logo
Landscape

Проблема консервации, реставрации, возрождения и развития усадебного культурного ландшафта

Она напрямую связана с организацией хозяйственной деятельности, кото- рая должна быть приравнена к реставрационным и консервационным работам, ведущимся на памятниках архитектуры. Особое значение при этом имеет рас- пашка земель, регулярный выкос лугов, выпас скота, регулярная зачистка дна озёр, водохранилищ и прудов от растительности.

С этих позиций можно по-новому посмотреть на действия советских вла- стей в сфере сельского хозяйства, когда перед руководителями колхозов и сов- хозов ставилась задача прежде всего не допускать сокращения площади сельхо- зугодий, в том числе пахотных земель и лугов. Проблема урожая оценивалась как второстепенная, поскольку она зависела не только от человека, но и от ка- призов природы. Экономический эффект от такой политики был явно негатив- ным, однако это позволяло сохранить пространственную структуру ландшаф- та, баланс между открытыми и закрытыми пространствами.

Традиционные памятники истории и культуры — архитектурные и инже- нерные сооружения, объекты ландшафтной архитектуры — парки, декоратив- ные водоёмы и водотоки, сельские поселения рассматриваются как элементы

178

Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

культурного ландшафта. Поэтому поддержание их состояния, своевременное ведение реставрационных работ — это фундаментальная часть деятельности по сохранению и восстановлению усадебного ландшафта. Следует иметь в виду ряд особенностей, отличающих работу реставраторов культурного ландшафта от реставраторов памятников архитектуры. Первая из них связана с тем, что усадебный ландшафт, как и все другие культурные ландшафты, является дина- мической развивающейся системой. Его нельзя восстановить или сохранить в полном соответствии с какой-то определённой исторической датой. Собствен- но, здесь мы сталкиваемся с той же проблемой, которую приходится решать реставраторам садов и парков. Реставрация усадебного ландшафта должна про- водиться на основе принципа соответствия историческому процессу его фор- мирования и развития как культурно-природного комплекса (в противовес принципу достижения состояния объекта наследия на ту или иную дату). В ре- зультате достигается исторически достоверная периодичность в смене расти- тельных сукцессий, в развитии водоёмов, в изменении пропорций между от- крытыми и закрытыми пространствами в усадебном парке и окрестностях усадьбы.

Вторая особенность реставрации усадебного ландшафта заключается в осо- бом подходе к воссозданию утраченных памятников, в частности, архитектур- ных сооружений. Восстановление некогда утраченного памятника архитектуры рассматривается многими специалистами отрицательно и квалифицируется как попытка возведения «новодела». Совершенно другое отношение к воссозданию некогда утраченных деталей или даже фрагментов уникального культового па- мятника или гражданского здания. Признаётся правомерность восстановления не только хорошо документированных элементов здания, но и восстановление по аналогам. В процессе реставрации усадебных культурных ландшафтов неред- ко приходится восстанавливать утраченные сооружения — главный дом усадь- бы, парковые павильоны, отдельные парковые аллеи. Характерным примером этому может служить восстановление усадебных строений в Пушкинском запо- веднике в Псковской области, усадьбы Блока в Шахматове и т. д. Едва ли кто будет утверждать, что вновь возведённые объекты являются памятниками архи- тектуры или садово-паркового искусства. Но они могут и должны быть иденти- фицированы как элементы усадебного ландшафта — объекта культурного на- следия. Тем самым на них распространяются правила и нормы, применяемые в отношении объектов культурного наследия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4