logo
Landscape

Привлечение местного населения к управлению культурными ландшафтами

Большинство особо охраняемых территорий типа музеев-заповедников и национальных парков, ориентированных на сохранение культурных ландшаф- тов, сосредоточено в европейской части страны. В их границах, как правило, расположены различного типа поселения и хозяйственные угодья. В основном, это сельские поселения, хозяйственная жизнь которых определяется наличием и доступностью земельных ресурсов, а также и некоторых других природных ресурсов — лесных, рыбных, охотничьих. Городские поселения нередко сосед- ствуют с охраняемыми территориями, располагаются в их охранных зонах, а их жители входят в местное сообщество, заинтересованное в территориальных ре- сурсах парка или музея-заповедника — рекреационных, лесных, рыбных, охот- ничьих. В последние десятилетия особую роль стали играть дачники — домохо- зяева и землевладельцы, сезонные пользователи тех же самых территориальных ресурсов. Как правило, всё это сообщество рассматривается службами охраны как источник негативного воздействия на природные и культурные объекты в границах охраняемой территории.

Демократизация общественной жизни страны и присоединение к междуна- родным рекомендательным и правовым документам в области охраны приро- ды и сохранения культурного наследия непосредственно повлияли на взаимо- отношения администраций охраняемых территорий и местного населения. На- ряду с системой запретов, ограничений и взысканий стали значительно шире применяться средства убеждения, просвещения и, наконец, вовлечения местно- го населения в работы по сохранению и сбережению природных и культурных ценностей территории. На повестку дня встала задача изменения ситуации из конфликтной в конструктивную, создания атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества. Не ставя под сомнение всю актуальность этой задачи, следует несколько расширить её рамки, понимая работу с местным населением не толь- ко как нейтрализацию возможных негативных влияний, но также как выявле- ние культурного потенциала и поддержание культурной идентичности тради- ционных местных сообществ. В таком случае определённые слои местного насе- ления представляют историко-культурную ценность и нуждаются в защите. Без установления партнёрства и даже покровительства над местными старожилами ни о каком комплексном сохранении историко-культурных богатств охраняе- мых территорий не может быть и речи, так как историко-культурное наследие создаётся, поддерживается и воспроизводится людьми.

Вопрос о роли местного населения в сохранении природного и культурно-

496

Управление культурными ландшафтами

го наследия за последние годы стал одним из основных вопросов стратегии раз- вития охраняемых территорий на международном уровне. Культурные навыки и культурные традиции местных сообществ во многих случаях не угрожают, а способствуют сохранению определённых видов биоты и биоценозов. Природ- ные феномены во многих случаях представляют исключительную культурную (в частности, сакральную) ценность и поддерживаются местным сообществом во много крат строже, нежели с помощью официальных установлений. Сель- ские сообщества сами по себе являются носителями ценных навыков и техноло- гий, относимых к культурному наследию, а также служащих основой экологи- чески грамотного природопользования. Об этом свидетельствуют многочис- ленные документы последнего — пятого — Международного конгресса по национальным паркам и другим охраняемым территориям, проводившегося в Дурбане (Южная Африка)в 2003 г.(конгресс проводится раз в десять лет), а так- же документы Совета Европы, в частности, Европейской конференции минист- ров по территориальному планированию — CEMAT (Durban Accord…, 2003; Protected Areas…, 2003; European Rural…, 2003; Rössler M., 2003)

С позиций сохранения историко-культурного наследия наибольший инте- рес в местном сообществе представляют коренное и старожильческое населе- ние, местная интеллигенция и местные предприниматели.

Коренное и старожильческое население (в основном это — жители села), которое исторически и культурно связано с кормящим ландшафтом и устойчи- во воспроизводит его физические формы и хранит духовную культуру, должно рассматриваться в качестве необходимого фактора и условия сохранения как ландшафта, так и бытовых, хозяйственных и духовных навыков и представле- ний (то есть живой традиционной культуры).

