтами и иными объектами культурного наследия на охраняемых территориях
- Великобритания
- Германия
- Норвегия
- Нормативно-правовое обеспечение управления культурными ландшафтами
- Регламентация землепользования и градостроительной деятельности на охраняемых территориях
- Информационное и научно-проектное обеспечение управления культурными ландшафтами Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
- Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
- Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация охраняемой территории
- 3. Историко-культурный комплекс:
- Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий
- Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами
- Заключение
- Литература
- Нормативно-правовые и иные руководящие и методические документы
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля
- Исторические факторы формирования культурного ландшафта
- Анализ ландшафтных изменений и основные рекомендации по их предотвращению
- Предмет охраны поля сражения
- Памятники-свидетельства
- Памятники-свидетельства 1812 года Военно-инженерные сооружения
- Захоронения
- Культурный слой поля сражения
- Памятники-свидетельства 1941 года
- Памятные места и памятные объекты
- Памятные места 1812 года
- Памятные места 1941 года
- Памятные объекты 1812 года
- Памятные объекты 1941 года
- Памятные знаки
- Памятные знаки 1812 года
- Памятные знаки 1941 года
- Объекты наследия других исторических периодов
- Современные элементы
- Программа мероприятий по сохранению и восстановлению мемориально-экспозиционного комплекса (мэк) «Центральный»
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья
- Структура основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта. Управленческие задачи:
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования приоритетной группы ландшафтных объектов. Управленческие задачи:
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по поддержанию приоритетной группы ландшафтных комплексов Парка. Управленческие задачи:
- Обзор содержания основных задач
- 1. Формирование правовой основы сохранения культурного ландшафта
- 2. Формирование механизма финансирования и поддержки деятельности по сохранению культурно-ландшафтных комплексов парка
- 3. Научно-проектное обеспечение охраны и использования культурных ландшафтов
- 4. Разработка и реализация системы специальных мероприятий по сохранению приоритетной группы культурно-ландшафтных комплексов
- Состав специальных мероприятий по сохранению и поддержанию Видягино-Тырышкинского культурно-ландшафтного комплекса (клк) Кенозерского национального парка
- Литература
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов
- Литература
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши
- Литература
- Заключение
- Оглавление
- 1 Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия
- 2 Типологическое разнообразие культурных ландшафтов как объектов наследия и алгоритмы их описания
- 3 Культурно-ландшафтное районирование
- 4 Управление культурными ландшафтами как объектами наследия
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2
- Оглавление
- I Методология изучения культурных ландшафтов как объектов наследия 11
- 1.1 Культурные ландшафты как категория наследия 13
- 1.2 Принципы и методы оценки культурного ландшафта 45
- 3.3 Культурно-ландшафтное районирование Кунгурского края 481
- 4.2 Предмет охраны и пути сохранения культурного ландшафта Бородинского поля 625
- 4.3 Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья 657
- 4.5 Практика охраны этнокультурных ландшафтов 709
- 4.6 Организационо-правовые аспекты охраныкультурных ландшафтов Польши 724