Знакомство с жителями умирающих, экономически бесперспективных де- ревень в национальных парках и музеях-заповедниках показывает, что это — люди высокой культуры, обладающие большими практическими знаниями, опытом, трудолюбием и нередко представляющие единственный источник живой памяти об историческом прошлом территории и её традиционной культуре. Взаимоотношения с ними администрации охраняемой территории, которые основаны преимущественно на системе запретительных мер, должны быть принципиально изменены и ориентированы на всемерное поощрение деятельности, обеспечивающей воспроизводство качеств ландшафта и свойст- венного местному сообществу образа жизни, на социальную поддержку тех, кто является носителями культурных традиций и исторической памяти рус- ской деревни. Это особенно важно в связи с тем, что у представителей более молодых поколений наблюдаются утрата этнокультурной идентичности и маргинальное поведение.

Соответственно, сельские культурные ландшафты должны рассматривать- ся не как нарушенные антропогенной деятельностью участки, что характерно для особо охраняемых природных территорий, а как ресурсы наследия. При этом сельский культурный ландшафт, являясь результатом совместного твор- чества человека и природы, объединяет в себе и культурное наследие, и природ- ное. К сожалению, необоснованные запреты и ограничения некоторых форм сельского природопользования способствовали зарастанию лесом лугов и по-

497

Культурный ландшафт как объект наследия

лей. В ряде случаев это привело к распространению малоценных сукцессион- ных сообществ и снижению биоразнообразия луговых экосистем. То же самое можно сказать и об определённых типах озёр, экосистемы которых деградиру- ют при прекращении традиционных форм рыбной ловли.

Местная интеллигенция во многих случаях выступает как аккумулятор разнообразной информации о природе и культуре своего края. Среди её пред- ставителей немало собирателей и коллекционеров различных древностей, ис- торических документов, природных редкостей. Сельские школы и краеведче- ские музеи часто служат локальными культурными центрами, через которые осуществляется связь местной интеллигенции с остальным сообществом и внешним миром. Привлечение этих учреждений к программам сохранения культурного ландшафта имеет очень широкие перспективы. Небольшие част- ные коллекции этнографических, археологических или художественных пред- метов, происхождение которых связано с историей края и которые хозяин готов демонстрировать посетителям, также могут служить существенным до- полнением к историко-культурному наследию территории и соответствую- щим просветительским программам. Местная интеллигенция зачастую пред- ставлена очень яркими личностями, с помощью которых может осуществ- ляться возвращение традиционных культурных навыков и представлений в их естественную среду, если местное сообщество по тем или иным причинам эти навыки и представления утратило. Это возможно через создание фольклор- ных коллективов, центров обучения ремёслам, школ художественных промы- слов, что уже практикуется на территориях ряда национальных парков или в их ближайших окрестностях.

В среде предпринимателей все чаще появляются люди, желающие владеть имуществом, представляющим историко-культурную ценность, главным обра- зом — бывшими усадьбами и особняками. Некоторые из них начинают прояв- лять склонность к меценатству, главными объектами которого становятся вос- станавливаемые храмы и монастыри. Можно предположить, что со временем среди них найдутся патриотически настроенные личности, неравнодушные к национальной культуре и способные осуществлять опеку отдельных истори- ко-культурных объектов на охраняемой территории. Однако сегодня чаще на- блюдаются ситуации, когда финансовые возможности предпринимателя не со- ответствуют его культурному уровню. Это ведёт к снижению ценности объек- тов наследия и историко-культурной среды, в которые такое лицо вторгается и которые приспосабливает для своей пользы.

Ценный объект или ландшафт может быть искажён или уничтожен не по злому умыслу, а по незнанию, если никто не объяснил пользователю или вла- дельцу его ценность и актуальность. В этой связи на администрациях охраняе- мых территорий и госорганах охраны объектов культурного наследия лежит ответственность за проведение разъяснительной работы. От их просветитель- ской активности и убедительности их аргументов во многом будут зависеть как направленность действий местных предпринимателей, так и итоговое состоя- ние историко-культурных объектов, оказавшихся в сфере их интересов.

Местное население следует рассматривать не только как источник воздей- ствия на природу, но и как источник формирования и поддержания истори-

498

Управление культурными ландшафтами

ко-культурных ресурсов, являющихся частью окружающей среды. Стратегия управления историко-культурными ресурсами должна способствовать осозна- нию местным населением своей причастности к охране культурного и природ- ного наследия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4